Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 141Рубрики 53Авторы 10504Новости 2001Ключевые слова 6178 Подать рукописьRSS RSS
Экспериментальная психология - №4 / 2021 | Перейти к описанию
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Модель взаимосвязи исполнительных функций, осознанной саморегуляции и успешности обучения русскому языку в средней школе 69

|

Моросанова В.И.
доктор психологических наук, заведующая лабораторией психологии саморегуляции, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ «Психологический институт РАО»), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7694-1945
e-mail: morosanova@mail.ru

Бондаренко И.Н.
кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, лаборатория психологии саморегуляции, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ «Психологический институт РАО»), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5539-1027
e-mail: pondi@inbox.ru

Фомина Т.Г.
кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии саморегуляции, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ «Психологический институт РАО»), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5097-4733
e-mail: tanafomina@mail.ru

Аннотация

Целью настоящего исследования является изучение вклада разноуровневых регуляторных характеристик (компонентов осознанной саморегуляции и исполнительных функций) в успешность овладения русским языком как школьной дисциплиной. Выборку исследования составили учащиеся в возрасте 13—15 лет (N=286): семиклассники (N=147, средний возраст 13±0,5 года) и девятиклассники (N=139, средний возраст 15 ± 0,5 года), 50,3% — девушки. Осознанная саморегуляция оценивалась с помощью методики В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции учебной деятельности (ССУД-М 52)», исполнительные функции — с помощью компьютеризированного диагностического комплекса. Также осуществлялась оценка уровня сформированности языковых компетенций, уровня флюидного интеллекта и академической успеваемости по русскому языку в виде итоговых оценок. Построение структурной модели позволило продемонстрировать специфику опосредующего через интеллект влияния на успеваемость осознаваемых регуляторных процессов. В свою очередь, исполнительные функции (точность переключения, обновление рабочей памяти, подавление интерференции) вносят значительный вклад в формирование языковой компетентности, а на академическую успешность влияют через осознанную саморегуляцию. Показано, что наибольшее значение для овладения родным языком в средней школе имеют такие регуляторные особенности, как: планирование целей; моделирование условий, значимых для достижения целей; оценка полученных результатов; а также регуляторная гибкость и инициативность, проявляющиеся в самостоятельной постановке цели и организации ее достижения.

Ключевые слова: осознанная саморегуляция, исполнительные функции, языковые компетенции, русский язык

Рубрика: Психология образования

Тип: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2021140406

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № № 17-29-09094.

Получена: 19.03.2021

Принята в печать: 01.12.2021

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Божович Е.Д. Развитие языковой компетенции как психологической системы: автореф. дисс. … д-ра психол. наук. М., 2016. 57 с.
  2. Божович Е.Д. Структура, динамика и механизмы развития языковой компетенции школьников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2013. Том 5. № 5. URL: http:// psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n5/Bozhovich.shtml (дата обращения 20.01.2021).
  3. Бондаренко И.Н., Потанина А.М., Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция как ресурс успешности по русскому языку у школьников с различным уровнем интеллекта // Экспериментальная психология. 2020. Том 13. №. 1. С. 63—78. DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2020130105
  4. Бондаренко И.Н., Фомина Т.Г., Моросанова В.И. Регуляторные, когнитивные и личностные предикторы успешности овладения русским языком у учеников с различным уровнем осознанной саморегуляции // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2020. № 1. С. 109— 129. DOI: 10.28995/2073-6398-2020-1-109-129
  5. Моросанова В.И. Развитие ресурсного подхода к исследованию осознанной саморегуляции достижения целей и саморазвития человека // Психология саморегуляции: эволюция подходов и вызовы времени / Под ред. Ю.П. Зинченко, В.И. Моросановой. М, СПб.: Нестор-История, 2020. С. 11—36.
  6. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. Диагностика осознанной саморегуляции учебной деятельности: новая версия опросника ССУД-М // Теоретическая и экспериментальная психология. 2017. № 2. С. 27—38.
  7. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н., Фомина Т.Г. Вклад исполнительных функций и осознанной саморегуляции в успешность по русскому языку в средней школе // Теоретическая и экспериментальная психология. 2019. Том 12. № 4. С. 54—66.
  8. Моросанова В.И., Фомина Т.Г., Ованесбекова М.Л. Возрастная специфика взаимосвязи, осознанной саморегуляции, академической мотивации и личностных особенностей учащихся // Теоретическая и экспериментальная психология. 2017. Том 10. № 3. С. 34—45.
  9. Фомина Т.Г. Осознанная саморегуляция учебной деятельности в системе когнитивных и личностных предикторов математической успешности старшеклассников // Психология саморегуляции: эволюция подходов и вызовы времени / Под ред. Ю.П. Зинченко, В.И. Моросановой. М.; СПб.: Нестор-История, 2020. С. 106—133.
  10. Allen L.K., Snow E.L., McNamara D.S. The narrative waltz: The role of flexibility in writing proficiency // Journal of Educational Psychology. Vol. 108. № 7. P. 911—924. http://dx.doi.org/10.1037/ edu0000109
  11. Bandura A., Barbaranelli C., Caprara G.V., Pastorelli C. Bandura A. et al. Self-efficacy beliefs as shapers of children’s aspirations and career trajectories // Child development. Vol. 72. № 1. P. 187—206. https://doi.org/10.1111/1467-8624.00273
  12. Bondarenko I., Fomina T., Morosanova V. Regulatory predictors of linguistic competencies and academic achievement in native language among secondary school students // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. Vol. 91 P. 148—155. https://doi.org/10.15405/epsbs.2020.10.04.19
  13. Botvinick M.M., Braver T.S., Barch D.M., Carter C.S., Cohen J.D. Conflict monitoring and cognitive control // Psychological review. Vol. 108. № 3. P. 624—652. https://psycnet.apa.org/ doi/10.1037/0033-295X.108.3.624
  14. Diamond A. Executive functions // Annual review of psychology. 2013. Vol. 64. P. 135—168. https:// doi.org/10.1146/annurev-psych-113011-143750
  15. Gervais J. The operational definition of competency‐based education // The Journal of Competency- Based Education. Vol. 1. № 2. P. 98—106. https://doi.org/10.1002/cbe2.1011
  16. Glaesser J. Competence in educational theory and practice: a critical discussion // Oxford Review of education. Vol. 45. № 1. P. 70—85. https://doi.org/10.1080/03054985.2018.1493987
  17. Gooch D., Thompson P., Nash H.M., Snowling M.J., Hulme C. The development of executive function and language skills in the early school years // Journal of Child Psychology and Psychiatry. Vol. 57. № 2. P. 180—187. https://doi.org/10.1111/jcpp.12458
  18. Gorgoz S., Tican C. Investigation of Middle School Students’ Self-Regulation Skills and Vocabulary Learning Strategies in Foreign Language // International Journal of Educational Methodology. 6. № 1. P. 25—42. https://doi.org/10.12973/ijem.6.1.25
  19. Hofmann W., Schmeichel B.J., Baddeley A.D. Executive functions and self-regulation // Trends of Cognitive Science. 2012. Vol. 16. № 3. P. 174—180. http://dx.doi.org/10.1016/j.tics.2012.01.006
  20. Kaplan A., Lichtinger E., Gorodetsky Achievement goal orientations and self-regulation in writing: An integrative perspective// Journal of Educational Psychology. 2009. Vol. 101. № 1, P. 51—69. https:// psycnet.apa.org/doi/10.1037/a0013200
  21. Kecskes I., Sanders R.E., Pomerantz A. The basic interactional competence of language learners. Journal of Pragmatics. 2018. Vol. 124. P. 88—105. https://doi.org/10.1016/j.pragma.2017.10.019
  22. Lieven E. Building language competence in first language acquisition // European Review. Vol. 16. № 4. P. 445—456 doi:10.1017/S1062798708000380
  23. Limpo T., Alves R.A., Fidalgo R. Children’s high‐level writing skills: Development of planning and revising and their contribution to writing quality // British Journal of Educational Psychology. Vol. 84. № 2. P. 177—193. https://doi.org/10.1111/bjep.12020
  24. Lonigan C.J., Anthony J.L., Phillips B.M., Purpura D.J., Wilson S.B., McQueen J.D. The nature of preschool phonological processing abilities and their relations to vocabulary, general cognitive abilities, and print knowledge // Journal of educational psychology. Vol. 101. № 2. P. 345—358. https://psycnet.apa. org/doi/10.1037/a0013837
  25. Marslen-Wilson W.D., Tyler, L.K. Morphology, language and the brain: Te decompositional substrate for language comprehension // Philosophical Transactions of the Royal Society: Biological Sciences. Vol. 362. P. 823—836. https://doi.org/10.1098/rsth.2007.2091
  26. Messick S. The psychology of educational measurement // ETS Research Report Series. № 1. P. 1—55.
  27. Miyake A., Friedman N.P., Emerson M.J., Witzki A.H., Howerter A., Wager T.D. The unity and diversity of executive functions and their contributions to complex “frontal lobe” tasks: A latent variable analysis // Cognitive psychology. Vol. 41. № 1. P. 49—100. https://doi.org/10.1006/cogp.1999.0734
  28. Nota L., Soresi S., Zimmerman B.J. Self-regulation and academic achievement and resilience: A longitudinal study // International journal of educational research. Vol. 41. № 3. P. 198—215. https://doi.org/10.1016/j.ijer.2005.07.001
  29. Roebers C.M., Feurer E. Linking executive functions and procedural metacognition // Child Development Perspectives. Vol. 10. № 1. P. 39—44. https://doi.org/10.1016/j.dr.2017.04.001
  30. Rutherford T., Buschkuehl M., Jaeggi S.M., Farkas G. Links between achievement, executive functions, and self-regulated learning // Applied Cognitive Psychology. Vol. 32. № 6. P. 763—774. https://doi. org/10.1002/acp.3462
  31. Skibbe L.E., Foster T.D. Participation in the Imagination Library book distribution program and its relations to children’s language and literacy outcomes in kindergarten // Reading Psychology. Vol. 40. № 4. P. 350—370. https://doi.org/10.1080/02702711.2019.1614124
  32. Skibbe L.E., Montroy J.J., Bowles R.P., Morrison F.J. Self-regulation and the development of literacy and language achievement from preschool through second grade // Early childhood research quarterly. Vol. 46. P. 240—251. https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2018.02.005
  33. Tsuda A., Nakata Y. Exploring self-regulation in language learning: A study of Japanese high school EFL students // Innovation in Language Learning and Teaching. Vol. 7. № 1. P. 72—88. https://doi.org/ 10.1080/17501229.2012.686500
  34. Velitchkovsky B.B., Bondarenko I.N., Morosanova V.I. The relationship between executive functions and language competences in middle school children // Psychology in Russia: State of the Art. 2019. 12. № 1. P. 104—117. https://doi.org/10.11621/pir.2019.0108
  35. Veraksa A.N., Bukhalenkova D.A., Kovyazina M.S. Language Proficiency in Preschool children with Different levels of executive function // Psychology in Russia: State of the art. 2018. 11. № 4. DOI: 10.11621/pir.2018.0408
  36. Verbitskaya L.A., Malykh S.B., Zinchenko Yu.P., Tikhomirova T.N. Cognitive predictors of success in learning Russian // Psychology in Russia: State of the Art. 2015. 8. № 4. P. 91—100. doi: 10.11621/ pir.2015.0408
  37. Welsh M., Peterson E. Issues in the conceptualization and assessment of hot executive functions in childhood // Journal of the International Neuropsychological Society. Vol. 20. № 2, P. 152—156. https://doi.org/10.1017/S1355617713001379
  38. Zimmerman B.J., Schunk D.H. (Eds.). Self-regulated learning and academic achievement: Theoretical perspectives. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 2001.
Статьи по теме
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика