Вестник практической психологии образования
2017. Том 14. № 4. С. 55–58
ISSN: 2658-3100 (online)
АИС «Сопровождение» — ресурс обеспечения доступности и качества психолого-педагогической помощи
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: цифровые технологии, психологическая служба, психологическое сопровождение, качество обучения
Рубрика издания: Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов-психологов
Для цитаты: Олтаржевская Л.Е. АИС «Сопровождение» — ресурс обеспечения доступности и качества психолого-педагогической помощи [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2017. Том 14. № 4. С. 55–58. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2017_n4/Oltarzhevskaya (дата обращения: 15.12.2024)
Полный текст
Внедрение цифровых технологий во все сферы жизни стало трендом 21 века. Сегодня трудно себе представить область жизнедеятельности, где не использовались бы IT-решения. Московское правительство уделяет большое внимание развитию электронных сервисов в социальной сфере.
В столичном образовании на сегодняшний день реализуются масштабные инновационные проекты по внедрению новейших информационных ресурсов, которые позволяют непрерывно повышать качество обучения для каждого ребенка, максимально обеспечивая его успешность во взрослой жизни. Один из мегапроектов Департамента образования города Москвы — «Московская электронная школа» — переводит процесс обучения на новый уровень, являясь механизмом обеспечения потребностей современного учителя, школьника и родителя. Система образования города Москвы — это система больших возможностей.
В последние годы неотъемлемой частью образовательного пространства города стала психолого-педагогическая помощь детям, которая должна быть высокого качества и доступной для любой московской семьи, которая нуждается в сопровождении специалистов. Именно на это направлены усилия Департамента образования города Москвы и педагогического сообщества.
В связи с созданием централизованной модели — Городского психолого-педагогического центра, территориальные отделения которого располагаются по 48 адресам во всех административных округах, — возникла острая потребность в единой автоматизированной информационной системе управления, контроля и оценки качества работы крупного учреждения.
Необходим был инструмент, соответствующий высоким требованиям современного уровня развития информационного пространства в городе, который дает возможность быстро, удобно и точно отслеживать количественные и качественные показатели как работы системы психолого-педагогической помощи в целом,так и реализации индивидуального маршрута конкретного ребенка.
Таким инструментом стала «Автоматизированная информационная система «Сопровождение», разработанная в Городском психолого-педагогическом центре Департамента образования города Москвы.
Главная цель проекта — создание и внедрение программного комплекса для управления процессом психолого-педагогической помощи детям, начиная с электронной записи в Центр до оценки доступности и качества всего спектра услуг в Центре: коррекционно-развивающей, компенсирующей и логопедической помощи, дошкольного и дополнительного образования и т. д.
Разработка АИС «Сопровождение» позволила одновременно решить целый комплекс задач: сформировать единую актуальную базу контингента; вести индивидуальный маршрут сопровождения ребенка; организовывать учёт деятельности специалистов, а также собирать и представлять аналитические и статистические данные, эффективно использовать материально-техническую базу, осуществлять административный контроль объема и качества услуг.
АИС «Сопровождение» представляет собой систему, в которой учтена вся специфика деятельности психолого-педагогического центра. Функции системы направлены на создание единого информационнопедагогического пространства, организацию и контроль работы специалистов.
Для удобства пользователя система состоит из разделов. Это позволяет специалисту самостоятельно формировать свое расписание, составлять списки детей по формам работы с ними или списки групп с названием и количеством занятий. В разделе «Индивидуальный маршрут ребенка» можно фиксировать дату, время, форму занятия и имя специалиста. Также в разделах Системы содержатся журналы индивидуальной и групповой работы с детьми, статистика и выгрузки для мониторинга и анализа деятельности. Несомненным преимуществом разделов, существующих в АИС «Сопровождение», является возможность учитывать работу специалистов в соответствии с графиками и контролировать своевременность заполнения системы специалистами.
Полный пакет программного комплекса представлен АИС «Сопровождение» и интегрированными с ней информационными системами и модулями.
Разработка и внедрение различных информационных систем и модулей программного комплекса «Сопровождение», обратная связь от пользователей системы и анализ полученных статистических данных позволяют постоянно совершенствовать и развивать систему в процессе эксплуатации (рис. 1).
Система «Запись в Центр» на сайте Центра дает возможность записаться на первичный прием в любое территориальное отделение в режиме онлайн, а также выбрать место и время оказания помощи.
Хранить и обрабатывать информацию обо всех детях и оказанных им услугах, получать и анализировать в полном объеме статистические данные о проделанной работе позволяет модуль «Контингент».
Развитие систем комплекса позволит интегрировать важные составляющие «Диагностика», «Программно-методическое обеспечение» и «Материально-техническая база».
С помощью АИС «Диагностика» формируется электронный протокол обследования и заключения психолого-педагогического консилиума (ППк).
Управление списком образовательных и коррекционных программ, автоматическое распределение и учет часов и тем занятий в процессе работы специалиста с ребенком по выбранной программе — эти функции закладываются в модуль «Программно-методическое обеспечение».
Подробный каталог компьютерного и учебного оборудования, пособий, диагностических и раздаточных материалов, распределенных по территориальным отделениям, находится в АИС «Материально-техническая база».
Необходимая для психолого-педагогического центра АИС «Взаимодействие с образовательными организациями» открывает возможность для упорядочивания и анализа информации по взаимодействию центра с образовательными организациями города Москвы. База позволяет фиксировать данные по таким направлениям сотрудничества, как повышение квалификации сотрудников, проведение профилактических программ для школьников и оказание экстренной помощи, организация методической работы со специалистами психолого-педагогического сопровождения в школах.
Рис. 1. Непрерывное совершенствование и развитие программного комплекса
Проект «АИС «Сопровождение» продолжает развиваться, совершенствоваться, дополняться с учетом меняющихся условий современного образовательного пространства. В настоящее время в разработке находится система «Smart-карта», задача которой состоит в учёте контингента с использованием пластиковых карт и считывателей, подключенных к автоматизированным местам каждого специалиста.
Трудно переоценить значение таких модулей, как «Эффективность» и «Оценка качества», так как их внедрение позволит проводить мониторинг эффективности использования материальных и трудовых ресурсов, визуально отображая динамические и статистические данные эффективности работы, а также отслеживать качество оказанной детям психолого-педагогической помощи.
Данный пакет — это системное решение автоматизации процесса управления качеством деятельности Центра на всех этапах.
Одним из многочисленных преимуществ проекта является то, что программный комплекс обеспечивает многоуровневый доступ к различным модулям и базам данных. Родители получают доступную, удобную и безопасную возможность записаться в Центр на сайте. Сотрудники и педагоги Центра, в свою очередь, получают рабочий инструмент, учитывающий все многообразие и нелинейность психолого-педагогической помощи. А администрация — современный инструмент контроля, учета, анализа и планирования различных видов деятельности организации для повышения эффективности управления.
Возможности программного комплекса направлены на последовательную и цикличную реализацию основных функций управления учреждением для достижения намеченных целей путем рационального использования ресурсов.
Для планирования — быстрый доступ к актуальной информации.
Для организации — возможность составления динамического расписания и корректировка текущих изменений.
Для мотивации — самоанализ, самоконтроль и самооценка на основе индивидуальной статистики специалиста.
Для координации — возможность управления образовательным процессом в условиях удаленных территориальных отделений.
Для контроля — возможность оценки эффективности и качества работы специалистов.
Эффективность программного комплекса «Сопровождение» достигается за счет ряда факторов. В их числе высокая скорость, возможность работать в любом месте и в любое время, защищенность базы данных. Добавим к перечисленному широкий круг пользователей, обработку большого количества данных, статистику в режиме реального времени.
Практическое значение проекта состоит в том, что внедрение АИС «Сопровождение» позволяет сделать уверенный шаг к полному переходу на электронный документооборот в системе образования города Москвы и смещению акцентов от среднестатистических количественных показателей к данным, касающимся реального человека в системе образования: когда, сколько, какой помощи получил ребенок и динамика его развития (рис. 2).
Данная система обеспечивает учет детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи, реализацию единого стандарта и порядка оказания помощи, систематизацию программ и методик специалистов, рациональное использование кадровых и финансовых ресурсов, прозрачность и достоверность результатов деятельности.
Рис. 2
Это программное решение соответствует современным требованиям к автоматизированным инструментам управления и направлено на повышение качества оказания психолого-педагогической помощи учащимся и воспитанникам, а значит, и на повышение качества образования в целом.
В программную структуру АИС «Сопровождение» заложена возможность ее использования всеми специалистами психолого-педагогических служб образовательных организаций системы Департамента образования города Москвы.
Наличие гибких решений и возможность внедрять дополнительные модули позволяют масштабировать систему на разные уровни (муниципальный, региональный, федеральный) и адаптировать её для организаций со сложной структурой.
Подробно с деятельностью Городского психологопедагогического центра Департамента образования города Москвы приглашаем вас познакомиться на сайте https://gppc.ru/ . В следующей статье читайте о вебинарах Центра в проекте «WEB-совет: безбарьер-ный разговор — безграничное общение».
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2681
В прошлом месяце: 149
В текущем месяце: 86
Скачиваний
Всего: 59
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1