Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8557Ключевые слова 20946 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение * 4313

Баева И.А., доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития и образования, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, Москва, Россия, irinabaeva@mail.ru
Гаязова Л.А., кандидат психологических наук, заместитель руководителя Центра экстренной психологической помощи, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, gayazovala@mgppu.ru

Аннотация

Анализируются современные подходы к проблеме психологической безопасности образовательной среды и ее психолого-педагогического сопровождения. Концепция психологической безопасности образовательной среды И.А.Баевой рассматривается как основа для создания системы психолого-педагогического сопровождения безопасности образовательной среды школы. Представлены результаты эмпирического исследования безопасности образовательной среды школы, направленного на выявление уровня психологической безопасности образовательной среды и различий в его оценке педагогами и учащимися, а также анализ влияния уровня психологической безопасности образовательной среды на психологическое благополучие учащихся. Измерение уровня психологической безопасности образовательной среды школы проводилось при помощи методики И.А.Баевой. К основным результатам проведенного исследования следует отнести подтверждение предположений о различиях в оценке показателей психологической безопасности образовательной среды педагогами и учащимися школы и влиянии уровня психологической безопасности образовательной среды школы на психологическое благополучие учащихся.

Ключевые слова: безопасность, психологическая безопасность, образовательная среда, психологическое благополучие , психолого-педагогическое сопровождение

Рубрика: Педагогическая психология

Тип: научная статья

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 12-36-01034.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Понятие «психологическое сопровождение» прочно вошло в теорию и практику психологической работы в системе образования. Однако несмотря на широкое распространение оно нуждается в определении целей, результатов, критериев эффективности, содержания деятельности, так как разброс мнений в отношении сути самого понятия чрезвычайно велик: от отождествления понятий «психологическая служба» и «служба сопровождения», использования последней как современного синонима первой до понимания сопровождения как гуманистически ориентированного процесса взаимодействия школьника и психолога. Необходимость разобраться в содержательном наполнении процесса психологического сопровождения диктуется, на наш взгляд, прежде всего, тем, что данный процесс в определенной степени заменил или потеснил то, что в школе всегда называлось воспитанием. Отсюда еще более актуальной и практико ориентированной задачей является создание и апробация психолого-педагогических технологий, позволяющих осуществлять психологическое сопровождение школьника, адекватное типу школы.

Литература
  1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. СПб., 2002.
  2. Баева И.А., Волкова И.А., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учеб. пособие / Под ред. И.А. Баевой. М., 2009.
  3. Баева И.А. и др. Психология безопасности как теоретическая основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии / Под ред. И.А.Баевой. СПб., 2007.
  4. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 1998.
  5. Елисеева О.А. Субъективное благополучие подростков и психологическая безопасность образовательной среды // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2011. №3.
  6. Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха: Школа на пороге нового века. СПб., 1997.
  7. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении / Под ред. И.А.Баевой. СПб., 2006.
  8. Орлов А.Б. Психология личности и сущность человека: парадигмы, проекции, практики. М., 1995.
  9. Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. М., 2000.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика