Описание проекта модернизации педагогического образования

2389

Аннотация

В статье приводится описание проекта по разработке новых модулей основных профессиональных образовательных программ бакалавриата и магистратуры с усилением практической и исследовательской направленности подготовки, в рамках проекта модернизации педагогического образования и Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 гг., реализуемое Министерством образования и науки Российской Федерации.

Общая информация

Ключевые слова: модернизация педагогического образования, подготовка педагогов, бакалавриат, магистратура, профессиональные компетенции

Рубрика издания: Педагогическое образование

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Сафронова М.А., Бысик Н.В. Описание проекта модернизации педагогического образования // Психологическая наука и образование. 2014. Том 19. № 3. С. 78–86.

Полный текст

Министерство образования и науки Российской Федерации реализует проект по разработке новых модулей основных профессиональных образовательных программ бакалавриата и магистратуры с усилением практической и исследовательской направленности подготовки, в рамках проекта модернизации педагогического образования и Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 гг.

Программа модернизации педагогического образования 2014–2017 гг. 1

Цели программы:

– Радикально повысить качество студентов, получающих педагогическую подготовку.

– Изменить содержание и технологии педагогической подготовки так, чтобы обеспечить реализацию нового профессионального стандарта, новых стандартов школьного и дошкольного образования (практические компетенции, повышение уровня педагогов дошкольного и начального образования, карьернообразовательная перспектива для учителей).

– Повысить эффективность вузов, реализующих программы подготовки педагогов, и педагогических колледжей.

Ключевые элементы новой системы подготовки педагогов.

– Усиление развития практических компетенций на основе нового профессионального стандарта, в том числе через разработку на деятельностной основе новых курсов педагогической психологии, педагогики и методики преподавания, а также длительную практику и стажировку в школах-партнерах.

– Прикладной бакалавриат, реализуемый в сетевом взаимодействии организаций СПО и ВО.

– Квалификационный экзамен на основе нового профессионального стандарта, упрощающий вход в профессию и позволяющий оценивать качество подготовки.

– Широкий бакалавриат в педагогических вузах, предполагающий целенаправленную педагогическую подготовку лучших студентов.

– Подготовка педагогов на 3 и 4 курсе после двух курсов непедагогического бакалавриата.

– Магистратура для учителей-методистов и управленцев.

– Магистратура, обеспечивающая возможность быстрого входа в профессию людей без педагогического образования.

Этапы реализации программы.

2014–2015 гг.

– Реализация пилотных проектов в 17–25 вузах: отработка новых моделей и программ, подготовка носителей новой идеологии и технологий.

– Разработка новой системы распределения КЦП для подготовки педагогов, стимулирующей переход на новые модели и программы.

2016-2017 гг.

– Использование новой системы распределения КЦП для распространения новых моделей и технологий подготовки.

– Методическое сопровождение распространения новых моделей и технологий.

Результаты первого этапа программы.

Готовые к распространению модели подготовки педагогов, включающие пакеты основных образовательных программ, практические рекомендации по реализации, нормативные документы, программы повышения квалификации ППС.

– Не менее 20 вузов – носителей новых гибких моделей подготовки педагогов, которые могут стать центрами распространения новой идеологии и технологии. Они создадут ассоциацию педагогического образования.

Не менее 3000 студентов, участвующих в инновационной программе.

Не менее 2000 преподавателей, освоивших новые технологии и подходы.

Инструментарий для независимой оценки профессиональных компетенций в соответствии с требованиями профессионального стандарта.

Проект 1. Усиление практической направленности подготовки.

Задачи проекта.

1. Разработка и апробация основных образовательных программ педагогического бакалавриата в соответствии с новым стандартом профессиональной деятельности педагога

для повышения практичности подготовки будущих педагогов за счет механизма школьно-университетского партнерства, проведение специально организованной стажировки.

2. Разработка и апробация основных образовательных программ педагогического прикладного бакалавриата в соответствии с новым стандартом профессиональной деятельности педагога для повышения практической подготовки будущих педагогов за счет сетевого взаимодействия организаций СПО и ВО.

Проект 2. Вариативная подготовка педагогов

Задачи проекта.

1. Разработка и апробация программ широкого бакалавриата в педагогических вузах, предусматривающих целенаправленную подготовку к педагогической деятельности лучших и мотивированных студентов и подготовку «оставшихся» выпускников этих программ к другой профессиональной деятельности.

2. Разработка и апробация модели педагогической подготовки мотивированных студентов, закончивших два–три курса курса непедагогического бакалавриата.

Проект 3. Обеспечение системы образования специалистами высокой квалификации.

Задачи проекта.

1. Разработка и апробация программ исследовательской магистратуры для подготовки учителей-методистов.

2. Разработка и апробация программ прикладной магистратуры со встроенной долгосрочной практической стажировкой в образовательных организациях.

3. Разработка и апробация магистратуры по управлению образованием.

Участники (табл. 1, 2, 3).

По результатам открытых конкурсов, проведенных в апреле-июне 2014 г., были объявлены победители по следующим проектам в области модернизации педагогического образования.

Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций (шесть вузов);

Разработка и апробация новых модулей основной профессиональной образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций и предполагающей углубленную профессионально-ориентированную практику студентов (пять вузов);

Разработка и апробация новых модулей основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика», предполагающих академическую мобильность студентов вузов в условиях сетевого взаимодействия (семь вузов);

Разработка и апробация новых модулей основных образовательных программ магистратуры по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика», предполагающих увеличение научно-исследовательской работы и практики студентов в сетевом взаимодействии с образовательными организациями различных уровней (два вуза).

Ожидаемые результаты проекта.

1. Повышение качества подготовки педагогических кадров:

– модернизированные программы подготовки педагогических кадров в вузах-участниках проекта;

–  модернизированные программы подготовки педагогов в вузах-соисполнителей проектов;

–  независимая оценка качества выпускников в вузах – участниках проекта;

– подготовленные команды ППС, готовые к модернизации остальных программ подготовки в этих вузах;

– доступ к разработанным модулям для всех вузов, готовящих педагогические кадры;

– программы повышения квалификации ППС в соответствии с новыми требованиями; -  межрегиональные команды, готовые к участию в программах ФПК ППС других вузов (не участвующих проектах);

– предложения к обновлениям ФГОС в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога.

Таблица 1. Участники проекта.

Федеральный округ

Субъект РФ

Вузы (основные исполнители)

Кол-во

проектов

Проекты*

ПБ

АБ

ПМ

ИМ

Центральный федеральный округ

Москва

Московский городской психолого-педагогический университет

3

1

 

1

1

Московский городской педагогический университет

3

 

 

2

1

Московский педагогический государственный университет

3

2

 

1

 

Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова

2

1

1

 

 

Национальный исследовательский технологический университет “МИСиС”

1

 

1

 

 

Северо-западный федеральный округ

Санкт- Петербург

Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена

2

1

 

1

 

Архангельская область

Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова

1

 

1

 

 

Приволжский федеральный округ

Нижегородская область

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

1

 

1

 

 

Республика Татарстан

Казанский (Приволжский) федеральный университет

3

1

2

 

 

Ульяновская область

Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова

1

 

 

1

 

Сибирский федеральный округ

Красноярский край

Сибирский федеральный университет

1

1

 

 

 

Новосибирская область

Новосибирский государственный педагогический университет

1

 

1

 

 

Южный федеральный округ

Ростовская область

Южный федеральный университет

1

 

1

 

 

5

9

13

23

7

8

6

2

* ПБ - прикладной бакалавриат, АБ - академический бакалавриат, ПМ - профессиональная (педагогическая) магистратура, ИМ - исследовательская магистратура

Таблица 2. Вузы -соисполнители проекта

Исполнитель

ВУЗ-соисполнитель

Тип проекта

Южный федеральный университет

Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена*

АБ

Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

АБ

Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова

АБ

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

АБ

РИНХ (Педагогический институт)

АБ

Северо-Кавказский федеральный университет

АБ

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

ПМ

Омский государственный педагогический университет

ПМ

Уральский государственный педагогический университет

ПМ

Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова

ПМ

Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина

ПМ

Мордовский государственный педагогический институт им.

М.Е. Евсевьева

ПМ

Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

ПБ

Забайкальский государственный университет

ПБ

Томский государственный педагогический университет

ПБ

Тульский государственный педагогический университет им.

Л.Н. Толстого

ПБ

Южный федеральный университет

ПБ

Новосибирский государственный педагогический университет

ПБ

Мордовский государственный педагогический институт им.

М.Е. Евсевьева

ПБ

Московский городской педагогический университет

НИУ-ВШЭ

ИМ

Омский государственный педагогический университет

ПМ

Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина

ПМ

 

Исполнитель

ВУЗ-соисполнитель

Тип проекта

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Московский педагогический государственный университет

АБ

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

АБ

Уральский государственный педагогический университет

АБ

Мордовский государственный педагогический институт им.

М.Е. Евсевьева

АБ

Вятский государственный гуманитарный университет

АБ

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

АБ

Глазовский государственный педагогический институт им.

В.Г. Короленко

АБ

Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова

АБ

Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов

АБ

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

АБ

Российский исламский институт

АБ

Института экономики, управления и права (г. Казань)

АБ

Глазовский государственный педагогический институт им.

В.Г. Короленко

ПБ

Нижегородский государственный педагогический университет

им. Козьмы Минина

Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена

АБ

Новосибирский государственный педагогический университет

АБ

Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова

АБ

Московский городской педагогический университет

АБ

Московский государственный гуманитарный университет

им. М.А. Шолохова

Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова

АБ

Владимирский государственный университет

АБ

Московский педагогический государственный университет

ПБ

Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина

ПБ

Ульяновский государственный педагогический университет

им. И.Н. Ульянова

Московский городской психолого-педагогический университет

ПМ

Московский городской педагогический университет

ПМ

Московский педагогический государственный университет

Нет

ПБ

Нет

ПБ

Нет

ПМ

 

Исполнитель

ВУЗ-соисполнитель

Тип проекта

Сибирский федеральный университет

Лесосибирский педагогический институт филиал «Сибирский федеральный университет»

ПБ

Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского

АБ

Тульский государственный педагогический университет им.

Л.Н. Толстого

АБ

Орловский государственный университет

АБ

Новосибирский государственный педагогический университет

Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина

АБ

Челябинский государственный педагогический университет

АБ

Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена

АБ

Московский педагогический государственный университет

АБ

Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова

Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова

АБ

Уральский государственный педагогический университет

АБ

Гуманитарный институт (филиал САФУ в г.Северодвинске)

АБ

Московский городской психолого­педагогический университет

Южный федеральный университет

ИМ

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

ИМ

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

ИМ

Бурятский государственный университет

ИМ

Казанский (Приволжский) федеральный университет

ИМ

Северо-Кавказский федеральный университет

ИМ

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

ПМ

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

ПМ

Уральский государственный педагогический университет

ПМ

Забайкальский государственный университет

ПМ

Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов

ПБ

Ставропольский государственный педагогический институт

ПБ

Омский государственный педагогический университет

ПБ

Бурятский государственный университет

ПБ

 

Всего

70

Таблица 3. Перечень вузов-соисполнителей проекта

Вуз

1

Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

2

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

3

Бурятский государственный университет

4

Владимирский государственный университет

5

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

6

Вятский государственный гуманитарный университет

7

Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко

8

Гуманитарный институт (филиал САФУ в г.Северодвинске)

9

Забайкальский государственный университет

10

Института экономики, управления и права (г. Казань)

11

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского

12

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

13

Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева

14

Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов

15

НИУ-ВШЭ

16

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

17

Омский государственный педагогический университет

18

Орловский государственный университет

19

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

20

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

21

РИНХ (Педагогический институт)

22

Российский исламский институт

23

Северо-Кавказский федеральный университет

24

Ставропольский государственный педагогический институт

25

Томский государственный педагогический университет

26

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

27

Уральский государственный педагогический университет

28

Челябинский государственный педагогический университет

29

Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова

2. В части проектов с усилением практической направленности подготовки предполагаются следующие результаты.

-- По итогам выполнения проектов в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога, ФГОС общего образования будут модернизированы более 15 программ подготовки педагогических кадров по 3 направлениям УГСН «Образование и педагогические науки» (для 6 категорий педагогических работников) в 19 вузах 7 Федеральных округов РФ, созданы и апробированы более 50 современных учебных модулей усиленной практической (профессиональной) направленности на основе новой модели сетевого взаимодействия университетов с образовательными организациями, реализующими программы общего и специального профессионального образования.

-- Более 2000 студентов (будущих педагогов) пройдет обучение по новым модулям, созданным в ходе реализации проектов «Прикладного бакалавриата» и «Педагогической (профессиональной) магистратуры» с последующей независимой оценкой полученной ими квалификации (готовности к выполнению трудовых функций) в соответствии с профессиональными стандартами педагогических работников.

-- Более 2000 преподавателей и профессоров университетов, участвующих в реализации проектов пройдет внутривузовское и межвузовское (организованное Оператором проекта) повышение квалификации.

-- Создан портал «педагогическоеобразование.рф», который будет использован для обеспечения распространения и доступности созданных в ходе проекта новых учебных программ для других вузов РФ.

-- Будет обеспечено широкое сетевое взаимодействие вузов, реализующих программы подготовки педагогических кадров на основе академической мобильности студентов и ППС, и совместного использования разработанных образовательных модулей.

-- Будут разработаны и апробированы предложения к модернизации ФГОС ВО по УГСН «Образование и педагогические науки».

 

1. По материалам рабочей группы Министерства образования и науки Российской Федерации, презентации В.А. Болотова и материалам проекта модернизации педагогического образования.

 

Информация об авторах

Сафронова Мария Александровна, кандидат психологических наук, декан факультета "Психология образования", научный сотрудник лаборатории теоретических и экспериментальных проблем культурно-исторической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3597-6375, e-mail: mariasaf@gmail.com

Бысик Н.В., аналитик Центра развития лидерства в образовании Института образования, я НИУ "Высшая школа экономики", Москва, Россия, e-mail: nbysik@hse.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2772
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 2389
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1