Клиническая и специальная психология
2014. Том 3. № 1
ISSN: 2304-0394 (online)
Мотивационная направленность личности при пограничных психических расстройствах
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: психические расстройства, самоактуализация, личностный дифференциал, структура мотивации, мотивация достижения
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Акназаров С.А., Негай Н.А., Тапалова О.Б. Мотивационная направленность личности при пограничных психических расстройствах [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2014. Том 3. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2014_n1/Aknazarov_Negai_Tapalova (дата обращения: 14.12.2024)
Полный текст
Среди исследований, посвященных изучению пограничных психических расстройств, преобладают исследования невротических расстройств. Личности с невротическими расстройствами очень зависимы от мнений и оценок окружающих, конформны в отношении традиций и авторитетов, обладают повышенной тревожностью и уязвимостью в ситуации неуспеха. Особенности невротических потребностей связаны с общей направленностью личности невротика, его эгоцентризмом и особой потребительской ориентацией. Мотивы человека с признаками невроза не обладают устойчивой опредмеченностью, а, следовательно, существуют скорее в форме навязчивого влечения, чем социально опосредованного зрелого мотива [9].
Одним из видов нарушений развития личности являются изменения в мотивационной сфере [1]; [2]; [4]; [7]. Психологический анализ изменений мотивов является одним из способов исследования личности больного человека и особенностей его деятельности. Для понимания процессов неврогенеза в мотивационном аспекте важно понятие одно- или многовершинности мотивационной сферы, описанное А. Н. Леонтьевым. Одновершинность мотивационной сферы приводит к ипохондрическому развитию личности, создает сложности при построении системы замещающей деятельности. Многовершинность мотивационной сферы при условии неполного осознания болезни несет в себе опасность некритического отношения к своему состоянию. Некритичность не дает заболевшему человеку овладеть своими многочисленными побуждениями, «пожертвовать» некоторыми из них. Таким образом, возникает проблема формирования контроля своего поведения, проблема формирования опосредования [6].
Молодые люди, в том числе студенты, являются уязвимой группой, так как склонны к высокому психическому напряжению. Формирование личности студента проходит под влиянием определенных факторов: это возрастные особенности, высокая учебная нагрузка, проблемные социально-бытовые условия, особенности труда и отдыха, формирование новых межличностных отношений. Юношеский возраст - это период кризиса идентичности, когда происходит социальный и индивидуально-личностный выбор, идентификация и самоопределение [10].
Невротические расстройства являются следствием неразрешенного интрапсихического мотивационного конфликта при недостаточной эффективности механизмов психологической защиты. Невротическая тревога - это результат специфического отказа от поиска, когда невротические механизмы защиты выступают в роли своеобразной психологической компенсации. Возникающие ипохондрия и фобии открывают для человека возможность активных целенаправленных действий [1].
Анализ многочисленных исследований пограничных психических расстройств показывает, что изучение мотивационной сферы при неврозоподобных состояниях стало актуальным. Изучение мотивационной направленности личности позволяет понять сложности в структуре взаимодействия с подобными пациентами.
Основным индикатором развития личности считается степень перехода изначально осознанных ценностей из разряда только «знаемых» в регуляторы поведения, степень интеграции их в общую систему мотивации, т.е. зрелость личности выражается в смысловом единстве мотивационной системы [3].
По данным Всемирной организации здравоохранения, за XX в. средний показатель распространенности нервно-психических заболеваний в расчете на 1000 человек населения вырос более чем в 4 раза [7].
Целью нашего исследования явилось изучение мотивационной направленности и определение уровня и особенностей самоактуализации личности с признаками пограничных психических расстройств.
Актуальность нашего исследования связана с высокой социальной значимостью вышеуказанной проблемы и определяется необходимостью изучения мотивационной направленности и особенностей самоактуализации личности с признаками пограничных психических расстройств в силу недостаточности научных представлений об этих феноменах.
Новизна настоящего исследования заключается в том, что впервые изучены мотивационная направленность и особенности самоактуализации лиц с пограничными психическими расстройствами на этнической выборке казахов.
Экспериментальная база и методы исследования.
Выборка состояла из студентов Казахского национального педагогического университета имени Абая (КазНПУ) и Казахской академии труда и социальных отношений (КазАТиСО) г. Алматы, представляющих контрольную группу, а также пациентов Республиканского научно-практического центра психиатрии, психотерапии и наркологии МЗ РК (РНПЦППН), составивших экспериментальную группу. На основном этапе контрольная группа включала 30 испытуемых (20 юношей и 10 девушек). В экспериментальную группу вошли также 30 человек с пограничными психическим расстройствами (20 мужчин и 10 женщин). В контрольную группу были включены студенты естественнонаучных и гуманитарных факультетов, участие в исследовании было добровольным, проводилось в групповой форме. Экспериментальная группа состояла из лиц различных специальностей с признаками пограничных психических расстройств.
В проведенном исследовании были использованы следующие методики:
1. Личностный опросник диагностики самоактуализации личности САМОАЛ (модификация Н. Ф. Калиной и А. В. Лазукина вопросника POI, созданного Э. Шостромом) [11].
2. Методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М. Бехтерева) [11].
3. Методика «Структура мотивации» [5].
При статистической обработке данных применялся корреляционный анализ, факторный анализ, использовался критерий Манна-Уитни (U).
Результаты исследования
Опросник диагностики самоактуализации личности САМОАЛ позволил нам определить уровень и особенности самоактуализации личности у лиц с пограничными психическими расстройствами и психически здоровых испытуемых, a также определить поведенческий компонент их самосознания. Испытуемым предлагалось 100 парных утверждений, распределенных по 11 шкалам, из которых им необходимо было выбрать одно. В табл. 1 представлены результаты исследований особенностей и уровня самоактуализации у испытуемых.
Таблица 1.Средние показатели особенностей самоактуализации личности в исследованных группах
Шкалы САМОАЛ |
КГ (n=30) |
ЭГ (n=30) |
U-критерий Манна - Уитни |
||
M±m |
о |
M±m |
о |
|
|
Ориентация во времени |
12±1,56 |
5,4 2 |
6,65±1,42 |
7,00 |
9786,0 |
Ценности |
12±1,55 |
5,4 1 |
9,1±1,37 |
5,67 |
9846,5 |
Взгляд на природу человека |
10,5±1,48 |
4,3 2 |
8,2±1,31 |
6,78 |
8846,0 |
Потребность в познании |
11±1,64 |
4,5 6 |
9,05±1,56 |
6,22 |
10098,0 |
Креативность |
9±1,23 |
4,7 6 |
8,7±1,88 |
5,33 |
8796,0 |
Автономность |
11±1,63 |
5,6 7 |
7,7±1,67 |
5,09 |
10927,0 |
Спонтанность |
12±1,54 |
5,2 8 |
6,3±1,89 |
7,67 |
9678,0 |
Самопонимание |
9±1,60 |
5,5 6 |
7,75±1,35 |
7,05 |
9893,0 |
Аутосимпатия |
12±1,60 |
7,0 3 |
7,73±1,45 |
6,28 |
8845,0 |
Контактность |
10±1,59 |
7,4 5 |
8,15±1,78 |
4,45 |
2678,0 |
Гибкость в общении |
11±1,60 |
6,0 3 |
8,36±1,98 |
3,67 |
9765,0 |
Примечание: КГ - контрольная группа; ЭГ- экспериментальная группа; M±m - среднее±стандартное отклонение; о- медиана.
Показатели по шкале Ориентация по времени (12/6,65) свидетельствуют, что респонденты контрольной группы стараются жить настоящим. Низкие показатели по данной шкале у испытуемых экспериментальной группы свидетельствует о частом погружении в прошлые переживания, проявление мнительности и неуверенности в себе.
Согласно показателям шкалы Ценности (12/9,1), представители обеих групп ищут выход к самоактуализации личности, раздумывают над такими ценностями, как истина, добро, красота, целостность, отсутствие двойных стандартов, порядок. Низкие показатели по данной шкале свидетельствуют об отсутствии устоявшихся ценностей или о разочаровании, об отсутствии интересов.
Показатели по шкале Взгляд на природу человека (10,5/8,2) говорят о том, что представители обеих групп не сильно верят в силу и могущество людей. Низкие результаты по данной шкале показывают присутствие затруднений в построении межличностных отношений.
По шкале Потребность в познании (11/9,05) получены результаты, из которых можно сделать вывод, что стремление к познанию, открытость к новым познаниям у обеих групп на среднем уровне.
Шкала Креативность (9/8,7) показала средние значения в обеих группах.
Данные по шкале Автономность (11/7,7) - показатели психологического здоровья. Полученные результаты вызывают большую обеспокоенность, так как психологическое здоровье испытуемых контрольной группы находится под угрозой. Самоактуализирующаяся личность автономна, независима и свободна, однако это не означает отчуждения и одиночества.
Шкала Спонтанность (12/6,3) показывает степень уверенности в себе и доверия к окружающему миру. Спонтанность соотносится с такими ценностями, как свобода, естественность, игра, легкость без усилия.
Показатели, полученные по шкале Самопонимание (9/7,75), свидетельствуют о чувствительности, сензитивности человека к своим желаниям и потребностям, присутствии психологической защиты, отделяющей личность от собственной сущности. Низкий балл по шкале самопонимания свойственен людям неуверенным, ориентирующимся на мнение окружающих.
Аутосимпатия (12/7,73) - естественная основа психологического здоровья и цельности личности. Полученные показатели свидетельствуют о склонности представителей экспериментальной группы к невротичности, тревожности, неуверенности в себе.
Результаты по шкале Контактность (10/8,15) говорят о среднем уровне общительности представителей обеих групп, избирательной способности к установлению доброжелательных отношений с окружающими.
Шкала Гибкость в общении (11/8,36) показывает присутствие социальных стереотипов и в контрольной, и в экспериментальной группах, а также наличие сложностей в самовыражении в общении. Испытуемые показали себя достаточно замкнутыми, имеющими внутренний барьер к самораскрытию, считающими себя не очень привлекательными.
Наиболее выраженными среди параметров самоактуализации оказались различия в показателях контрольной и экспериментальной групп по первой и девятой шкалам (рис.1).
Рис. 1. Выраженность параметров самоактуализации в исследованных группах
На втором этапе исследования использовалась методика «Личностный дифференциал» - стандартизированная методика, адаптированная сотрудниками психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. Целью ее разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, межличностных отношений, который мог бы быть применен в клинико-психологической и психодиагностической работе, а также в социальнопсихологической практике. Методика включает полюса трех классических факторов семантического дифференциала: оценки, силы и активности. Личностный дифференциал позволяет описать черты личности с последующим изучением внутренней факторной структуры своеобразной «модели личности», существующей в культуре и развивающейся у каждого человека в результате усвоения социального и языкового опыта.
Испытуемым было предложено заполнить методику «Личностный дифференциал», оценив степень выраженности каждого из предложенных качеств. В табл. 2 представлены результаты по определению показателей личностного дифференциала применительно к испытуемым контрольной и экспериментальной групп.
Таблица 2. Сравнительная характеристика особенностей самооценки у респондентов исследованных групп
Показатели ЛД |
КГ (n=30) |
ЭГ (n=30) |
U-критерий |
||
M±m |
о |
M±m |
Е |
||
Фактор оценки |
1,83±0,71 |
2,01 |
1,43±0,5 0 |
1,58 |
8790*** |
Фактор силы |
1,43±0,48 |
1,25 |
2,05±0,2 3 |
1,49 |
2780*** |
Фактор активности |
1,25±0,50 |
1,23 |
1,47±0,4 8 |
1,00 |
8765*** |
Примечание. ЛД - личностный дифференциал; M±m - среднее±стандартное отклонение; о- медиана; *** - уровень значимости p < 0,001.
При обработке результатов, полученных по методике «Личностный дифференциал», по каждому из выделенных факторов были получены средние значения в обеих группах.
По фактору Оценка, свидетельствующему об уровне самоуважения и уважения к другим людям, были получены средние значения по контрольной группе - 1,83, по экспериментальной группе - 1,43. Высокие значения свидетельствуют, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой. Низкие значения фактора Оценка указывают на критическое отношение человека к самому себе, на неудовлетворенность поведением, особенностями личности, на недостаточный уровень принятия. Особенно низкие значения этого фактора при самооценке свидетельствуют о возможных невротических или иных проблемах, связанных с ощущением малой ценности своей личности.
По фактору Сила также были получены средние значения и в контрольной группе - 1,43, и в экспериментальной группе - 1,05. Данный фактор показывает развитие волевых сторон личности и то, как они осознаются самим испытуемым. Полученные результаты по данному фактору говорят о необходимости развития уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок.
По фактору Активность также были получены средние значения и в контрольной группе - 1,25, и в экспериментальной группе - 1,17. Фактор Активность отражает показатели экстравертированности личности. Высокие значения этого фактора указывают на высокую активность, общительность, импульсивность; низкие - на интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Во взаимных оценках отражается восприятие людьми личностных особенностей друг друга.
На третьем этапе настоящего исследования с помощью методики «Структура мотивации» были выявлены уровни мотивации достижения и мотивации отношений. Понятие «структура мотивации» применимо, когда речь идет о доминировании, иерархии мотивов. Иерархическая мотивационная структура определяет направленность личности индивидуума, которая имеет разный характер в зависимости от того, какие именно мотивы по своему содержанию и строению стали доминирующими. Методика «Структура мотивации» О. П. Елисеева предназначена для определения таких видов мотиваций, как мотивация достижения (познавательный мотив, состязательный мотив, мотив достижения успеха, внутренний мотив, мотив значения результатов, мотив сложности заданий); мотивация отношения (мотив инициативности, мотив самооценки волевого усилия, мотив самомобилизации, мотив самооценки личностного потенциала, мотив личностного осмысления учебы, мотив позитивного личностного ожидания).
В табл.3 представлены результаты по исследованию структуры мотивации в контрольной и экспериментальной группах.
Таблица 3. Средние показатели компонентов структуры мотивации в
исследованных группах
№ |
Показатель |
КГ (n=30) |
ЭГ (n=30) |
U |
P |
M±m |
M±m |
||||
Мотивация достижения |
|
|
|
||
1. |
Познавательный мотив |
7,7±1,36 |
4,4±1,12 |
9086,0 |
0,60 |
2. |
Состязательный мотив |
6±1,32 |
3,5±1,35 |
8893,0 |
0,03 |
3. |
Мотив достижения успеха |
12±1,67 |
5,5±1,58 |
9845,0 |
0,65 |
4. |
Внутренний мотив |
11±1,57 |
4,4±1,52 |
3678,0 |
0,02 |
5. |
Мотив значения результатов |
13±1,58 |
5,9±1,49 |
10765,0 |
0,98 |
6. |
Мотив сложности заданий |
10±1,46 |
2,5±1,49 |
9765,0 |
0,72 |
Мотивация отношения |
|
|
|
||
7. |
Мотив инициации |
9±1,23 |
6,2±1,27 |
9876,5 |
0,52 |
8. |
Мотив самооценки волевого усилия |
8±1,27 |
3,5±1,29 |
8776,0 |
0,03 |
9. |
Мотив самомобилизации |
14±1,63 |
7±1,68 |
9798,0 |
0,36 |
10. |
Мотив самооценки личностного потенциала |
8±1,26 |
4,9±1,28 |
9896,0 |
0,07 |
11. |
Мотив личностного осмысления работы |
7±1,38 |
3,3±1,35 |
8927,0 |
0,05 |
12. |
Мотив позитивного личностного ожидания |
13±1,60 |
5,3±1,62 |
10678,0 |
0,93 |
Из полученных результатов мы можем сделать вывод о том, что в мотивации достижения у представителей экспериментальной группы самые низкие показатели имеют познавательный мотив, внутренний мотив и мотив сложности заданий. По итогам изучения уровня мотивации отношений можно констатировать, что респонденты экспериментальной группы показали низкие результаты по мотиву самооценки волевого усилия, мотиву личностного осмысления и по мотиву позитивного личностного ожидания. Различия в мотивации достижения и мотивации отношений в исследованных группах показаны на рис. 2.
Рис. 2. Различия мотивации достижения и мотивации отношения в исследуемых группах
Мотивация как состояние тесно связывается с успешностью деятельности. При отсутствии у человека должного мотивационного уровня успешность выполняемой им деятельности весьма проблематична [9]. Люди, имеющие низкую мотивацию достижения, часто не могут самостоятельно найти сферу, в которой можно было бы реализовать свои потенциальные возможности. Только перестраивая их деятельность через создание ситуации успеха, можно обеспечить изменение внутриличностной мотивации, что будет способствовать определенной перестройке личности в целом. Такая личность сама окажется способна раскрыть свои потенциальные возможности и включиться в деятельность, стремясь добиться успеха [2].
В заключение проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы:
1. Исследование мотивации достижения у лиц с признаками пограничных психических расстройств помогает понять причины психического расстройства. Мотивация достижения рассматривается нами как приобретенная в процессе жизни черта, выражающаяся в стремлении человека к достижению высоких и максимально возможных для него результатов.
2. Полученные в ходе настоящего исследования результаты свидетельствуют о наличии у лиц с пограничными психическими расстройствами взаимосвязи мотивации достижения с такими личностными свойствами, как самоактуализация, самооценка, активность, сила, уровень притязаний.
3. Получены статистически значимые различия в исследованных группах в уровне самоактуализации.
Анализ мотивационных структур в исследованных группах позволяет сделать вывод о специфике мотивации лиц с пограничными психическими расстройствами. Респонденты экспериментальной группы находятся под влиянием внутриличностного конфликта и их мотивационная структура отражает степень переживаемых проблем и поиска их причин.
Литература
- Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С, Жидко М. Е. Психотерапия: учеб. для вузов. 2-е изд. СПб., 2007
- Братусь Б.С. Психологический анализ одного из видов патологии личности // Вопросы психологии. 1973. № 2
- Вартанова И.И. Мотивация и внутренние конфликты старшеклассников // Психологическая наука и образование. 2012. № 2. электронный журнал: http://www.psyedu.ru.
- Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. М., 1980
- Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб., 2003
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971
- Психические расстройства в клинической практике / под ред. акад. РАМН А.Б. Смулевича. М., 2011
- Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация // М., 1984
- Соколова Е.Т., Николаева В.Н. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М., 1995.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. М., 1996
- Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учеб. пособие. М., 2009
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3046
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 17
Скачиваний
Всего: 2689
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 4