Психологическая наука и образование
2007. Том 12. № 5. С. 152–158
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Игровая деятельность дошкольников при интеллектуальных расстройствах
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: ролевая игра, символическая игра, психология дошкольника, образовательная среда, кооперация, партнерство , замещение, ролевое поведение, коммуникативно-деятельностное взаимодействие, интеллектуальные расстройства, дошкольные занятия
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Гаврилушкина О.П., Егорова А.А. Игровая деятельность дошкольников при интеллектуальных расстройствах // Психологическая наука и образование. 2007. Том 12. № 5. С. 152–158.
Фрагмент статьи
... Символизм ролевой игры обусловлен наличием воображаемого плана, возникающего на основе знаково-символической способности. Начальной формой этой способности является замещение, проявляющееся в игре на трех уровнях: предметном, позиционном (социальном) и ситуативном.
Особенно важным является социальное, ролевое замещение, которое осуществляется при смене «позиции Я» играющего ребенка на «позицию роли», переименовании и переходе к действиям от имени роли. Это возможно только после кризиса трех лет, характеризующегося возникновением у ребенка собственного Я, стремлением к самостоятельности, наличием гордости за собственные достижения и потребности в признании этих достижений со стороны взрослого. Позиция Я в игре и является предметом замещения. Игра приобретает характер ведущей деятельности только при возникновении в ней всех уровней замещения, особенно первых двух.
Однако в специальной литературе имеются данные, свидетельствующие о том, что у дошкольников при интеллектуальных расстройствах в стихийно складывающихся образовательных средах игра не приобретает признаков ведущей деятельности [1; 3; 4; 5; 6; 8; 9]. Вместе с тем обнаружены потенциальные возможности этих детей в овладении целостным механизмом игры при специальном структурировании образовательной среды. Одновременно выявлено, что у детей с интеллектуальными расстройствами наиболее существенными трудностями в овладении символической игрой являются: построение непрерывного ролевого поведения; коммуникативно-деятельностное взаимодействие, направленное на развертывание совместных действий; игровое программирование; произвольность.
С целью изучения специфики становления ролевой (символической) игры у детей с интеллектуальными расстройствами был проведен констатирующий эксперимент. В эксперименте участвовали дети с нормальным развитием, задержкой психического развития органического генеза (ЗПР) и с легкой умственной отсталостью (по 20 детей в каждой группе).
Экспериментальное исследование было построено в логике проникновения ребенка в смыслы человеческих отношений в соответствии с выделенными Д. Б. Элькониным [11] уровнями социальных отношений, которые дети в дошкольном возрасте постепенно оказываются способными вычленить, осознать и воссоздать в ролевой (символической) игре. Был проведен специальный анализ ролевого поведения как ее базового компонента в процессе одиночных игр детей с куклой и парных игр со сверстником. Ролевое поведение оценивалось по следующим параметрам:
- устойчивость и продолжительность;
- социальный вектор игры («вертикальная», «горизонтальная» схема отношений);
- уровень кооперации;
- содержание диалогов;
- характер словесной регуляции;
- произвольность.
Устанавливалось соотношение предметного и социального планов игры. Анализ результатов показал следующее. ...
Литература
- Борисова Н. А. Коррекционно-педагогическая работа по развитию способности к замещению у детей с интеллектуальной недостаточностью. Дис. ... канд. пед. наук. М., 2004.
- Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. №1.
- Гаврилушкина О. П. Использование знаково-символических средств дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью. Психокоррекционный аспект // Культурно-историческая психология. 2006. №1
- Гаврилушкина О. П., Головчиц Л. А., Егорова М. А. Психологические аспекты специального образования и новых коррекционных программ и технологий // Психологическая наука и образование. 2001. №1.
- Егорова М. А. Коррекционно-педагогическая работа по социальному воспитанию дошкольников в детском доме. Дис. ... канд. пед. наук. М., 1998.
- Золоткова Е. В. Развитие ролевого поведения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью в процессе коррекционного обучения. Дис. ... канд. пед. наук. М., 2005.
- Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981.
- Слепович Е. С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. М., 1990.
- Соколова Н. Д. Развитие игровой деятельности умственно отсталых дошкольников в процессе направленного обучения // Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л. П. Носковой. М., 1984.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка // Избранные психологические труды. М., 1997.
- Эльконин Д. Б. Психология игры. М.,1978.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3956
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 985
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1