Смешное и страшное в современной детской субкультуре

2398

Аннотация

В статье рассматривается соотношение смеха и страха как специфических характеристик детства. Авторы развивают представление М. Бахтина, согласно которому психологической основой смеховых проявлений является возможность условного, игрового, и потому, безопасного нарушения общепринятых норм. Рассматривается привлекательность «страшного» для ребенка и формы провокации страха в детской субкультуре. Анализируется взаимосвязь смешного и страшного в детской художественной культуре. Специально исследуется феномен «черного юмора» как средства овладения страхом. В последней части статьи рассматриваются тенденции современной детской субкультуры, в которой «страшное» изначально обесценивается, а смех не выступает средством овладения страхом.

Общая информация

Ключевые слова: смех , страх, детская субкультура, чёрный юмор, преодоление страха, современные игрушки

Рубрика издания: Возрастная психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Романова А.Л., Смирнова Е.О. Смешное и страшное в современной детской субкультуре // Культурно-историческая психология. 2013. Том 9. № 2. С. 81–87.

Фрагмент статьи

Отличительной особенностью современной детской субкультуры является изобилие пугающих, инфернальных мотивов. Среди детских игрушек можно встретить вампиров, монстров, «гробы для невест», скелеты, черепа, трупы, и пр. Причем вся эта «нечисть» предъявляется детям в гламурной игрушечной стилистике, которая должна вызывать, скорее, смех, чем страх. Данная ситуация побуждает подробнее рассмотреть вопрос о роли смешного и страшного, об их взаимосвязи в психологии человека вообще и в детской субкультуре в частности.

Литература

  1. Бахтин В. Детский фольклор // Энциклопедия для детей: В 45 т. Т. 9. Русская литература. Ч. 1. / Под ред. М.Д. Аксёновой. М., 1998.
  2. Белоусов А.Ф. Воспоминания Игоря Мальского. «Кривое зеркало действительности»: к вопросу о происхождении «садистских стишков» // Лотмановский сборник-1. М., 1995.
  3. Борисов С.Б. Эстетика «чёрного юмора» в российской традиции http://xarms.lipetsk.ru/texts/bor1.html
  4. Белянин В.П., Бутенко И.А. Чёрный юмор. М., 1996.
  5. Игра со всех сторон: Книга о том, как играют дети и прочие люди: Современные исследования, междисциплинарный подход, практические рекомендации, взгляд в будущее / Под ред. Е. Жорняк. М., 2003.
  6. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником // Дошкольное воспитание. 1948. № 9.
  7. Карасев Л.В. Философия смеха. М., 1996.
  8. Кестлер А. Акт творчества. СПб., 2003.
  9. Cмех: истоки и функции / Под ред. А.Г. Козинцева. СПб., 2002.
  10. Колязин В.Ф. От мистерии к карнавалу: Театральность немецкой религиозной и площадной сцены раннего и позднего средневековья. М., 2002.
  11. Лихачев Д.С., Панченко A.M., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л., 1984.
  12. Лурье М.Л. Пародийная поэзия школьников // Русский школьный фольклор. От «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов / Сост. А.Ф. Белоусов. М., 1998.
  13. Осорина М.В. Черная простыня летит по городу, или Зачем дети рассказывают страшные истории // Знание — сила. 1986. № 10.
  14. Петрановская Л. Стихотворные страшилки // Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 1. / Под ред. М.Д. Аксеновой. М., 1998.
  15. Померанцева Э.Р. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975.
  16. Сычев А.А. Природа смеха, или Философия комического. М., 2003.
  17. Трыкова О.Ю. Жанры детского фольклора Ярославской области // Живая старина. 1999. № 1.
  18. Успенский Э. Красная рука, Черная простыня, Зеленые пальцы. Страшная повесть для бесстрашных детей. М., 1992.
  19. Хёйзинга Й. Homo Ludens: Статьи по истории культуры / Пер. с гол. Д.В. Сильвестрова. М., 1997.
  20. Чуковский К. История моего Айболита // Чуковский К. От двух до пяти. М., 1990.
  21. http://ruthlessrhymes.com

Информация об авторах

Романова Александра Леонидовна, аспирант факультета психологии образования, педагог-психолог Городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: sasharomasha@gmail.com

Смирнова Елена Олеговна, доктор психологических наук, профессор, начальник отдела, отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, Центра прикладных психолого-педагогических исследований, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 3475
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 2398
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 20