Контроль и оценка профессиональных знаний, умений и навыков будущих педагогов

1785

Аннотация

Раскрыто значение контроля и оценки, рассмотрены критерии оценки профессиональных знаний, умений и навыков студентов на основе ГОС и компетенций на основе ФГОС высшего профессионального образования. Представлен лист учета достижений студентов на семинарском занятии по теме «Формы физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня» по учебной дисциплине «Теории и технологии дошкольного образования». Раскрыты сущность и значение компетентностного подхода, понятие «компетенции», их интегральный характер. Приведен пример картирования компетенций на основе разработанного плана практического занятия на тему «Игра в образовательном процессе ДОУ» по дисциплине «Теория и методика обучения и воспитания в области дошкольного образования», предложена схема анализа конспекта игры для детей дошкольного возраста. Представлены характеристика педагогической рефлексии, рефлексивности, этапы рефлексивного переосмысления, дано сравнение отметки и оценки, раскрыто значение и сущность рейтингового контроля знаний. Охарактеризованы такие методы контроля, как устный опрос, письменный опрос. Показано значение тестового контроля, приведен пример тестовых заданий по теме «Особенности вербального общения» дисциплины «Коммуникативный тренинг».

Общая информация

Ключевые слова: результативность контроля, компетенции, профессиональные знания, умения и навыки студентов, критерии оценки, рефлексивность, оценочные листы, оценка и отметка, тестовый контроль, рейтинговый контроль

Рубрика издания: Методология и технология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Вахрушева Л.Н. Контроль и оценка профессиональных знаний, умений и навыков будущих педагогов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Том 5. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_n4/65771 (дата обращения: 27.12.2024)

Полный текст

Контроль профессиональных знаний, умений и навыков студентов - один из элементов учебного процесса в высшем профессиональном учебном заведении. От его правильной организации во многом зависят результативность управления образовательным процессом и качество подготовки специалиста. Обучение не может быть полноценным без систематической и объективной информации о том, как усваивается студентами материал, как они применяют полученные знания для решения практических задач. Благодаря контролю между преподавателем и студентом устанавливается так называемая обратная связь, которая позволяет оценивать динамику усвоения учебного материала, реальный уровень владения системой знаний, умений и навыков и на основе их анализа вносить соответствующие коррективы в организацию учебного процесса.

Одна из проблем - разработка и внедрение в практику педагогического контроля конкретных и адекватных заявленным целям обучения и теме критериев и показателей, поскольку система критериев должна обеспечивать достаточную степень объективности. В этом смысле система критериев будет представлять собой идеальную модель, с которой сравнивается реальное явление и устанавливается степень соответствия.

Объективность как важнейший методологический принцип построения критериального аппарата реализуется через систему требований, наиболее значимыми из которых выступают конкретная определенность терминологии и четкое указание области применения критериев. Построение критериев контроля на основании выделенных функций позволит преподавателю не только оценивать результат, но и корректировать его, а также оказывать целенаправленное педагогическое воздействие на образовательный процесс. Для этого к каждому семинарскому/практическому занятию мы разрабатываем листы учета достижений студентов, конкретно указывая, на основании каких критериев будет оцениваться их деятельность на занятии. В ранее опубликованных работах мы уже предлагали некоторые образцы разработанных и апробированных нами оценочных листов [Вахрушева, 2010]. В данной статье в качестве примера приведем оценочные листы, использованные в ходе семинарского занятия на тему «Формы физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня» в процессе изучения дисциплины «Теории и технологии дошкольного образования» (табл. 1). Дисциплина изучается на основе ГОС.

 

По каждому критерию студенты-эксперты (в этой роли за весь период изучения дисциплины студенты побывают не один раз) выставляют баллы: 1 балл - полное соответствие, 0,5 балла - неполное соответствие; 0 - несоответствие показателю. Причем студенты не только выставляют определенные баллы, но и обязательно аргументируют свою позицию. Кроме того, в тех случаях, когда они выставляют 0 или 0,5 баллов, они непременно формулируют рекомендации по улучшению продуктивности деятельности студентов на занятии. Выполнение такой работы способствует формированию аналитических умений студента, которые находят применение и в других видах деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт и используемые для его реализации технологии обучения заставляют педагога искать новые, отвечающие современным требованиям, варианты проверки профессиональных знаний, умений и навыков, обеспечивающие формирование компетенций, т. е. направленные на осуществление компетентностного подхода. При этом целью обучения становится создание психолого-дидактических условий для развития целостной профессиональной личности высокого уровня квалификации. Выпускник должен быть ориентирован на свою будущую профессию, самообразование и совершенствование в ней. Компетентностный подход дает возможность осуществить более качественную подготовку студентов к реальной жизни, включая знание предмета, реализацию продуктивной деятельности и актуализацию своих личностных ресурсов. При этом компетенция трактуется разработчиками стандартов как интегральная характеристика обучающегося, т. е. как динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств для успешной деятельности в определенной области.

При формировании компетентностных моделей выпускников у вуза возникают проблемы организационного и содержательного характера, так как в новых условиях требуется применение новых подходов к образовательному процессу как со стороны преподавателей, так и со стороны студентов. В частности, основными проблемами являются: многофункциональность; надпредметность компетенций; связь компетенций с уровнем способностей обучаемых; отсроченность характера проявления компетенций и др.

Каждая компетенция формируется не отдельной учебной дисциплиной или в ходе прохождения практики, научно-исследовательской работы, а их совокупностью. В связи с этим возникает необходимость разработки механизмов четкого взаимодействия преподавателей при формировании компетенций в ходе реализации основной образовательной программы. Такой интегральный характер компетенций делает целесообразным модульное построение учебных планов, особенно в части цикла профессиональных дисциплин, и разработку паспортов компетенций, что и предпринято в нашем вузе (ВятГГУ).

Объединение в модули учебных дисциплин, практик, формирующих единые профессиональные компетенции, позволит участникам учебного процесса концентрироваться на формировании заданных результатов образования и осуществлять их объективную оценку. В учебно-методическом комплексе модуля разработчики смогут более четко картировать каждую компетенцию и отразить программу ее формирования: какая учебная дисциплина/практика какую часть компетенции формирует, какие образовательные технологии при этом целесообразно использовать, какой результат должен быть получен по итогам освоения модуля студентом, и сформировать единые оценочные средства. Аттестация студента по итогам освоения модуля позволит преподавателям, студентам и работодателям увидеть уровень сформированности той или иной компетенции. Более подробно проблема организации модульного обучения освещена в ранее опубликованной работе автора данной статьи [Вахрушева, 2011]. Проблема реализации компетентностного подхода нашла отражение в материалах Всероссийской методической конференции «Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода при подготовке специалистов на основе ФГОС ВПО», организованной и проведенной учебно­методическим управлением ВятГГУ [Проблемы и перспективы, 2012].

Исходя из вышесказанного, становится понятно, что оценивать уровень сформированнности компетенций более сложно. Однако и в этой ситуации мы не отказались от разработанных нами оценочных листов, но соотнесли их с картированными нами компетенциями в рамках изучения определенной дисциплины.

На примере конкретной темы «Игра в образовательном процессе ДОУ» дисциплины «Теория и методика обучения и воспитания в области дошкольного образования» раскроем суть проделанной работы.

Прежде всего, предлагаем картирование компетенций по данной теме.

ОПК 6 (общепрофессинальная компетенция № 6 в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование») - способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания. Это значит, что студент должен:

1.       знать особенности подготовки и редактирования конспекта игры как формы обучения и воспитания детей дошкольного возраста;

2.       уметь составлять конспект игры как формы обучения и воспитания детей дошкольного возраста;

3.       владеть навыками анализа конспекта игры как формы обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

СК 1 (специальная компетенция № 1 в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» профилю «Дошкольное образование») - способен ориентироваться в отечественных и зарубежных концепциях воспитания, развития, обучения детей раннего и дошкольного возраста. Это значит, что студент должен:

1.       знать отечественные концепции воспитания, развития, обучения детей раннего и дошкольного возраста, предполагающие использование игры;

2.       уметь анализировать отечественные концепции воспитания, развития, обучения детей раннего и дошкольного возраста, предполагающие использование игры;

3.       владеть навыками конструирования образовательного процесса с использованием игры на основе концепций воспитания, развития, обучения детей раннего и дошкольного возраста.

На основе указанных в УМК дисциплины формируемых компетенций студентам было предложено следующее задание:

1.       изучить предложенную литературу, написать конспект игры для детей дошкольного возраста, изготовить наглядность;

2.               ксерокопировать (распечатать) схему анализа игры;

3.       подготовиться к анализу конспектов и наглядности других студентов на основании предложенных показателей и критериев.

Литература (в сокращенном виде)

1.    Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. М.: ФОРУМ, 2009.

2.    Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1991.

3.    Воскобович В.В. и его развивающие игры [Электронный ресурс^/URL: http://psy.1september.ru/2000/37/14.htm.

4.    Давайте поиграем: Математические игры для детей пяти - шести лет / Под ред. А.А. Столяра. М.: Просвещение, 1991.

5.    Зак А.З. Как гусеница и муравей в гости ходили: Интеллектуальные игры для дошкольников. М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1991.

6.    Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. М.: Академический Проект, 2002.

В процессе данного занятия студенты вначале обменялись играми (конспектами, наглядностью) и проанализировали их. Затем они сформулировали вопросы, выясняя причины чего-либо неясного. В третьей части занятия выявили общие достоинства и недостатки конспектов и наглядного материала к играм и разработали рекомендации по совершенствованию конспектов.

Предлагаем разработанную нами схему анализа игры с наглядностью (табл. 2).

Т а б л и ц а 2

Анализ конспекта игры с наглядностью

№ п/п

Критерий

Показатель

Балл

1

Триединая цель игры (ТЦИ)

1.1. Конкретная формулировка обучающей цели

 

1.2. Конкретная формулировка развивающей цели

 

1.3. Конкретная формулировка воспитательной цели

 

1.4. Взаимосвязь, соотносимость целей между собой

 

2

Структура изложения материала

2.1. Наличие вводной части (называние мотивов, формулировка игровой задачи)

 

2.2. Наличие основной части (подробное описание деятельности педагога и детей)

 

2.3. Наличие заключительной части (подведение итогов игры в соотнесении с вводной частью)

 

3

Методы и приемы

3.1. Соответствие методов обучающей цели

 

3.2. Соответствие методов развивающей цели

 

3.3. Соответствие методов воспитательной цели

 

4

Вопросы- задания детям

4.1. Конкретность, четкость

 

4.2. Доступность

 

5

Характеристик а наглядности

5.1. Соответствие эстетическим требованиям

 

5.2. Количество рассчитано на подгруппу детей (4-5 человек)

 

5.3. Прочность, длительность использования

 

5.4. Познавательная ценность (реализация ТЦИ)

 

 

Оценка каждого показателя по каждому критерию (1 балл - за полное соответствие, 0,5 балла - неполное соответствие, 0 - несоответствие показателю) аргументировалась, в случае выставления 0 и 0,5 баллов необходимо было дать конкретные рекомендации по совершенствованию конспекта и/или подготовленного наглядного материала. На основе проведенного взаимоанализа каждый студент мог заработать две отметки: одну - за свой конспект (14-16 баллов - отлично; 11-13 баллов - хорошо; 8-10 баллов - удовлетворительно), другую - за анализ чужого конспекта (анализ оценивался по 3­балльной системе: объективность, аргументированность, наличие конкретных рекомендаций).

Конечно, данные критерии не являются эталонными. На основании собственной рефлексии регулярно после каждого занятия мы их пересматриваем, что-то дополняем, от чего-то отказываемся. Этот процесс выбора и совершенствования критериев и показателей бесконечен, так же, как постоянно желание педагога совершенствовать свою деятельность. Однако подобного рода работа, с нашей точки зрения, может помочь преподавателю более четко проконтролировать деятельность студентов на каждом из этапов занятия, проявить большую объективность в оценке их действий и дать аргументированное обоснование поставленных отметок.

Для того чтобы непредвзято оценивать других, необходимо научиться объективно анализировать себя. Именно поэтому необходимо развивать у студентов, будущих педагогов, способность к рефлексии, потребность в ней как условие осознанного регулирования профессионального поведения и деятельности в соответствии с желаниями и принятыми целями и «осознанием пределов собственной несвободы», стремление и способность инициативно, критически и инновационно рефлексировать и прогнозировать результаты деятельности и отношений.

Проблеме развития рефлексии посвящены исследования И.Ф. Исаева [Исаев, 2004], И.С. Сергеева [Сергеев, 2004], В.А. Сластенина [Сластенин, 2002] и др. Прежде всего, рассмотрим, что такое рефлексивность. Наиболее четкое определение понятий «рефлексивность», «рефлексия» дает, с нашей точки зрения, И.С. Исаев [Исаев, 2004]. По его мнению, рефлексивность - это способность выходить за пределы собственного Я, осмысливать, изучать, анализировать что-либо посредством сравнения образа своего Я с какими-либо событиями, личностями; умение конструировать и удерживать образ своего Я в контексте переживаемого события как установку по отношению к самому себе в плане своих возможностей, способностей, социальной значимости, самоуважения, самоутверждения, стремления повысить самооценку и общественный статус.

Рассматривая рефлексию как процесс, И.С. Исаев [Исаев, 2004] указывает, что в широком смысле - это выход за пределы любого непосредственного, «автоматически» текущего процесса или состояния; в узком смысле - осмысление собственной деятельности, обращение назад, «внутрь» деятельности с целью ее совершенствования; исследовательская позиция в любой деятельности. Характеризуя рефлексию как качество, исследователь отмечает, что это - способность сознания быть сосредоточенным не на предмете деятельности, а на самой деятельности; специфическая способность человека, которая позволяет ему сделать свои мысли, эмоциональные состояния, свои действия и отношения, вообще всего себя предметом специального рассмотрения (анализа и оценки) и практического преобразования (вплоть до самопожертвования).

О необходимости педагогической рефлексии говорит также И.С. Сергеев [Сергеев, 2004]. Осознание целей собственной деятельности - совершенно необходимый ее компонент. Развитие у студента рефлексии - основного инструмента, позволяющего человеку ориентироваться в динамичном мире, - становится одной из важнейших целей профессионального образования. Научиться рефлексии - это, примерно, то же самое, что научиться осознанности собственной деятельности.

И научиться этому не слишком трудно. На первом этапе это означает ставить очень простые вопросы: «Что я делаю (делал/а)? Как я это делаю (делал/а)? Почему я действую (действовал/а) в этом случае так, а не иначе?» - и отвечать на них.

Исходя из этого, И.С. Сергеев выделяет четыре этапа рефлексивного переосмысления: актуализация смысла («Зачем?»), понимание ситуации и мысленная апробация найденных ответов; исчерпывание возможностей найденных ответов и опровержение прежнего смысла; введение нового (собственного) смысла и его реализация. Именно развитое умение рефлексировать обеспечит беспристрастность оценки и отметки как своей деятельности, так и деятельности других.

В современной дидактике, как указывает Н.А. Морева [Морева, 2008], результат оценивания выражается в двух формах: оценке и отметке. Оценка как отношение педагога к деятельности студента в соответствии с принятыми требованиями и нормами действия педагогического процесса выражается в его суждениях. Отметка - это количественный показатель оценки. Существуют два типа оценок: внешняя и внутренняя. Содержательная оценка, внешняя, когда ее дает педагог, и внутренняя, когда ее ставит себе студент, выражают процесс соотнесения хода и результата деятельности с намеченным эталоном. Достигается это через установление уровня и качества продвижения обучаемого в учении и определение на этой основе категории задач, нужных для дальнейших успехов и продвижения студентов. Важное значение при этом имеет то, чтобы внешняя и внутренняя оценки совпадали или, по крайней мере, были близки друг к другу, так как их расхождение может привести к конфликтам, непониманию, невосприятию оценки со стороны преподавателя и других студентов, а значит, и нежеланию со стороны студента корректировать свою деятельность, совершенствовать ее, работать над собой .

Для оценки профессиональных знаний, умений и навыков студентов мы применяем уже достаточно известную рейтинговую систему оценки. Введение рейтинга стимулирует повседневную учебную работу каждого студента, поскольку постоянная самооценка не позволяет ему работать некачественно и нерегулярно, студенты чаще обращаются за консультацией к преподавателю. Рейтинг способствует моральной удовлетворенности студента. Кроме этого, перед выполнением любой учебной работы он знает ее «цену» в баллах, а также показатели и критерии, соответствие/несоответствие которым влияет на повышение или понижение оценки. При рейтинговой системе студенты получают большую возможность для развития своих способностей за счет включения в учебную деятельность разнообразных видов работ. В нашем случае это создание портфолио по учебной дисциплине, написание эссе, разработка конспекта мероприятия, его анализ на основании предложенной схемы и пр.

Преподавателю рейтинг помогает объективизировать оценки. Изучение предмета делится на модули, и такая порционная подача материала позволяет педагогу отбирать методы контроля и проверять их эффективность. Многобалльность оценки, с одной стороны, в большем охвате позволяет учесть персональные способности студента, а с другой - снижает роль субъективного подхода преподавателя к оцениванию его учебной деятельности. Быстрое ранжирование обучаемых приводит к исчезновению усредненных групп успевающих и слабоуспевающих студентов. Ранг каждого студента точно определяется среди сокурсников в зависимости от рейтинговой оценки, что способствует дифференциации обучения и формированию деловой атмосферы как на учебных занятиях, так и в процессе организации самостоятельной работы.

Весьма важные требования - создание на учебном занятии ситуации успеха; использование поощрения как оценочной доминанты; предъявление разумного требования к студенту, а также применение разных методов контроля: устный опрос, письменная и практическая проверка, стандартизированный контроль и др. Общее назначение этих методов заключается в том, чтобы наилучшим образом обеспечить своевременную и всестороннюю обратную связь между студентами и преподавателем, на основании которой устанавливается, как они воспринимают и усваивают учебный материал.

Необходимо помнить, что только комплексное применение разнообразных методов позволяет регулярно и объективно выявлять динамику формирования системы профессиональных знаний, умений и навыков обучающихся. Каждый метод контроля имеет свои достоинства и недостатки, область применения, ни один из них не может быть признан единственным, способным диагностировать все аспекты процесса обучения. Только правильное и педагогически целесообразное сочетание всех методов способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса.

Устный опрос осуществляется в разных вариантах. В практике свой работы мы преимущественно используем подгрупповые формы работы на семинарских, практических занятиях, когда студенты по собственному желанию либо по жребию делятся на 5-6 подгрупп, каждая из которых выполняет определенные функции: одна - это группа экспертов, которая оценивает деятельность других подгрупп и свою собственную готовность к занятию по критериям, другая специализируется на формулировке вопросов, остальные готовят выступления по обсуждаемой проблеме, отвечают на вопросы.

Важное значение при этом имеет характер как задаваемых вопросов, так и ответов на них. Более высоко оцениваются вопросы и задания продуктивного, проблемного характера, т. е. начинающиеся со слов «почему», «докажите», «обоснуйте», «сравните» и пр. Примечательно, на наш взгляд, то, что студент, задающий вопрос, должен знать на него ответ, и в случае, если остальные испытывают затруднение в процессе формулировки ответа, он остается своего рода последней инстанцией. Подобные ситуации, создаваемые на занятиях, способствуют тому, что студенты учатся не просто отвечать на вопросы или задавать их, а осознавать проблему, видеть определенные нюансы, аргументировать свою позицию. Кроме того, при подведении итогов занятия не только оценивается деятельность подгрупп, но и учитывается активность каждого студента. Преподаватель оставляет за собой право корректировать оценки, а также оценивать работу экспертов.

Если говорить о письменном опросе, то следует отметить, что интерес вызывают сочинения на педагогические темы, задача которых - сформировать у студентов отношение к будущей профессии, умение увидеть себя в ней, перенести лучший педагогический опыт в свою практическую деятельность. Возможность выразить свои мысли письменно позволяет студенту структурировать представления, у него вырабатывается четкость изложения материала, развивается образность воображения. Темы могут быть самые разные: «Мой идеал педагога», «Почему я хочу стать педагогом?», «Как научить ребенка видеть звезды, отраженные в луже?» и пр.

Стандартизированный контроль предусматривает разработку тестов. Тест состоит из двух частей - задания и эталона. Задание выдается учащимся для выполнения, эталон представляет собой образец правильного и последовательного выполнения задания. Сравнивая эталон с ответом учащегося, можно объективно судить о качестве усвоения учебного материала.

В качестве примера предлагаем тестовые задания по теме «Особенности вербального общения» дисциплины «Коммуникативный тренинг».

Тестовые задания

1. Процесс установления, поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного, контакта между людьми при помощи языка - это:

а)    реальное;

б)    вербальное;

в) мимическое.

2. Сопоставьте эффективные техники речевого общения и их характеристики:

№ п/п

Техника речевого общения

Характеристика

1.

Я-высказывание

А. Разговор с позиции защитника или обвинителя

2.

Постановка вопросов

Б. Способ получения недостающей для принятия решения информации, выяснения точки зрения оппонента, убеждения в правильности понимания собеседника

3.

Стили «адвокат» и «прокурор»

В. Способ выражения своих чувств и принятие ответственности на себя за происходящее

 

3.Установите последовательность сообщения родителям негативной информации о поведении ребенка:

а)     создание положительного эмоционального фона;

б)     выявление сильных сторон ребенка, опоры для поиска конструктивного решения проблемы;

в)     сообщение информации о поступке, а не о личности ребенка.

4. Сопоставьте стратегии и тактики речевого общения и их характеристики:

№ п/п

Название

Сущность

Цель

1.

Стратегии

А. Совокупность приемов ведения беседы и линии поведения на определенном этапе в рамках отдельного разговора

В.                       Завоевание

авторитета, любви

2.

Тактики

Б. Процесс построения коммуникации, направленной                на                                              достижение

долговременных результатов

Г. Привлечение внимания, обсуждение, решение конкретных целей мероприятия

 

 

5. Сопоставьте виды невербальных средств и их характеристики:

№ п/п

Вид невербальных средств

Характеристика

1.

Визуальные

А. Прикосновения; пожатие руки; объятие; поцелуй

2.

Акустические

Б. Кинесика (движения рук, головы, ног, туловища, походка); выражение лица, выражение глаз; позы, осанка, положение головы; направление взгляда, визуальные контакты; кожные реакции (покраснение, побледнение, вспотение) и др.

3.

Тактильные

В. Приятные и неприятные запахи окружающей среды; естественный и искусственный запахи человека

4.

Ольфакторные

Г. Паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность - громкость, тембр, ритм, высота звука); экстралингвистические (речевые паузы, смех, плач, вздохи, кашель, хлопанье)

 

Тестовый контроль дает возможность при незначительных затратах аудиторного времени проверить всех студентов. Основной недостаток этого контроля - ограниченность применения: с его помощью можно проверить преимущественно репродуктивную деятельность учащихся (воспроизведение учебного материала).

Помимо тестового контроля мы широко применяем такие методы, как самоконтроль и взаимопроверка, которые активизируют познавательную деятельность студентов, воспитывают сознательное отношение к проверке, способствуют выработке умений находить и исправлять ошибки. Все это необходимо для формирования навыков самообразования.

В рамках статьи мы не имеем возможности подробно раскрыть все методы оценки и контроля, поэтому остановились лишь на некоторых, а именно тех, которые, с нашей точки зрения, позволяют получить достаточно точную и объективную картину сформированности профессиональных знаний, умений и навыков студентов педагогического факультета гуманитарного вуза.

Литература

  1. Вахрушева Л.Н. К проблеме контроля и оценки профессиональных знаний, умений и навыков студентов педагогического факультета //Вестник ВятГГУ. 2010. № 2 (1). С. 130–137.
  2. Вахрушева Л.Н. Применение технологии модульного обучения в процессе изучения дисциплины «Теории и технологии дошкольного образования» //Вестник ВятГГУ. 2011. № 3 (3). С. 32–37.
  3. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие. М.: Издат. центр «Академия», 2004. 208 с.
  4. Морева Н.А. Технологии профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: 3-е изд. М.: Издат. центр «Академия», 2008. 432 с.
  5. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода при подготовке специалистов на основе ФГОС ВПО [Электронный ресурс]// Материалы Всероссийской методической конференции: 1 электрон. оптич. диск (CD-ROM). Киров: Радуга-ПРЕСС, 2012.
  6. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности: Учеб. пособие. СПб: Питер, 2004. 316 с.
  7. Сластенин В.А., Пустовойтов В.В. Концептуальные основы реализации воспитательного потенциала содержания непрерывного педагогического образования: Метод. пособие. М.: Изд-во МГПУ, 2002. 63 с.

Информация об авторах

Вахрушева Людмила Николаевна, кандидат психологических наук, Заведующий кафедрой педагогики и методики дошкольного и начального образования Вятского государственного гуманитарного университета, e-mail: l-vahr@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2881
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 26

Скачиваний

Всего: 1785
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0