Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8583Ключевые слова 21029 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,733 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,874 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Реализация деятельностного подхода в подготовке учителей начальных классов 1307

Санина С.П., кандидат педагогических наук, доцент, кафедра "Педагогическая психология" факультета "Психология образования", ФБГОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, saninasp@mgppu.ru
Енжевская М.В., кандидат педагогических наук, Учитель начальных классов, ГБОУ "Школа №773 - Центр образования Печатники", Москва, Россия, enzhevskaya@mail.ru

Аннотация

В статье обсуждается проблема подготовки студентов в соответствии с моделью практико-ориентированной подготовки педагогических кадров по программам бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) на примере дисциплины «Введение в профессию». Авторы показывают возможные пути проектирования данной дисциплины в русле деятельностного подхода. Определена новая цель традиционной для многих специальностей дисциплины. Особое внимание уделено созданию проблемной ситуации, для решения которой бакалаврами выполняются учебные действия. Сформулирована конкретно-практическая задача, позволяющая студентам наметить план изучения дисциплины, представленный в виде карты движения в дисциплине. Авторы привели примеры практических заданий для студентов, а также критерии оценки самостоятельно разработанных контрольно-диагностических заданий для учащихся. В статье проанализированы первые результаты апробации, приведены фрагменты эссе, которые писали студенты в конце изучения дисциплины.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В связи с введением новых образовательных стандартов начального образования, изменились и требования к уровню профессиональной подготовки учителя [12]. Это отражено в профессиональном стандарте педагога [6]. В соответствии с этим «обучение будущего педагога, осваивающего технологии организации учебной деятельности, должно быть построено также на деятельностных основаниях, т. е. в форме решения педагогических задач и моделирования его будущей педагогической деятельности» [10, с. 65]. Это означает, что при обучении студентов неэффективно использовать только репродуктивные формы, например, копирование работы опытного учителя. При работе со студентами, будущими учителями,  в центре внимания должно быть развитие умения решать педагогические задачи.

Литература
  1. Болотов В.А. К вопросам о реформе педагогического образования // Психологическая наука и образование. 2014. Т.19. №3. С.32–40.
  2. Государственный контракт № 05.043.11.0010 от 12 мая 2014 г.  Ф-102.054 Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и начального общего образования [Электронный ресурс] // Портал сопровождения проектов модернизации педагогического образования URL: http://xn--80aaacgdafieaexjhz1dhebdg0bs2m.xn--p1ai/projectcodes/show/2 (дата обращения 10.08.2015)
  3. Гуружапов В.А., Марголис А.А. Проектирование модели практико-ориентированной подготовки педагогических кадров по программам бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов)  на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и начального общего образования [Электронный ресурс] //  Психологическая наука и образование. 2014. Т.19. № 3. URL: https://psyjournals.ru/psyedu/2014/n3/71596.shtml (дата обращения: 10.08.2015)
  4. Давыдов В.В.  Теория развивающего обучения.  М.: Интор, 1996. 544 с.
  5. Епифанцева И.В. Итоговая контрольная работа по окружающему миру. 1 класс [Электронный ресурс] //  Социальная сеть работников образования. 2014. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2014/02/28/itogovaya-kontrolnaya-rabota-po-okruzhayushchemu (дата обращения: 10.08.2015)
  6. Забродин Ю.М., Ямбург Е.А., Гаязова Л.А. Профессиональный стандарт Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2014. Т.4. №1. С.20–39.
  7. Марголис А.А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ  // Психологическая наука и образование. 2014. Т.19. №3. С. 41–57.
  8. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров  // Психологическая наука и образование. 2014. Т.19. №3. С.105–126.
  9. Планируемые образовательные результаты  и способы их оценивания в начальной школе (система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова): Пособие для учителя 1 класса / А.Б. Воронцов, В.М Заславский, С.В. Клевцова, А.С. Малышева. Под ред. А.Б. Воронцова. Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2011. С. 162-163.
  10.  Рубцов В.В., Марголис А.А., Гуружапов В.А. О деятельностном содержании психолого-педагогической подготовки современного учителя для новой школы // Культурно-историческая психология. 2010. №4. С. 62–68.
  11.  Сафронова М.А., Бысик Н.В. Описание проекта модернизации педагогического образования  // Психологическая наука и образование. 2014. Т.19. №3. С. 78–86.
  12.  Федеральный государственный образовательный стандарт общего (начального) образования. М.: Просвещение, 2011. 32 с.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика