Баева И.А. доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития и образования, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2457-8221 e-mail: irinabaeva@mail.ru
Гаязова Л.А. кандидат психологических наук, младший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории «Психологическая культура и безопасность в образовании», ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0542-6687 e-mail: gayazova_l@mail.ru
Кондакова И.В. кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии развития и образования, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6320-5757 e-mail: kondakovaiv@herzen.spb.ru
Лактионова Е.Б. доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии развития и образования, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (ФГБОУ ВО «РГПУ имени А.И. Герцена»), Санкт-Петербург, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7863-1414 e-mail: lena_laktionova@mail.ru
Представлен анализ связи показателей психологической безопасности (ПБ) личности и ценностей в подростково-юношеском возрасте. Авторы обращают внимание на то, что ценностно-смысловая сфера личности определяет социальное поведение человека, а стратегическая задача системы образования — создание образовательной среды, способствующей развитию личностного потенциала учащихся. Целью исследования было выявить особенности и характеристики ценностей личности учащихся подростково-юношеского возраста в зависимости от уровня их ПБ в условиях образовательной организации. Проверялась гипотеза о том, что ценности подростков и юношей с разным уровнем ПБ имеют различную значимость. Выборка исследования — 2789 учащихся колледжей 1—2 курса, возраст — 15—21 год. Выявлены значимые различия в группах с разным уровнем ПБ в ценностях на уровне нормативных идеалов. Также имеются значимые различия в значимости ценностей на уровне индивидуальных приоритетов, которые в отличие от нормативных идеалов имеют нелинейный рост в зависимости от уровня ПБ — наиболее низкие оценки ценностей наблюдаются в группе со средним уровнем ПБ. Ценности на уровне индивидуальных приоритетов в группе с низким уровнем ПБ более значимы, чем ценности на уровне нормативных идеалов.
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-013-00553.
Проблема безопасности в современном мире является актуальной
и широко обсуждаемой во всех сферах жизни общества. Исследования
психологической безопасности (ПБ) личности доказывают ее важность для
психического развития детей, качества обучения и социализации, преодоления
человеком трудностей, в том числе в профессиональной сфере.
Литература
Аркаева Н.И. Формирование смысложизненных
ориентаций у студентов-психологов как фактор психологической безопасности
личности // Концепт.2015.№ 2.С.96—100.
Баева И.А. Психология безопасности как направление
психологической науки и практики // Национальный психологический журнал.2006.№
1 (1).С.66—68.
Баева И.А. Психологическая безопасность в
образовании: Монография.СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002.271 с.
Баева И.А. Психологическая безопасность
образовательной среды как ресурс психического здоровья субъектов образования
[Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование.2012.Том 17.№
4.С.11—17.URL: https://psyjournals.ru/psyedu/2012/n4/57717.shtml (дата
обращения: 10.06.2020).
Иосифян М.А., Арина Г.А., Николаева В.В. Ценности и
страхи: связь между ценностными предпочтениями и страхом перед нарушениями
здоровья [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология.2019.Том
8.№ 1.С.103— 117.DOI:10.17759/cpse.2019080107
Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения
ценностей личности: концепция и методическое руководство.СПб.: Речь, 2004.70
с.
Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное
понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии.1996.№
4.С.15—26.
Мельников Т.Н., Потанина Л.Т. Поступок как высший
уровень развития ценностно-смысловой сферы личности // Вестник Московского
государственного областного университета.Серия: Педагогика.2017.№
1.C.21—28.DOI:10.18384/2310- 7219-2017-1-21-28
Мешкова Н.В. Особенности взаимосвязи антисоциально
направленной креативности и ценностей у подростков с разным уровнем агрессии
[Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования.2018.Том 10.№
2.С.77—87.DOI:10.17759/psyedu.2018100207
Подольский А.И., Идобаева О.А. Связь ценностных
ориентаций современных подростков с психологическими характеристиками их
учителей и родителей // Национальный психологический журнал.2016.№ 2
(22).С.84—93.
Просвирнина Н.Н. Формирование ценностных ориентаций
как условие психологической безопасности подростка // Концепт.2015.№ S1.С.
6—10.
Салахова В.Б. Особенности нормативных идеалов и
индивидуальных приоритетов личности осужденного // Образование личности.2018.№
1.С.19—26.
Сунцова Я.С. Деструктивные установки межличностного
взаимодействия осужденных с разным уровнем рассогласования нормативных и
индивидуальных ценностей // Вестник Удмуртского университета.Серия
Философия.Психология.Педагогика.2017.№ 3.С.348—357.
Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей:
применение в России / Шварц Ш.[и др.] // Психология.Журнал Высшей школы
экономики.2012.Т.9.№ 2.С.43—70.
Ценностные основания психологической науки и психология
ценностей / Отв.ред.В.В.Знаков, Г.В. Залевский.М.: ИП РАН, 2008.342 с.
Яницкий М.С. Система ценностных ориентаций личности
и социальных общностей: структурно- динамическая модель и ее применение в
психологических исследованиях и психологической практике // Вестник
Кемеровского государственного университета.2020.Т.22.№
1.С.194—206.DOI:10.21603/2078-8975-2020-22-1-194-206
Яницкий М.С. и др. Система ценностных ориентаций
«поколения z»: социальные, культурные и демографические детерминанты //
СПЖ.2019.№ 72.С.46—67.DOI:10.17223/17267080/72/3
Edmondson A.C. Psychological Safety and Learning
Behavior in Work Teams // Administrative Science Quarterly.1999.Vol.44
(2).P.350—383.DOI:10.2307/2666999
Edmondson A.C. et al. Understanding Psychological
Safety in Health Care and Education Organizations: A Comparative Perspective //
Research in Human Development.2016.Vol.13 (1).P.65—83.DOI:10.10
80/15427609.2016.1141280
Edmondson A.C., Lei Z. Psychological Safety: The
History, Renaissance, and Future of an Interpersonal Construct // Annual Review
of Organizational Psychology and Organizational
Behavior.2014.Vol.1.P.23—43.DOI:10.1146/annurev-orgpsych-031413-091305
Greene M.T., Gilmartin H.M., Saint S. Psychological
safety and infection prevention practices: Results from a national survey //
American Journal of Infection Control.2020.Vol.48
(1).P.2—6.DOI:10.1016/j.ajic.2019.09.027
Obrenovic B. et al. Work-Family Conflict Impact on
Psychological Safety and Psychological Well-Being: A Job Performance Model //
Frontiers in Psychology.2020.Vol.11.P.475.DOI:10.3389/fpsyg.2020.00475
Song Y., Peng P., Yu G. I Would Speak Up to Live Up
to Your Trust: The Role of Psychological Safety and Regulatory Focus //
Frontiers in Psychology.2019.Vol.10.P.2966.DOI:10.3389/fpsyg.2019.02966
Torralba K.D., Jose D., Byrne J. Psychological
safety, the hidden curriculum, and ambiguity in medicine // Clinical
Rheumatology.2020.Vol.39.P. 667—671.DOI:10.1007/s10067-019-04889-4
Wanless S.B. The role of psychological safety in
human development // Research in Human Development.2016.Vol.13
(1).P.6—14.DOI:10.108 0/15427609.2016.1141283
Zeng H., Zhao L., Zhao Y. Inclusive Leadership and
Taking-Charge Behavior: Roles of Psychological Safety and Thriving at Work //
Frontiers in Psychology.2020.Vol.11.P.62.DOI:10.3389/fpsyg.2020.00062