К вопросу об умственной отсталости при расстройствах аутистического спектра

8179

Аннотация

Для развития этапа школьного образования в системе комплексного сопровождения детей с расстрой¬ствами аутистического спектра важно адекватно оценивать их образовательные потребности, учитывая все аспекты аутистических нарушений, в том числе специфику интеллектуальной сферы. В статье рас¬смотрены некоторые моменты взаимосвязи расстройств аутистического спектра и умственной отстало¬сти. Показано, что такую взаимосвязь нельзя отнести к хронологической коморбидности; представлены динамика и структура связи расстройств аутистического спектра и умственной отсталости, различные варианты качественной характеристики этой связи, специфика обследования уровня интеллекта при расстройствах аутистического спектра. Даются практические рекомендации по обследованию интел¬лекта у детей с расстройствами аутистического спектра, позволяющие избежать ошибок в выборе об¬разовательной траектории ребенка.

Общая информация

Ключевые слова: аутизм, расстройства аутистического спектра, умственная отсталость, образовательная траектория, определение коэффициента интеллекта при аутизме, синдром «олиго-плюс»

Рубрика издания: Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2016140102

Для цитаты: Морозов С.А., Морозова Т.И., Белявский Б.В. К вопросу об умственной отсталости при расстройствах аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2016. Том 14. № 1. С. 9–18. DOI: 10.17759/autdd.2016140102

Литература

  1. Гудман P., Скотт С. Детская психиатрия. Пер. с англ. М., 2008. 405 с.
  2. Каган В.Е. Аутизм у детей. Л., 1981.
  3. Костин ИА. Стилевые особенности когнитивных процессов у аутичных подростков и юношей.Автореф. дисс... канд. психол. наук. М., 1997.
  4. Лебединская К.С. Медикаментозная терапия раннего детского аутизма // Материалы междуна­родной научно-практической конференции памяти К.С. Лебединской. М., 1995. С. 5—15.
  5. Лебединская КС, Никольская О.С Диагностика детского аутизма. М., 1991. 97 с.
  6. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973. 375 с.
  7. Морозов С А. Основы диагностики и коррекции расстройств аутистического спектра. М., 2014.
  8. Морозов С А. Комплексное сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра. М.,2015.
  9. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. М., 2007.
  10. Морозова С.С. Составление и использование индивидуальных коррекционных программ для ра­боты с аутичными детьми. Самара, 2008. 154 с.
  11. Морозова С.С. Основные аспекты использования ABA при аутизме. М., 2013.
  12. Морозова С.С, Морозов С А. Аутизм. Первые признаки. М., 2002.
  13. Морозова Т.И. Условия и принципы формирования учебного стереотипа у детей с расстрой­ствами аутистического спектра // Организация психолого-педагогической помощи детям с рас­стройствами аутистического спектра. Материалы Всероссийской научно-практической конфе­ренции. Псков, 2006, М., 2007. С. 115-118.
  14. Морозова Т.И. Методические аспекты обучения детей с аутизмом технике чтения // Организа­ция психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра. Мате­риалы Всероссийской научно-практической конференции. Псков, 2006, М., 2007. С. 128—131.
  15. Питерс Т. Аутизм: От теоретического понимания к педагогическому воздействию. СПб.: Инсти­тут специальной педагогики и психологии, 1999. 192 с.
  16. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598.
  17. Примерная адаптированная общеобразовательная программа начального общего образованияобучающихся с расстройствами аутистического спектра. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.fgosreestr.ru
  18. Татарова И.Н. Медицинские аспекты комплексной помощи детям с расстройствами аутистиче­ского спектра // Материалы Международной научно-практической конференции «Организа­ция психолого-педагогической и медико-социальной помощи лицам с расстройствами аутисти­ческого спектра». М., 2009. С. 57—60.
  19. Gillberg С, FernellE. Autism plus versus autism pure. J. Autism Dev. Dis., 2014, 12, pp. 1274—1276.
  20. IX International Congress Autism-Europe «A Future for Autism» — Link, 2010, 54, pp. 3—7.
  21. Kanner L. Autistic disturbances of affective contact. Nervous Child, 1943, 2, pp. 217—250.
  22. Rutter M., Bayley A., Bolton P., LeCouter A. Autism and known medical conditions: Myth and sub­stance. Journal of child psychology and psychiatry and allied disciplines, 1994, 35(2), pp. 311—322.
  23. Volkmar F.R., Klin A. Issues in the Classification of Autism and Related Conditions. In Handbook ofAutism and Developmental Disorders. 3d edn. Eds: F.R. Volkmar, R. Paul, A. Klin, D. Cohen, J. Wiley,N. Sons, 2005, pp. 5-69.                                                                                                                         

Информация об авторах

Морозов Сергей Алексеевич, кандидат биологических наук, доцент, Ведущий научный сотрудник Центра социализации и персонализации образования детей, Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7354-2711, e-mail: morozov-ca@mail.ru

Морозова Татьяна Ивановна, Коррекционный педагог, руководитель коррекционной работой, Региональная общественная благотворительная организация «Общество помощи аутичным детям «Добро», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1703-5029, e-mail: tim.sam70@yandex.ru

Белявский Борис Викторович, кандидат педагогических наук, заместитель руководителя, Центр общего, дошкольного и коррекционного образования Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования»,, Москва, Россия, e-mail: specobr2010@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 6242
В прошлом месяце: 33
В текущем месяце: 20

Скачиваний

Всего: 8179
В прошлом месяце: 28
В текущем месяце: 13