Игровая деятельность дошкольников при интеллектуальных расстройствах

991

Аннотация

В статье излагаются результаты сравнительного экспериментального исследования ролевой игры детей с нормальным, задержанным и сниженным интеллектом. Показано, что уровень ролевой игры при интеллектуальных расстройствах в гораздо большей степени зависит от качества образовательной среды, чем в норме. Выявлены специфические черты ролевого поведения детей с интеллектуальными расстройствами, которые заключаются в его дискретности и кратковременности; нечеткости, размытости структуры; невыделенности общения в самостоятельные эпизоды; низком уровне словесной регуляции, кооперации, коммуникативной и социальной компетенции, игрового программирования и т. д. Рассмотрены факторы, отрицательно влияющие на овладение игрой как ведущей деятельностью при интеллектуальных расстройствах.

Общая информация

Ключевые слова: ролевая игра, символическая игра, психология дошкольника, образовательная среда, кооперация, партнерство , замещение, ролевое поведение, коммуникативно-деятельностное взаимодействие, интеллектуальные расстройства, дошкольные занятия

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Гаврилушкина О.П., Егорова А.А. Игровая деятельность дошкольников при интеллектуальных расстройствах // Психологическая наука и образование. 2007. Том 12. № 5. С. 152–158.

Фрагмент статьи

... Символизм ролевой игры обусловлен наличием воображаемого плана, возникающего на основе знаково-символической способности. Начальной формой этой способности является замещение, проявляющееся в игре на трех уровнях: предметном, позиционном (социальном) и ситуативном.

Особенно важным является социальное, ролевое замещение, которое осуществляется при смене «позиции Я» играющего ребенка на «позицию роли», переименовании и переходе к действиям от имени роли. Это возможно только после кризиса трех лет, характеризующегося возникновением у ребенка собственного Я, стремлением к самостоятельности, наличием гордости за собственные достижения и потребности в признании этих достижений со стороны взрослого. Позиция Я в игре и является предметом замещения. Игра приобретает характер ведущей деятельности только при возникновении в ней всех уровней замещения, особенно первых двух.

Однако в специальной литературе имеются данные, свидетельствующие о том, что у дошкольников при интеллектуальных расстройствах в стихийно складывающихся образовательных средах игра не приобретает признаков ведущей деятельности [1; 3; 4; 5; 6; 8; 9]. Вместе с тем обнаружены потенциальные возможности этих детей в овладении целостным механизмом игры при специальном структурировании образовательной среды. Одновременно выявлено, что у детей с интеллектуальными расстройствами наиболее существенными трудностями в овладении символической игрой являются: построение непрерывного ролевого поведения; коммуникативно-деятельностное взаимодействие, направленное на развертывание совместных действий; игровое программирование; произвольность.

С целью изучения специфики становления ролевой (символической) игры у детей с интеллектуальными расстройствами был проведен констатирующий эксперимент. В эксперименте участвовали дети с нормальным развитием, задержкой психического развития органического генеза (ЗПР) и с легкой умственной отсталостью (по 20 детей в каждой группе).

Экспериментальное исследование было построено в логике проникновения ребенка в смыслы человеческих отношений в соответствии с выделенными Д. Б. Элькониным [11] уровнями социальных отношений, которые дети в дошкольном возрасте постепенно оказываются способными вычленить, осознать и воссоздать в ролевой (символической) игре. Был проведен специальный анализ ролевого поведения как ее базового компонента в процессе одиночных игр детей с куклой и парных игр со сверстником. Ролевое поведение оценивалось по следующим параметрам:

  • устойчивость и продолжительность;
  • социальный вектор игры («вертикальная», «горизонтальная» схема отношений);
  • уровень кооперации;
  • содержание диалогов;
  • характер словесной регуляции;
  • произвольность.

Устанавливалось соотношение предметного и социального планов игры. Анализ результатов показал следующее. ...

Литература

  1. Борисова Н. А. Коррекционно-педагогическая работа по развитию способности к замещению у детей с интеллектуальной недостаточностью. Дис. ... канд. пед. наук. М., 2004.
  2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. №1.
  3. Гаврилушкина О. П. Использование знаково-символических средств дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью. Психокоррекционный аспект // Культурно-историческая психология. 2006. №1
  4. Гаврилушкина О. П., Головчиц Л. А., Егорова М. А. Психологические аспекты специального образования и новых коррекционных программ и технологий // Психологическая наука и образование. 2001. №1.
  5. Егорова М. А. Коррекционно-педагогическая работа по социальному воспитанию дошкольников в детском доме. Дис. ... канд. пед. наук. М., 1998.
  6. Золоткова Е. В. Развитие ролевого поведения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью в процессе коррекционного обучения. Дис. ... канд. пед. наук. М., 2005.
  7. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981.
  8. Слепович Е. С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. М., 1990.
  9. Соколова Н. Д. Развитие игровой деятельности умственно отсталых дошкольников в процессе направленного обучения // Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л. П. Носковой. М., 1984.
  10. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка // Избранные психологические труды. М., 1997.
  11. Эльконин Д. Б. Психология игры. М.,1978.

Информация об авторах

Гаврилушкина Ольга Петровна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры дошкольной психологии и педагогики факультета "Психология образования", ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: olpega@mail.ru

Егорова Анна Анатольевна, младший научный сотрудник лаборатории психологии младшего школьника, ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия, e-mail: ayegorova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3988
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 991
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0