Представления родителей о качестве образования детей в мегаполисе и их установки в отношении родительского контроля

738

Аннотация

Описываются результаты эмпирического исследования, целью которого было изучение представлений родителей обучающихся о качестве образования, получаемого их детьми в мегаполисе, и их установок в отношении родительского контроля за жизнью и учебой детей. Предполагалось, что представления родителей о качестве московского образования будут связаны с их установками на контроль жизни и учебы детей. Для достижения целей исследования использовалась специально разработанная анкета. В опросе приняли участие 434 человека. Установлено, что недовольство качеством образования, которое получает их ребенок, продемонстрировали примерно треть родителей. При этом оценки дополнительного образования оказались выше, чем основного. По мнению родителей, учебная нагрузка детей настолько велика, что почти не оставляет детям свободного времени. Будущее своих детей большинство родителей связывает с получением ими высшего образования. Подавляющее большинство родителей связывает уровень образования с жизненным успехом и поэтому демонстрирует высокие требования к качеству образования. Результаты работы позволяют говорить о том, что существует значимая положительная связь между оценкой качества образования и установками на родительский контроль на всех этапах школьного обучения.

Общая информация

Ключевые слова: образовательное пространство, качество образования, представления, родители, установки , родительский контроль, планирование будущего

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240302

Для цитаты: Вачков И.В., Вачкова С.Н., Воропаев М.В. Представления родителей о качестве образования детей в мегаполисе и их установки в отношении родительского контроля // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 3. С. 19–31. DOI: 10.17759/pse.2019240302

Фрагмент статьи

Важность изучения представлений родителей о качестве получаемого их детьми образования и их установок в отношении контроля за детьми определяется несколькими моментами. Во-первых, согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», родители имеют право активно участвовать в деятельности образовательных организаций, и их мнение должно обязательно учитываться сотрудниками этих организаций.

Литература

  1. Беспалова Н.Р. Отношение родителей к качеству образования и воспитания в дошкольном образовательном учреждении [Электронный ресурс] // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: Сб.статей по материалам XV международной научно-практической конференции.Часть II.Новосибирск: СибАК, 2012.URL: https://sibac.info/conf/pedagog/xv/27821 (дата обращения: 02.06.2019).
  2. Бочавер А.А., Вербилович О.Е., Павленко К.В., Поливанова К.Н., Сивак Е.В. Вовлеченность детей в дополнительное образование: контроль и ценность образования со стороны родителей // Психологическая наука и образование.2018.Т.23.№ 4.С.32—40.doi:10.17759/pse.2018230403
  3. Вачков И.В., Вачкова С.Н., Воропаев М.В., Зададаев С.А., Реморенко И.М. Сравнительный анализ оценки педагогами и родителями общественного участия в разработке основных образовательных программ // Психологическая наука и образование.2016.Т.21.№ 4.С.19—31.doi:10.17759/pse.2016210403
  4. Вачков И.В., Вачкова С.Н. Общественное участие в деятельности образовательных организаций: оценка родителей и директоров школ // Проблемы современного образования.2018.№ 4.С.102—112.
  5. Кон И.С. Бить или не бить? М.: Время, 2012.448 с.
  6. Колодина А.В. Представления родителя о ребенке как фактор детско-родительских отношений // Вестник Омского университета.Серия «Психология».2016.№ 2.С.69—77.
  7. Ожидания и поведение семей в сфере дополнительного образования детей // Информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования».М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2015.№ 4 (86).72 с.
  8. Свешникова О.С. Представление родителей о символическом будущем детей // Мониторинг общественного мнения.Май—июнь 2010.№ 3 (97).С.169—181.
  9. Толстых Н.Н. Подростки и их родители: что ценят и чего хотят сегодня? // Психологическая наука и образование.2012.№ 4.С.70—78.
  10. Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Российская газета.URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 27.05.2016).
  11. Хеллингер Б. Порядки любви: Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий.М.: Изд-во Института психотерапии, 2001.400 с.
  12. Шипицына Л.М. Психология детей-сирот.СПб.: СПбГУ, 2006.692 с.
  13. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи.СПб.: Питер, 1999.394 с.
  14. Bielick S. 1.5 million homeschooled students in the United States in 2007 [Electronic resource] // Issue brief.Washington, DC: U.S.Department of Education, Institute of Education Sciences (IES), National Center for Education Statistics (NCES).2008.URL: https://nces.ed.gov/pubs2009/2009030.pdf (Accessed: 21.05.2019).
  15. Blok H. Performance in home schooling: An argument against compulsory schooling in the Netherlands // International Review of Education.2004.Vol.50 (1).P. 39—52.doi:10.1023/B:REVI.0000018193.11161.42
  16. Bleeker M.M. et al. Achievement in math and science: Do mothers’ beliefs matter 12 years later? // Journal of Educational Psychology.2004.Vol.96 (1).P. 97—109.doi:10.1037/0022-0663.96.1.97
  17. de Vaus D. Diversity and change in Australian families: Statistical profiles.Melbourne: Australian Institute of Family Studies, 2004.335 p.
  18. Guterman O. at al. Different reasons for one significant choice: Factors influencing homeschooling choice in Israel // Int Rev Educ.2017.Vol.63.P.303— 318.doi:10.1007/s11159-017-9637-2
  19. Hays S. The cultural contradictions of motherhood.New Haven: Yale University Press, 1996.272 p.
  20. Hwang Y.S. at al. Hispanic parents’ perceptions of children’s // Education.2010.Vol.130.P.594—602.
  21. Lawson K. M. at al. Links between family gender socialization experiences in childhood and gendered occupational attainment in young adulthood // Journal of Vocational Behavior.2015.Vol.90.P.26—35.doi:10.1016/j.jvb.2015.07.003
  22. Long P. at al. Choice and child care: A survey of parental perceptions and views // Early Child Development and Care.1996.Vol.119.P.51—63.doi:10.1080/0300443961190105
  23. Noel A. at al. Parent and family involvement in education.From the National Household Education Surveys Program of 2012 (NCES 2013-028).Washington.DC: National Center for Education Statistics, Institute of Education Sciences.U.S.Department of Education.2013.43 p.
  24. Pocock B. The work/life collision.Sydney: Federation Press, 2003.304 p.
  25. Princiotta D. at al. Homeschooling in the United States: 2003.Statistical analysis report (NCES 2006- 042) [Electronic resource] // National Center for Education Statistics.U.S.Department of Education, Washington, DC.2006.42 p.URL: https://nces.ed.gov/ pubs2006/2006042.pdf (Accessed: 21.05.2019).
  26. Probert B. Grateful slaves or self-made women: A matter of choice or policy? // Australian Feminist Studies.2002.Vol.17.no.37.P.7—17.doi:10.1080/08164640220123407
  27. Ribbens-McCarthy J. at al. The individual in public and private: The significance of mothers and children // Analysing families: Morality and rationality in policy and practice / In Carling А., Duncan S., Edwards R.(eds.).Routeledge, London.2002.P.199—218.
  28. Tay B. at al. Parents’ Views Regarding the Values Aimed to be Taught in Social Studies Lessons // Educational Sciences: Theory & Practice.2009.Vol. 9 (3).P.1529—1542.
  29. Vincent C. at al. A market in love? Choosing preschool child care // British Educational Research Journal.2001.Vol.5.P.633—651.doi:10.1080/01411920120095799
  30. Whiston S.C. at al. The influences of the family of origin on career development: A review and analysis // The Counseling Psychologist.2004.Vol.32(4).P. 493— 568.doi:10.1177/0011000004265660

Информация об авторах

Вачков Игорь Викторович, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей психологии факультета психологии, Московский институт психоанализа (НОЧУ ВО "Московский институт психоанализа"), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7784-7427, e-mail: vachkoviv@mgppu.ru

Вачкова Светлана Николаевна, доктор педагогических наук, доцент, директор института системных проектов, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», Москва, Россия, e-mail: svachkova@gmail.com

Воропаев Михаил Владимирович, доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора, профессор кафедры педагогики, Институт педагогики и психологии образования, Московский городской педагогический университет (ГАОУ ВО МГПУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1031-7277, e-mail: vrpmv@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1943
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 738
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2