Вестник практической психологии образования
2019. Том 16. № 1. С. 41–46
ISSN: 2658-3100 (online)
Об опыте апробации и внедрения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в системе образования Калужской области
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: психологическая служба, профессиональный стандарт, Калужский регион, диагностический инструментарий оценки уровня квалификации педагогов-психологов, программы дополнительного профессионального образования, индивидуальный образовательный маршрут педагога-психолога, вариативная модель организации деятельности педагога-психолога
Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Калитько Е.Н., Соловьева Н.А. Об опыте апробации и внедрения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в системе образования Калужской области [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 1. С. 41–46. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2019_n1/Kalitko_Solovyov (дата обращения: 14.12.2024)
Полный текст
Следуя мировым тенденциям регулирования профессионального образования, наша страна включается в процесс формирования национальной системы квалификаций. Значимыми остаются вопросы оперативного сопровождения внедрения, апробации и дальнейшей реализации профстандартов в регионах Российской Федерации [1]. Нормативные правовые документы определяют требования и содержание профессиональных стандартов [4].
С 2015 года Калужская область в составе двенадцати регионов приступила к работе по внедрению и апробации профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в системе образования региона, непосредственно в психологической службе.
Деятельность психологической службы регулируется Положением о психологической службе в системе образования Калужской области, утвержденным приказом министерства образования и науки Калужской области от 25.10.2012 №2063.
В психологической службе образования Калужской области на 01 января 2018 года общее количество специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение в образовательных организациях Калужской области, составляет 387 человек. Из них в городе Калуге работает 134 человек (35%), на долю области приходится 253 человека (65%). В дошкольных образовательных организациях работает 98 человек (25%), в школах — 249 человек (65%), в других организациях — 40 человек (10%).
Должность педагога-психолога занимают 305 человек (79%), 82 человека (21%) выполняют функции педагогических работников, ответственных за психолого-педагогическое сопровождение. Данную категорию представляют педагоги образовательных организаций (в основной массе это педагоги-предметники, заместители директоров по воспитательной работе, не имеющие психологического образования).
Состоят в штате образовательной организации 221 педагог-психолог (72%), являются совместителями 84 педагога-психолога (28%).
Среди педагогов-психологов высшую квалификационную категорию имеют 56 человек (18%), первую квалификационную категорию — 52 человека (17%), соответствие занимаемой должности — 72 педагога- психолога (24%), не имеют категории — 125 педагогов-психологов (41%).
Большинство педагогов-психологов имеют стаж более 3-х лет — 215 человек (70%), стаж менее 3-х лет — 90 педагогов-психологов (30%).
В регионе функционируют 6 центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи, 2 кабинета практической психологии в структуре методических центров, Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (ЦПМПК), 5 территориальных ПМПК.
Как и в других регионах, работа по внедрению и апробации профессионального стандарта «Педагог- психолог (психолог в сфере образования)» началась с обсуждения стандарта с представителями профессионального сообщества и разработки нормативноправовой базы. Была создана Рабочая группа, в состав которой вошли представители министерства образования и науки Калужской области, Калужского регионального отделения Федерации психологов образования России, Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, Калужского государственного института развития образования, руководители центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи, образовательных организаций, педагоги-психологи. Координацию деятельности по всем направлениям осуществляет Центр психологического сопровождения образовательной деятельности ГАОУ ДПО «КГИРО»
Определены 15 базовых образовательных организаций, среди которых ведущие школы, гимназии, лицеи, детские сады, центры дополнительного образования детей, центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Работа началась с обсуждения стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» и особенностей его применения. Обсуждение проходило как на заседаниях Рабочей группы, так и на семинарах и круглых столах с расширенным участием представителей профессионального сообщества.
Работа пилотной площадки в Калужской области планировалась согласно регламенту деятельности региональной пилотной площадки по апробации и внедрению профессионального стандарта «Педагог- психолог (психолог в сфере образования) на территории Калужской области. В 2015 году была принята региональная дорожная карта по апробации и внедрению профессионального стандарта на 2015-2020 годы. При сопровождении реализации профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» решено было опираться на ресурсы конкретного региона и сложившиеся успешные практики его апробации, а также учитывать реалии новой социокультурной ситуации развития современных детей и подростков.
На первом этапе представители Рабочей группы по координации и оперативному контролю применения профессионального стандарта проанализировали модели психологического обеспечения области. Были выделены две модели. Их отличие заключается в том, что в одном случае педагог-психолог является штатным сотрудником образовательной организации, а в другом — специалистом муниципального психолого-педагогического центра. Был спроектирован образ региональной модели введения профессионального стандарта «Педагог-психолог» на основе системного подхода [2]. При подготовке модели учитывали аксиологический, содержательный, праксиологический компоненты.
Стратегическим аксиологическим ориентиром разработки профессионального стандарта педагога- психолога является потребность в модернизации психолого-педагогического образования с учетом региональной специфики. Документоведческие аспекты отражают содержательный компонент. Внесены изменения в нормативно-правовое регулирование деятельности педагога-психолога. В том числе, внесены изменения в локальные акты (трудовой договор, правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, коллективный договор).
Должностная инструкция каждого сотрудника по должности «педагог-психолог» носит индивидуальный характер, включает общий и индивидуальный функционал, связанный со специализацией по направлениям деятельности, реализацией определенных образовательных проектов / программ психолого-педагогического сопровождения.
Были подготовлены проекты эффективного контракта в форме дополнительных соглашений к трудовому договору, где прописаны обобщенные трудовые функции, основания для стимулирования по должности в зависимости от вариативной модели организации деятельности педагога-психолога.
Открытым до сих пор остается вопрос, связанный с определением временных соотношений по исполнению тех или иных видов работы в пределах должностных обязанностей педагога-психолога — в зависимости от вариативной модели организации деятельности педагога-психолога.
Праксиологический компонент предполагает систему мероприятий по ознакомлению региональных педагогов-психологов с содержанием профессионального стандарта, привлечением их к обсуждению особенностей его реализации, методической поддержке на этапах его введения.
Второй этап деятельности Рабочей группы был посвящен практической работе с экспертным сообществом и активными представителями педагогов-психологов от образовательных организаций различного типа. В 2015-2016 гг было проведено комплексное исследование самооценки соответствия компетенций педагога-психолога содержанию трудовых функций профессионального стандарта «Педагог-психолог». Изучались следующие показатели: уровень владения трудовой функцией, трудовым действием; основные отличия дефицитов профессиональных компетенций педагогов-психологов в зависимости от вида образовательного учреждения; актуальные ресурсы профессионального развития и их влияние на овладение трудовой функцией, трудовым действием. В рамках мероприятий дорожной карты апробации профстандарта был проведен мониторинг, включающий анализ отчетов и планов работы педагогов-психологов.
Наиболее показательным в целях регионального исследования оказалось распределение респондентов по следующим категориям: педагоги-психологи образовательных организаций (школы, детского сада, учреждения дополнительного образования), педагоги-психологи центров ППМС-помощи.
Судя по активной обратной связи участников самообследования, можно говорить о достаточной включенности работников системы образования Калужской области в процессы, связанные с внедрением профессионального стандарта.
По результатам исследования и внешнего мониторинга были сделаны следующие выводы:
• такие трудовые функции, как психологическое консультирование, психодиагностика, психопросвещение, психопрофилактика, хорошо знакомы практикующим педагогам-психологам различных типов образовательных организаций;
• у специалистов нет современного специализированного кабинета;
• остается актуальной проблема нехватки квалифицированных кадров в области;
• выявлено противоречие между высокими требованиями профстандарта и недостаточностью квалификации педагогов-психологов в отдельных районах области [5].
Большая часть существующих кадров, обладая достаточным уровнем базовой квалификации, имеет определенные проблемы в соответствии с новыми инновационными требованиями к компетенциям, выдвигаемым профстандартом, и нуждается в повышении квалификации по наиболее актуальным компетенциям. Прежде всего — это компетенции в области современных форм работы с особыми группами обучающихся (детьми-инвалидами, обучающимися с ОВЗ, одаренными обучающимися, детьми с девиантным поведением).
Особое внимание необходимо уделять освоению педагогами-психологами компетенций в области образовательного оценивания и диагностики, комплексной образовательной психолого-педагогической экспертизы, психолого-педагогического проектирования образования, что сделает целесообразным и необходимым привлечение педагогов-психологов в процесс стратегического управления образовательной организацией и разработку программ ее развития.
На основании исследования были выделены модели профессиональной деятельности педагогов- психологов в различных организациях и дифференцированы уровни соответствия профессиональных компетенций педагога-психолога содержанию трудовых функций профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». Через призму профессиональных стандартов стало возможным выделение индикаторов эффективности качества труда педагогических работников.
Анализ материалов исследования выявил потребность в дополнительном информировании специалистов экспертных групп по аттестации, формировании их готовности к осуществлению экспертизы профессиональной деятельности педагогов-психологов с учетом требований профессионального стандарта, а также в формировании готовности педагогов-психологов к прохождению аттестации с учетом требований профессионального стандарта.
В 2016-2018 гг. были реализованы следующие формы сопровождения педагогов-психологов образовательных организаций при введении профстандарта: анализ профессиональных проблем педагогов-психологов на методических объединениях, мастер-классах, профессиональных консультациях в режиме супервизии; вебинары, круглые столы, совещания экспертного сообщества по вопросам экспертизы профессиональной деятельности педагогов-психологов с учетом требований профессионального стандарта. Для снижения возможных недостатковпри организации совместных форм работы предварительно проводился отбор участников мероприятий с учетом их профессиональных и личностных качеств.
В большинстве случаев предложенный формат работы оказался эффективным. Представителями регионального сообщества педагогов-психологов внесены предложения по корректировке критериев и показателей формы экспертного заключения на педагога-психолога.
Результатом данного этапа работы стала разработка диагностического инструментария оценки уровня квалификации педагогов-психологов в зависимости от вариативной модели организации деятельности педагога-психолога.
На современном этапе развития образования в Калужском регионе кадровый дефицит нивелируется, в основном, посредством организации и проведения профессиональной переподготовки педагогических работников, специалистов службы сопровождения в области инклюзивного и психолого-педагогического образования.
За отчетный период специалистами экспертной группы были выделены направления совершенствования предметного содержания дополнительного профессионального образования в Калужской области: психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья; психологопедагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ; организация коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе работа по психологической реабилитации; психологическая экспертиза комфортности и безопасности образовательной среды образовательной организации; психопрофилактика отклоняющегося поведения детей и подростков.
В ГАОУ ДПО «КГИРО» были модернизированы 10 имеющихся программ повышения квалификации педагогов-психологов и спроектированы 8 новых на основе оценки соответствия уровня компетенций педагогов-психологов требованиям профессионального стандарта. В том числе:
• «Совершенствование профессиональных компетенций педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций»,
• «Организация и особенности обучения детей с ограниченными возможностям здоровья в условиях реализации требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»,
• «Социально-педагогическое сопровождение детей и их семей, имеющих особые образовательные потребности»,
• «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся начальной школы с эмоционально-поведенческими нарушениями в условиях образовательной организации»,
• «Совершенствование профессиональных компетенций педагога-психолога в условиях реализации требований ФГОС»,
• «Метод драматической психоэлевации в практике современного педагога-психолога».
Разработанные программы уже показали свою эффективность, получив положительные отзывы слушателей 2017-2018 гг В системе дополнительного профессионального образования успешно внедрен компетентностный подход к разработке программ повышения квалификации. Программы дополнительного профессионального образования разрабатываются в соответствии со структурой обобщенных трудовых функций, отраженных в профессиональном стандарте, и в соответствии с оценкой уровня компетенций педагогов-психологов требованиям профессионального стандарта. Программы повышения квалификации включают инвариантный модуль, обязательный для конкретной целевой группы слушателей. Слушатели получают возможность самостоятельно проектировать свой индивидуальный образовательный маршрут в соответствии с требованиями профессиональных и образовательных стандартов, индивидуальными образовательными потребностями [3].
На базе Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского за отчетный период происходит апробация программ магистратуры «Психологическое проектирование и экспертиза в системе образования», «Психология и педагогика инклюзивного образования», разработанных на основе оценки соответствия уровня компетенций педагогов-психологов требованиям профессионального стандарта.
На третьем этапе по инициативе Центра психологического сопровождения образовательной деятельности ГАОУ ДПО «КГИРО» в качестве ключевого приоритета было выделено организационно-методическое сопровождение реализации профстандарта в области. Основной акцент сделан на совершенствовании кадрового потенциала и выстраивании индивидуальных траекторий профессионального и личностного роста педагогов-психологов [2].
На основе совместной работы экспертной группы удалось согласовать критерии реализации персонифицированных траекторий профессионального саморазвития педагогов-психологов региона:
• высокая степень удовлетворенности субъекта профессиональной деятельностью;
• ориентация на профессиональную самореализацию и видение перспективной траектории дальнейшего профессионального роста;
• открытость опыту, направленность на непрерывное систематическое повышение собственной профессиональной квалификации;
• наличие профессионально-нравственной позиции специалиста;
• включенность в систему профессионального общения (региональная система наставничества, ме тодические семинары, группы профессиональной коммуникации, индивидуальное профессионально-методическое консультирование и т.д.).
Перспективой индивидуального развития педагогов-психологов становится осознание специалистом своей субъектности, самоценности и эксклюзивности, что связано с интеграцией компонентов Я-концеп- ции: когнитивного, аффективного и поведенческого.
Одним из существенных положительных моментов стимулирования развития профессионализма педагога-психолога является акцент на его самодиагностику, на определение недостающих для него профессиональных знаний и умений. Специалистами нашей группы разработан необходимый инструментарий для проведения самодиагностики педагога-психолога. Согласован алгоритм проектирования индивидуального образовательного маршрута в зависимости от вариативной модели организации деятельности педагога-психолога.
Таким образом, условиями эффективного применения профстандарта остаются совершенствование ресурсного обеспечения деятельности психологической службы в системе образования (нормативно-правового, материально-технического, кадрового, программно-методического), что инициирует обновление профессиональной деятельности педагога-психолога и предполагает его профессиональное преобразование.
В числе перспектив дальнейшей работы можно отметить:
• уточнение моделей профессиональной деятельности педагогов-психологов в различных организациях: педагога-психолога в ЦППМС, педагога-психолога в образовательных организациях различного типа;
• подготовка и апробация вариативных форм проведения аттестации педагогов-психологов с учетом индивидуальной программы профессионального саморазвития.
Литература
- Забродин Ю.М., Рубцов В.В. Апробация, внедрение и применение профессиональных стандартов при решении задач образования и социальной сферы // Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы. М.: МГППУ, 2016. С. 13–29.
- Калитько Е.Н., Рудая О.Ю., Соловьева Н.А. Исследование самооценки соответствия компетенций педагога-психолога содержанию трудовых функций профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»: опыт Калужской области // Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции «Психология образования: педагог-психолог в мире школы» (Москва, 25–26 апреля 2017 года). М.: Общественная организация «Федерация психологов образования России», 2017.
- Овчинников Д.Е., Иконникова И.В., Соловьева Н.А., Романцов А.Н., Бурмистрова Е.В., Заикин А.В., Змияк С.С., Калмыков Н.Н. Об оценке профессиональной квалификации на соответствие профессиональным стандартам // Современные проблемы и направления развития системы подготовки кадров. Сборник научных трудов по материалам I международной научно-практической конференции 31 октября 2016 года. СПб: НОО «Профессиональная наука», 2016. С. 360–389.
- Приказ Минтруда России от 24 июля 2015 г. №514 н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог-психолог (психолог в сфере образования)”» [Электронный ресурс] / Министерство труда и социальной защиты РФ. Банк Документов. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy_informatsionnyyblok/natsionalnyy_reestr_professionalnykh_standartov/reestr_professionalnykhstandartov/index.php?ELEMENT_ID =57963 (дата обращения: 31.08.2018).
- Соловьева Н.А., Калитько Е.Н., Рудая О.Ю. Проблемы диагностики уровня овладения педагогами-психологами трудовыми функциями профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» // Сборник научных работ областных премий и стипендий. Калуга, 2017. С. 189–195.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 878
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 293
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1