Введение
Недостаток профессиональных качеств в психолого-педагогической сфере деятельности нередко приводит к стрессу как психологическому напряжению и изменению физиологических реакций организма (Жуковский, Скворцова, Жуковская, 2020). Поэтому проблема готовности к профессиональной деятельности решается, с одной стороны, на основе регуляции мотивов профессиональной деятельности, а с другой — на основе психологического благополучия и положительных ожиданий от будущего (Бехтер, 2022).
В теории самодетерминации внутренняя мотивация определяется как собственные желания, а внешняя — как желания других (Berestova et al., 2022). Внутренние мотивы (познавательные) вызывают интерес к деятельности, а внешние (социальные) опираются на внешние причины интереса к уважению и признанию. Внутренние мотивы, выступая предиктором достижения психологического благополучия, задают стремление к познанию, достижению и саморазвитию, тогда как неоднородные внешние показывают стремление к автономности, компетентности (Conte et al., 1990; Deci, Ryan, 2008; Edgar et al., 2019). В свете готовности студентов к деятельности в профессии помимо мотивов представляют интерес проактивное отношение к будущему, когнитивный и эмоциональный компоненты удовлетворенности собственной жизнью, психологическая разумность (Новикова, Корнилова, 2014; Корнилова, Чумакова, 2014). Проактивное отношение к будущему, или готовность действовать определенным образом, рассматривается как предиктор самоэффективности (Казанцева, Гуриева, Марарица, 2022; Куфтяк, 2019); субъективное благополучие и когнитивная оценка жизни — как предиктор счастья (Осин, Леонтьев, 2020); психологическая разумность с точки зрения заинтересованности в рефлексии психических процессов, рефлексии мотивации поведения, мыслей, чувств (Farber, 1985; Appelbaum, 1973) представляется предиктором самопонимания, заинтересованности в мотивации окружающих (Новикова, Корнилова, 2014; Корнилова, 2013).
Предположение о готовности к профессиональной деятельности на основе выделения некоторых профессиональных личностных качеств определило гипотезу исследования о связи мотивов, смыслового проактивного отношения к будущему, субъективного счастья, психологической разумности. Проверка гипотезы позволит установить достоверность характера готовности к профессиональной деятельности, а также некоторые межгрупповые различия у студентов первого и четвертого курсов.
Методы
В 2023 году в добровольном онлайн-анкетировании через Google Forms приняли участие студенты (N = 120) первых и четвертых курсов МГППУ. Средний возраст респондентов 20,2 лет (SD = 1,88), среди которых первокурсники составляют 37,5% (45 человек) и выпускники — 62,5% (75 человек).
В исследовании использовались следующие апробированные версии опросников:
- «Шкала академической мотивации» (ШАМ), которая диагностирует внутреннюю и внешнюю мотивацию по 7-балльной шкале с оценкой от 1 — совсем не соответствует и до 5 — вполне соответствует.
- Шкала «Проактивные аттитюды» Р. Шварцера (ПА) оценивает положительное смысловое отношение к будущему на основе ресурсов внутренней и внешней среды по степени согласия с 8-ю утверждениями в пределах от 1 — едва ли это верно и до 4 — совершенно верно.
- Краткие шкалы удовлетворенности жизнью Э. Динера (ШУЖ) (степень согласия по 5-ти утверждениям, начиная от 1 — полностью не согласен и до 7 — полностью согласен) и субъективного счастья С. Любомирски (ШСС) (оценка степени согласия по 4-м утверждениям).
- «Шкала психологической разумности» (ШПР) оценивает степень согласия в самопонимании и заинтересованности в поведении и мотивации окружающих по 4-балльной шкале.
Статистическая оценка полученных результатов осуществлялась посредством программы Jamovi ver. 2.3. Использовались методы описательной статистики; для анализа связей применялся критерий Пирсона, для анализа равенства средних был выбран t-критерий Стьюдента, размера эффекта оценивался с помощью d-Коэна, а также были проведены регрессионный анализ и анализ модерации. Внутренняя мотивация достижения выступала зависимой переменной, тогда как проактивный аттитюд, субъективное счастье, психологическая разумность выступали в качестве независимых переменных.
Результаты
Таблица 1 / Table 1
Корреляции Пирсона между показателями ПА, ШАМ, ШУЖ, ШСС, ПР (N = 98)
Pearson correlations between indicators of Scales “Proactive attitudes”, “Academic Motivation Scale”, “Life Satisfaction Scale”, “Subjective Happiness Scale”, and “Psychological Reasonableness Scale” (N = 98)
|
Показатели / Indicators |
Внутренняя мотивация / |
Внешняя мотивация / |
|||
|
Познавательная / |
Достижения / Achievements |
Саморазвития / Self-development |
Интроецированная / Introjected |
Экстернальная / External |
|
|
Внутренняя мотивация: Достижения / Internal motivation: Achievements |
0,728*** |
- |
|
|
|
|
Внутренняя мотивация: Саморазвитие / Internal motivation: Self-development |
0,745*** |
0,742*** |
- |
|
|
|
Внешняя мотивация: Интроецированная / External motivation: Introjected |
-0,242** |
-0,229* |
-0,061 |
- |
|
|
Внешняя мотивация: Экстернальная / External motivation: External |
-0,552*** |
-0,420*** |
-0,408*** |
0,706*** |
- |
|
Проактивные аттитюды / Proactive attitudes |
0,456*** |
0,544*** |
0,422*** |
-0,076 |
-0,260** |
|
Субъективное счастье / Subjective happiness |
0,241** |
0,192* |
0,252** |
-0,255** |
-0,356*** |
|
Удовлетворенность жизнью / |
0,245** |
0,195* |
0,237** |
-0,248** |
-0,352*** |
|
ПР: Польза обсуждения собственных переживаний с другими / |
0,090 |
0,090 |
0,011 |
-0,119 |
-0,110 |
|
ПР: Открытость изменениям, даже если они сопряжены с риском / |
0,223* |
0,234* |
0,271* |
-0,139 |
-0,176 |
|
Возраст / Age |
-0,008 |
0,081 |
-0,133 |
-0,006 |
-0,018 |
|
Курс / Course |
0,005 |
0,050 |
-0,074 |
0,007 |
-0,055 |
Примечание: «***» — p < 0,001, «**» —p < 0,01, «*» —p < 0,05.
Анализ показателей по критерию Пирсона (табл. 1) демонстрирует тесные прямые связи (r в пределах от 0,72 до 0,74) между значениями внутренней мотивации (познание, достижение, саморазвитие). Показатели внешней мотивации (интроецированная, экстернальная) также тесно коррелируют между собой, однако величина связей несколько ниже по причине неоднородности внешней мотивации по сравнению с внутренней. Три типа внутренней мотивации отрицательно очень слабо коррелируют с внешней интроецированной мотивацией (r в пределах от -0,06 до -0,24) и умеренно отрицательно с экстернальной мотивацией (r в пределах от -0,40 до -0,55). Слабая отрицательная связь (r в пределах от -0,7 до -0,26) показателей внешней мотивации и умеренная прямая связь внутренней мотивации (r в пределах от 0,42 до 0,54) с проактивными аттитюдами задают стремление действовать и руководствоваться собственными желаниями. Наблюдается слабая положительная связь между показателями внутренней мотивации и субъективным счастьем, удовлетворительностью жизнью, психологической разумностью. Все показатели связей с возрастом и курсом статистически незначимы.
Регрессионный анализ показал положительное влияние внутренней мотивации (познание, саморазвитие), проактивного отношения к будущему на внутреннюю мотивацию достижения. Анализ медиации демонстрирует значимую связь внутренней познавательной мотивации и проактивных аттитюдов, которая завит от внутренней мотивации достижения.
Межгрупповые различия студентов первых (37,5%, 45 человек) и выпускных курсов (62,5%, 75 человек) по показателям внешней и внутренней мотивации, субъективного счастья, удовлетворенности жизнью не значимы. В среднем по критерию Стьюдента различия выражены по шкалам психологической разумности: польза обсуждений собственных переживаний с другими людьми (t(118) = -7,2926, p < 0,001, d = -1,37510) и открытость изменениям, даже если они сопряжены с риском (t(118) = -3,4558, p < 0,001, d = -0,65163) у четверокурсников. Описательные статистики и результаты сравнения показателей ПА, ШАМ, ШУЖ, ШСС и ПР представлены в таблице 2.
Сопоставление представленных профилей и сравнение средних с помощью t-критерия Стьюдента показывает, что достоверные различия отсутствуют по шкалам внутренней и внешней мотивации, проактивных аттитюдов, субъективного счастья, удовлетворенности жизнью, кроме шкал психологической разумности (польза обсуждений собственных переживаний с другими людьми и открытость изменениям, даже если они сопряжены с риском) на уровне значимости p < 0,001 у четверокурсников.
Отсутствие различий общего профиля, который характеризуется примерно схожими показателями внутренних и внешних мотивов у студентов первых и четвертых курсов, объясняется выраженностью и однородностью внутренней мотивации в познании, достижении, саморазвитии и неоднородностью различных типов регуляции внешней мотивации, связанной с автономностью и компетентностью (Гордеева, Сычев, Осин, 2014). Наличие различий по шкалам психологической разумности (обсуждение собственных переживаний и открытость изменениям, даже если они сопряжены с риском) у четверокурсников объясняется заинтересованностью в самопонимании (Сунько, Гришель, Лыкова, 2024). В целом студентам присуще смысловое проактивное отношение к будущему с преобладанием внутренних мотивов, с выраженностью у четверокурсников психологической разумности в отношении пользы обсуждения собственных переживаний и открытости изменениям.
Таблица 2 / Table 2
Описательная статистика и сравнение показателей ПА, ШАМ, ШУЖ, ШСС, ПР
Descriptive statistics and comparison of indicators of Scales “Proactive attitudes”, “Academic Motivation Scale”, “Life Satisfaction Scale”, “Subjective Happiness Scale”, and “Psychological Reasonableness Scale”
|
Шкалы |
Вся выборка / Entire sample |
1 курс / |
4 курс / |
t |
p |
Размер эффекта (Cohen’s d) |
|||
|
M |
SD |
M |
SD |
M |
SD |
||||
|
Проактивные аттитюды / Proactive attitudes |
26,70 |
3,14 |
26,62 |
3,63 |
26,75 |
2,84 |
-0,2069 |
незначим |
-0,03944 |
|
Познавательная мотивация / Educative motivation |
15,47 |
3,49 |
15,44 |
3,49 |
15,48 |
3,52 |
-0,0538 |
незначим |
-0,01014 |
|
Мотивация достижений / Achievement motivation |
13,93 |
3,65 |
13,69 |
3,92 |
14,07 |
3,50 |
-0,5468 |
незначим |
-0,10310 |
|
Мотивация саморазвития / Motivation for self-development |
15,25 |
3,43 |
15,58 |
3,49 |
15,05 |
3,40 |
0,8096 |
незначим |
0,15265 |
|
Интроецированная мотивация / Introjected motivation |
12,19 |
4,24 |
12,16 |
4,22 |
12,21 |
4,28 |
-0,0720 |
незначим |
-0,01357 |
|
Экстернальная мотивация / External motivation |
10,38 |
4,35 |
10,69 |
4,40 |
10,20 |
4,33 |
0,5946 |
незначим |
0,11212 |
|
Удовлетворенность жизнью / Life satisfaction |
24,26 |
5,39 |
24,24 |
5,89 |
24,27 |
5,11 |
0,0218 |
незначим |
0,00411 |
|
Субъективное счастье / Subjective happiness |
15,23 |
3,05 |
14,82 |
2,84 |
15,48 |
3,16 |
-1,1471 |
незначим |
-0,21630 |
|
Польза обсуждений собственных переживаний с другими / Benefits of discussing own experiences with others |
17,02 |
3,62 |
14,42 |
2,06 |
18,57 |
3,46 |
-7,2926 |
<0,001 |
-1,37510 |
|
Открытость изменениям, даже если они сопряжены с риском / Openness to change, even if it involves risk |
14,08 |
1,98 |
13,31 |
2,09 |
14,55 |
1,77 |
-3,4558 |
<0,001 |
-0,65163 |
Обсуждение
Тесные прямые связи между показателями внутренней мотивации объясняют в целом интерес и стремление к психологическому благополучию через познание, достижение, саморазвитие. Отрицательные связи показателей внутренней и внешней мотивации (r в пределах -0,22 и -0,55) определяют преобладание у студентов внутренних мотивов над внешними.
Умеренная положительная связь внутренней мотивации (познание, достижение, саморазвитие) со смысловым проактивным отношением к будущему (r в пределах 0,42 и 0,54) объясняет готовность действовать и быть самоэффективным (Казанцева, Гуриева, Марарица, 2022). В среднем значения по шкалам внутренней и внешней мотивации, проактивных аттитюдов, субъективного счастья статистически незначимы и не показывают значимых различий между студентами первых и четвертых курсов. Однако значения психологической разумности (значимость пользы обсуждения собственных переживания, открытость изменениям) у четверокурсников достигают статистической значимости (p < 0,001), что согласуется с выводами о готовности личности строить представление о себе с позиции субъективной доступности внутренних переживаний (Новикова, Корнилова, 2014). Средние значения показателей внешней мотивации, удовлетворенности жизнью представлены скромнее.
Слабая положительная связь показателей внутренней мотивации с субъективным счастьем (r в пределах 0,19 и 0,25), удовлетворенностью жизнью (r в пределах 0,19 и 0,24) и умеренная отрицательная связь показателей внешней экстернальной мотивации с субъективным счастьем (r = -0,35), удовлетворенностью жизнью (r = -0,35) демонстрируют важность внутренних мотивов в определении интереса к деятельности независимо от возраста и курса (Леонтьев, 2020). Следовательно, готовность к профессиональной деятельности характеризуется внутренними мотивами с опорой на смысловую проактивную установку на будущее в зависимости от внутренних мотивов достижения, выраженностью у четверокурсников пользы обсуждения переживаний с другими людьми и открытостью изменениям.
Выводы
- Характер личностных профессиональных качеств, позволяющих подготовиться к профессиональной деятельности и избежать при этом психологического напряжения, складывается из внутренней мотивации (познание, достижение, саморазвитие), смыслового проактивного отношения к будущему, психологической разумности.
- Внутренние познавательные мотивы, смысловое проактивное отношение к будущему в зависимости от внутренних мотивов достижения, выраженность пользы обсуждения переживаний с другими людьми, открытость изменениям у выпускников позволяют достичь психологического благополучия.
Заключение
Готовность студентов к профессиональной деятельности основывается на мотивах, смысловом проактивном отношении, психологической разумности. Для дальнейшей проверки гипотезы о характере готовности к профессиональной деятельности на основе взаимосвязи личностных качеств могут использоваться другие количественные методы исследования и социальные группы. Полученные результаты согласуются с результатами ранее проведенных исследований (Бехтер, Гагарин, Филатова, 2021; Kotera et al., 2023), позволяют наметить направления консультативной работы при оказании помощи молодежи для достижения психологического благополучия и продолжить изучение профессиональных личностных качеств с установкой на когнитивный компонент деятельности.