Готовность студентов к профессиональной деятельности: психометрические характеристики и сравнительный анализ

 
Аудио генерируется искусственным интеллектом
 17 мин. чтения

Резюме

Цель. В статье рассматривается готовность студентов первых и четвертых курсов к профессиональной деятельности на основе взаимосвязи таких профессиональных личностных качеств, как академические мотивы, смысловое проактивное отношение к будущему, субъективное счастье, психологическая разумность. Материалы и методы. Эмпирическое исследование проводилось в 2023 году на выборке студентов (N = 120) от 17 до 25 лет (М = 20,2; SD = 1,88), среди которых 92,5% женщин и 7,5% мужчин, посредством анонимного онлайн-анкетирования. В исследовании были применены методики: «Шкала академической мотивации», «Проактивные аттитюды», «Шкала удовлетворенности жизнью», «Шкала субъективного счастья», «Шкала психологической разумности». Результаты. Статистический анализ результатов показал тесные прямые связи между значениями внутренней мотивации (познание, достижение, саморазвитие), умеренные прямые связи внутренней мотивации со смысловым проактивным отношением к будущему и слабые прямые связи с субъективным счастьем. Межгрупповые сравнения выявили статистически значимые различия по двум показателям психологической разумности, связанным с пользой обсуждения переживаний с другими и открытостью изменениям, даже если они сопряжены с риском. Готовность к профессиональной деятельности студентов характеризуется внутренними мотивами, смысловой проактивной установкой на будущее в зависимости от внутренних мотивов достижения, выраженностью психологической разумности у четверокурсников.

Общая информация

Ключевые слова: готовность к профессиональной деятельности, внутренняя мотивация, внешняя мотивация, проактивность, психологическая разумность, субъективное счастье

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2025140303

Поступила в редакцию 06.05.2024

Поступила после рецензирования 23.04.2025

Принята к публикации

Опубликована

Для цитаты: Сунько, Т.Ю., Гришель, П.В. (2025). Готовность студентов к профессиональной деятельности: психометрические характеристики и сравнительный анализ. Клиническая и специальная психология, 14(3), 31–41. https://doi.org/10.17759/cpse.2025140303

© Сунько Т.Ю., Гришель П.В., 2025

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Полный текст

Введение

Недостаток профессиональных качеств в психолого-педагогической сфере деятельности нередко приводит к стрессу как психологическому напряжению и изменению физиологических реакций организма (Жуковский, Скворцова, Жуковская, 2020). Поэтому проблема готовности к профессиональной деятельности решается, с одной стороны, на основе регуляции мотивов профессиональной деятельности, а с другой — на основе психологического благополучия и положительных ожиданий от будущего (Бехтер, 2022).

В теории самодетерминации внутренняя мотивация определяется как собственные желания, а внешняя — как желания других (Berestova et al., 2022). Внутренние мотивы (познавательные) вызывают интерес к деятельности, а внешние (социальные) опираются на внешние причины интереса к уважению и признанию. Внутренние мотивы, выступая предиктором достижения психологического благополучия, задают стремление к познанию, достижению и саморазвитию, тогда как неоднородные внешние показывают стремление к автономности, компетентности (Conte et al., 1990; Deci, Ryan, 2008; Edgar et al., 2019). В свете готовности студентов к деятельности в профессии помимо мотивов представляют интерес проактивное отношение к будущему, когнитивный и эмоциональный компоненты удовлетворенности собственной жизнью, психологическая разумность (Новикова, Корнилова, 2014; Корнилова, Чумакова, 2014). Проактивное отношение к будущему, или готовность действовать определенным образом, рассматривается как предиктор самоэффективности (Казанцева, Гуриева, Марарица, 2022; Куфтяк, 2019); субъективное благополучие и когнитивная оценка жизни — как предиктор счастья (Осин, Леонтьев, 2020); психологическая разумность с точки зрения заинтересованности в рефлексии психических процессов, рефлексии мотивации поведения, мыслей, чувств (Farber, 1985; Appelbaum, 1973) представляется предиктором самопонимания, заинтересованности в мотивации окружающих (Новикова, Корнилова, 2014; Корнилова, 2013).

Предположение о готовности к профессиональной деятельности на основе выделения некоторых профессиональных личностных качеств определило гипотезу исследования о связи мотивов, смыслового проактивного отношения к будущему, субъективного счастья, психологической разумности. Проверка гипотезы позволит установить достоверность характера готовности к профессиональной деятельности, а также некоторые межгрупповые различия у студентов первого и четвертого курсов.

Методы

В 2023 году в добровольном онлайн-анкетировании через Google Forms приняли участие студенты (N = 120) первых и четвертых курсов МГППУ. Средний возраст респондентов 20,2 лет (SD = 1,88), среди которых первокурсники составляют 37,5% (45 человек) и выпускники — 62,5% (75 человек).

В исследовании использовались следующие апробированные версии опросников:

  • «Шкала академической мотивации» (ШАМ), которая диагностирует внутреннюю и внешнюю мотивацию по 7-балльной шкале с оценкой от 1 — совсем не соответствует и до 5 — вполне соответствует.
  • Шкала «Проактивные аттитюды» Р. Шварцера (ПА) оценивает положительное смысловое отношение к будущему на основе ресурсов внутренней и внешней среды по степени согласия с 8-ю утверждениями в пределах от 1 — едва ли это верно и до 4 — совершенно верно.
  • Краткие шкалы удовлетворенности жизнью Э. Динера (ШУЖ) (степень согласия по 5-ти утверждениям, начиная от 1 — полностью не согласен и до 7 — полностью согласен) и субъективного счастья С. Любомирски (ШСС) (оценка степени согласия по 4-м утверждениям).
  • «Шкала психологической разумности» (ШПР) оценивает степень согласия в самопонимании и заинтересованности в поведении и мотивации окружающих по 4-балльной шкале.

Статистическая оценка полученных результатов осуществлялась посредством программы Jamovi ver. 2.3. Использовались методы описательной статистики; для анализа связей применялся критерий Пирсона, для анализа равенства средних был выбран t-критерий Стьюдента, размера эффекта оценивался с помощью d-Коэна, а также были проведены регрессионный анализ и анализ модерации. Внутренняя мотивация достижения выступала зависимой переменной, тогда как проактивный аттитюд, субъективное счастье, психологическая разумность выступали в качестве независимых переменных.

Результаты

Таблица 1 / Table 1

Корреляции Пирсона между показателями ПА, ШАМ, ШУЖ, ШСС, ПР (N = 98)

Pearson correlations between indicators of Scales “Proactive attitudes”, “Academic Motivation Scale”, “Life Satisfaction Scale”, “Subjective Happiness Scale”, and “Psychological Reasonableness Scale” (N = 98)

Показатели / Indicators

Внутренняя мотивация /
Internal motivation

Внешняя мотивация /
External motivation

Познавательная /
Educative

Достижения / Achievements

Саморазвития / Self-development

Интроецированная / Introjected

Экстернальная / External

Внутренняя мотивация: Достижения / Internal motivation: Achievements

0,728***

-

 

 

 

Внутренняя мотивация: Саморазвитие / Internal motivation: Self-development

0,745***

0,742***

-

 

 

Внешняя мотивация: Интроецированная / External motivation: Introjected

-0,242**

-0,229*

-0,061

-

 

Внешняя мотивация: Экстернальная / External motivation: External

-0,552***

-0,420***

-0,408***

0,706***

-

Проактивные аттитюды / Proactive attitudes

0,456***

0,544***

0,422***

-0,076

-0,260**

Субъективное счастье / Subjective happiness

0,241**

0,192*

0,252**

-0,255**

-0,356***

Удовлетворенность жизнью /
Life satisfaction

0,245**

0,195*

0,237**

-0,248**

-0,352***

ПР: Польза обсуждения собственных переживаний с другими /
PR: The benefits of discussing own experiences with others

0,090

0,090

0,011

-0,119

-0,110

ПР: Открытость изменениям, даже если они сопряжены с риском /
PR: Openness to change, even if it involves risk

0,223*

0,234*

0,271*

-0,139

-0,176

Возраст / Age

-0,008

0,081

-0,133

-0,006

-0,018

Курс / Course

0,005

0,050

-0,074

0,007

-0,055

Примечание: «***» — p < 0,001, «**» —p < 0,01, «*» —p < 0,05.

Анализ показателей по критерию Пирсона (табл. 1) демонстрирует тесные прямые связи (r в пределах от 0,72 до 0,74) между значениями внутренней мотивации (познание, достижение, саморазвитие). Показатели внешней мотивации (интроецированная, экстернальная) также тесно коррелируют между собой, однако величина связей несколько ниже по причине неоднородности внешней мотивации по сравнению с внутренней. Три типа внутренней мотивации отрицательно очень слабо коррелируют с внешней интроецированной мотивацией (r в пределах от -0,06 до -0,24) и умеренно отрицательно с экстернальной мотивацией (r в пределах от -0,40 до -0,55). Слабая отрицательная связь (r в пределах от -0,7 до -0,26) показателей внешней мотивации и умеренная прямая связь внутренней мотивации (r в пределах от 0,42 до 0,54) с проактивными аттитюдами задают стремление действовать и руководствоваться собственными желаниями. Наблюдается слабая положительная связь между показателями внутренней мотивации и субъективным счастьем, удовлетворительностью жизнью, психологической разумностью. Все показатели связей с возрастом и курсом статистически незначимы.

Регрессионный анализ показал положительное влияние внутренней мотивации (познание, саморазвитие), проактивного отношения к будущему на внутреннюю мотивацию достижения. Анализ медиации демонстрирует значимую связь внутренней познавательной мотивации и проактивных аттитюдов, которая завит от внутренней мотивации достижения.

Межгрупповые различия студентов первых (37,5%, 45 человек) и выпускных курсов (62,5%, 75 человек) по показателям внешней и внутренней мотивации, субъективного счастья, удовлетворенности жизнью не значимы. В среднем по критерию Стьюдента различия выражены по шкалам психологической разумности: польза обсуждений собственных переживаний с другими людьми (t(118) = -7,2926, p < 0,001, d = -1,37510) и открытость изменениям, даже если они сопряжены с риском (t(118) = -3,4558, p < 0,001, d = -0,65163) у четверокурсников. Описательные статистики и результаты сравнения показателей ПА, ШАМ, ШУЖ, ШСС и ПР представлены в таблице 2.

Сопоставление представленных профилей и сравнение средних с помощью t-критерия Стьюдента показывает, что достоверные различия отсутствуют по шкалам внутренней и внешней мотивации, проактивных аттитюдов, субъективного счастья, удовлетворенности жизнью, кроме шкал психологической разумности (польза обсуждений собственных переживаний с другими людьми и открытость изменениям, даже если они сопряжены с риском) на уровне значимости p < 0,001 у четверокурсников.

Отсутствие различий общего профиля, который характеризуется примерно схожими показателями внутренних и внешних мотивов у студентов первых и четвертых курсов, объясняется выраженностью и однородностью внутренней мотивации в познании, достижении, саморазвитии и неоднородностью различных типов регуляции внешней мотивации, связанной с автономностью и компетентностью (Гордеева, Сычев, Осин, 2014). Наличие различий по шкалам психологической разумности (обсуждение собственных переживаний и открытость изменениям, даже если они сопряжены с риском) у четверокурсников объясняется заинтересованностью в самопонимании (Сунько, Гришель, Лыкова, 2024). В целом студентам присуще смысловое проактивное отношение к будущему с преобладанием внутренних мотивов, с выраженностью у четверокурсников психологической разумности в отношении пользы обсуждения собственных переживаний и открытости изменениям.

Таблица 2 / Table 2

Описательная статистика и сравнение показателей ПА, ШАМ, ШУЖ, ШСС, ПР

Descriptive statistics and comparison of indicators of Scales “Proactive attitudes”, “Academic Motivation Scale”, “Life Satisfaction Scale”, “Subjective Happiness Scale”, and “Psychological Reasonableness Scale”

Шкалы

Вся выборка / Entire sample

1 курс /
1st course

4 курс /
4th course

t

p

Размер эффекта
(d Коэна) /
Effect size

(Cohen’s d)

M

SD

M

SD

M

SD

Проактивные аттитюды / Proactive attitudes

26,70

3,14

26,62

3,63

26,75

2,84

-0,2069

незначим

-0,03944

Познавательная мотивация / Educative motivation

15,47

3,49

15,44

3,49

15,48

3,52

-0,0538

незначим

-0,01014

Мотивация достижений / Achievement motivation

13,93

3,65

13,69

3,92

14,07

3,50

-0,5468

незначим

-0,10310

Мотивация саморазвития / Motivation for self-development

15,25

3,43

15,58

3,49

15,05

3,40

0,8096

незначим

0,15265

Интроецированная мотивация / Introjected motivation

12,19

4,24

12,16

4,22

12,21

4,28

-0,0720

незначим

-0,01357

Экстернальная мотивация / External motivation

10,38

4,35

10,69

4,40

10,20

4,33

0,5946

незначим

0,11212

Удовлетворенность жизнью / Life satisfaction

24,26

5,39

24,24

5,89

24,27

5,11

0,0218

незначим

0,00411

Субъективное счастье / Subjective happiness

15,23

3,05

14,82

2,84

15,48

3,16

-1,1471

незначим

-0,21630

Польза обсуждений собственных переживаний с другими / Benefits of discussing own experiences with others

17,02

3,62

14,42

2,06

18,57

3,46

-7,2926

<0,001

-1,37510

Открытость изменениям, даже если они сопряжены с риском / Openness to change, even if it involves risk

14,08

1,98

13,31

2,09

14,55

1,77

-3,4558

<0,001

-0,65163

Обсуждение

Тесные прямые связи между показателями внутренней мотивации объясняют в целом интерес и стремление к психологическому благополучию через познание, достижение, саморазвитие. Отрицательные связи показателей внутренней и внешней мотивации (r в пределах -0,22 и -0,55) определяют преобладание у студентов внутренних мотивов над внешними.

Умеренная положительная связь внутренней мотивации (познание, достижение, саморазвитие) со смысловым проактивным отношением к будущему (r в пределах 0,42 и 0,54) объясняет готовность действовать и быть самоэффективным (Казанцева, Гуриева, Марарица, 2022). В среднем значения по шкалам внутренней и внешней мотивации, проактивных аттитюдов, субъективного счастья статистически незначимы и не показывают значимых различий между студентами первых и четвертых курсов. Однако значения психологической разумности (значимость пользы обсуждения собственных переживания, открытость изменениям) у четверокурсников достигают статистической значимости (p < 0,001), что согласуется с выводами о готовности личности строить представление о себе с позиции субъективной доступности внутренних переживаний (Новикова, Корнилова, 2014). Средние значения показателей внешней мотивации, удовлетворенности жизнью представлены скромнее.

Слабая положительная связь показателей внутренней мотивации с субъективным счастьем (r в пределах 0,19 и 0,25), удовлетворенностью жизнью (r в пределах 0,19 и 0,24) и умеренная отрицательная связь показателей внешней экстернальной мотивации с субъективным счастьем (r = -0,35), удовлетворенностью жизнью (r = -0,35) демонстрируют важность внутренних мотивов в определении интереса к деятельности независимо от возраста и курса (Леонтьев, 2020). Следовательно, готовность к профессиональной деятельности характеризуется внутренними мотивами с опорой на смысловую проактивную установку на будущее в зависимости от внутренних мотивов достижения, выраженностью у четверокурсников пользы обсуждения переживаний с другими людьми и открытостью изменениям.

Выводы

  1. Характер личностных профессиональных качеств, позволяющих подготовиться к профессиональной деятельности и избежать при этом психологического напряжения, складывается из внутренней мотивации (познание, достижение, саморазвитие), смыслового проактивного отношения к будущему, психологической разумности.
  2. Внутренние познавательные мотивы, смысловое проактивное отношение к будущему в зависимости от внутренних мотивов достижения, выраженность пользы обсуждения переживаний с другими людьми, открытость изменениям у выпускников позволяют достичь психологического благополучия.

Заключение

Готовность студентов к профессиональной деятельности основывается на мотивах, смысловом проактивном отношении, психологической разумности. Для дальнейшей проверки гипотезы о характере готовности к профессиональной деятельности на основе взаимосвязи личностных качеств могут использоваться другие количественные методы исследования и социальные группы. Полученные результаты согласуются с результатами ранее проведенных исследований (Бехтер, Гагарин, Филатова, 2021; Kotera et al., 2023), позволяют наметить направления консультативной работы при оказании помощи молодежи для достижения психологического благополучия и продолжить изучение профессиональных личностных качеств с установкой на когнитивный компонент деятельности.

Литература

  1. Бехтер, А.А. (2022). Первичная адаптация и валидизация шкалы Р. Шварцера «Проактивные аттитюды» на неклинической выборке: проверка внутренней согласованности и тест-ретестовой надежности. Экспериментальная психология, 15(2), 213—226. https://doi.org/10.17759/exppsy.2022150215
    Bekhter, A.A. (2022). Primary adaptation and validation of The Schwarzer’s Scale “Proactive Attitudes” in a non-clinical sample: Сhecking Internal consistency and test-reliability. Experimental Psychology (Russia), 15(2), 213—226. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/exppsy.2022150215
  2. Бехтер, А.А., Гагарин, А.В., Филатова, О.А. (2021). Реактивное и проактивное совладающее поведение у российских студентов первого года обучения: диагностика и возможности развития. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, 18(1), 85—103. https://doi.org/22363/2313-1683-2021-18-1-85-103
    Bekhter, A.A., Gagarin, A.V., Filatova, O.A. (2021). Reactive and proactive coping behaviors in Russian first year students: Diagnostics and development opportunities. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 18(1), 85—103. (In Russ.). https://doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-1-85-103
  3. Гордеева, Т.О., Сычев, О.А., Осин, Е.Н. (2014). Опросник Шкалы академической мотивации. Психологический журнал, 35(4), 98—109.
    Gordeeva, T.O., Sychev, O.A., Osin, E.N. (2014). Questionnaire of the Scale of academic motivation. Psikhologicheskii zhurnal, 35(4), 98—109. (In Russ.).
  4. Жуковский, В.П., Скворцова, Л.А., Жуковская, Н.А. (2020). Управление стрессами в педагогической деятельности: основные направления организации. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 26(1), 130—135. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-1-130-135
    Zhukovskiy, V.P., Skvortsova, L.A., Zhukovskaya, N.A. (2020). Stress management in pedagogic activity: the main directions of organisation. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 26(1), 130—135. (In Russ.). https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-1-130-135
  5. Казанцева, Т.В., Гуриева, С.Д., Марарица, Л.В. (2022). Проактивное конструирование работы (джоб-крафтинг) как фактор повышения субъективного благополучия и успеха. В: Герценовские чтения: психологические исследования в образовании: Материалы V Международной научно-практической конференции Санкт-Петербург, 25–26 октября 2022 г. (с. 169—175). СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2022-5-21
    Kazantseva, T.V., Gurieva, S.D., Mararitsa, L.V. (2022). Proactive job construction (job crafting) as a factor of increasing subjective well-being and success. In: Herzen Readings: Psychological Research in Education: Proceedings of the V International Scientific and Practical Conference St. Petersburg, October 25–26, 2022 (pp. 169—175). St. Petersburg: Herzen Russian State Pedagogical University. (In Russ.). https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2022-5-21
  6. Корнилова, Т.В. (2013). Ригидность, толерантность к неопределенности и креативность в системе интеллектуально-личностного потенциала человека. Вестник московского университета, 14(4), 36—48. https://msupsyj.ru/articles/article/4738/
    Kornilova, T.V. (2013). Rigidity, tolerance to uncertainty and creativity in the system of intellectual and personal potential of a person. Lomonosov Psychology Journal, 14(4), 36—48. (In Russ.). https://msupsyj.ru/articles/article/4738/
  7. Корнилова, Т.В., Чумакова, М.А. (2014). Шкалы толерантности и интолерантности к неопределенности в модификации опросника С. Баднера. Экспериментальная психология, 7(1), 92—110. URL: https://psyjournals.ru/journals/exppsy/archive/2014_n1/68181 (дата обращения: 19.10.2024).
    Kornilova, T.V., Chumakova, M.A. (2014). Tolerance and intolerance of ambiguity in the modification of Budner’s questionnaire. Experimental Psychology (Russia), 7(1), 92—110. (In Russ.). URL: https://psyjournals.ru/en/journals/exppsy/archive/2014_n1/68181 (viewed: 19.10.2024).
  8. Куфтяк, Е.В. (2019). Совладающее поведение в период взросления: соотношение механизмов психологических защит, реактивного и проактивного совладания. В: А.Л. Журавлев, Е.А. Никитина, Н.Е. Харламенкова (ред.), Методология, теория, история психологии личности (с. 680—690). М.: Институт психологии РАН.
    Kuftyak, E.V. (2019). Coping behavior during adulthood: the ratio of mechanisms of psychological defenses, reactive and proactive coping. In: A.L. Zhuravlev, E.A. Nikitina, N.E. Kharlamenkova (eds.), Methodology, theory, history of personality psychology (pp. 680—690). Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. (In Russ.).
  9. Леонтьев, Д.А. (2020). Счастье и субъективное благополучие: к конструированию понятийного поля. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены, 1, 14—37. https://doi.org/1014515/monitoring.2020.1.02
    Leontiev, D.A. (2020). Happiness and subjective well-being: towards the construction of a conceptual field. Monitoring of public opinion: Economic and social changes, 1, 14—37. (In Russ.). https://doi.org/1014515/monitoring.2020.1.02
  10. Новикова, М.А., Корнилова, Т.В. (2014). Психологическая разумность в структуре интеллектуально-личностного потенциала (адаптация опросника). Психологический журнал, 35(1), 95—110.
    Novikova, M.A., Kornilova, T.V. (2014). Psychological reasonableness in the structure of intellectual and personal potential (adaptation of the questionnaire). Psikhologicheskii zhurnal, 35(1), 95—110. (In Russ.).
  11. Сунько, Т.Ю., Гришель, П.В., Лыкова, Н.С. (2024). Проактивная направленность личности студентов: психометрические характеристики и сравнительный анализ. Клиническая и специальная психология, 13(1), 46—57. https://doi.org/10.17759/cpse.2024130103
    Sunko T.Y., Grishel P.V., Lykova N.S. (2024). Proactive orientation of students' personality: psychometric characteristics and comparative analysis. Clinical Psychology and Special Education, 13(1), 46—57. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/cpse.2024130103
  12. Осин, Е.Н., Леонтьев, Д.А. (2020). Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ.  Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены, 1, 117—142. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.1.06
    Osin, E.N., Leontiev, D.A. (2020). Brief Russian-language diagnostic scales of subjective well-being: Psychometric characteristics and comparative analysis.  Monitoring of public opinion: Economic and Social Changes, 1, 117—142. (In Russ.). https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.1.06
  13. Appelbaum, S.A. (1973). Psychological-mindedness: word, concept and essence. The International Journal of Psychoanalysis, 54(1), 35—46.
  14. Berestova, A., Kolosov, S., Tsvetkova, M., Grib, E. (2022). Academic motivation as a predictor of the development of critical thinking in students. Journal of Applied Research in Higher Education, 14(3), 1041—1054. https://doi.org/10.1108/JARHE-02-2021-0081
  15. Conte, H.R., Plutchik, R., Jung, B.B., Picard, S., Karasu, T.B., Lotterman, A. (1990). Psychological mindedness as a predictor of psychotherapy outcome: a preliminary report. Comprehensive psychiatry, 31(5), 426—431. https://doi.org/10.1016/0010-440x(90)90027-p
  16. Deci, E.L., Ryan, R.M. (2008). Facilitating optimal motivation and psychological well-being across life’s domains. Canadian Psychology, 49(1), 14–23.
  17. Edgar, S., Carr, S.E., Connaughton, J., Celenza, A. (2019). Student motivation to learn: is self-belief the key to transition and first year performance in an undergraduate health professions program? BMC Medical Education, 19(1). https://doi.org/10.1186/s12909-019-1539-5
  18. Farber, B.A. (1985). The genesis, development, and implications of psychological-mindedness in psychotherapists. Psychotherapy: Theory, Research, Practice, Training, 22(2), 170—177. https://doi.org/10.1037/h0085490
  19. Kotera, Y., Taylor, E., Fido, D., Williams, D., Tsuda-McCaie, F. (2023). Motivation of UK graduate students in education: self-compassion moderates pathway from extrinsic motivation to intrinsic motivation. Current Psychology, 42, 10163—10176. https://doi.org/10.1007/s12144-021-02301-6

Информация об авторах

Татьяна Юрьевна Сунько, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специального (дефектологического) образования факультета «Клиническая и специальная психология», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9848-7977, e-mail: tasunko@yandex.ru

Павел Владимирович Гришель, преподаватель кафедры специальной психологии и реабилитологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9671-4635, e-mail: grishelpv@mgppu.ru

Вклад авторов

Все авторы внесли равный вклад в концепцию, проведение исследования, анализ данных, обсуждение результатов, подготовку статьи и согласовали окончательный текст рукописи.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Декларация об этике

Письменное информированное согласие на участие в этом исследовании было предоставлено респондентами.

Метрики

 Просмотров web

За все время: 140
В прошлом месяце: 87
В текущем месяце: 7

 Скачиваний PDF

За все время: 42
В прошлом месяце: 28
В текущем месяце: 5

 Всего

За все время: 182
В прошлом месяце: 115
В текущем месяце: 12