Роль социально-демографических факторов и родительской позиции в развитии ребенка-дошкольника

1289

Аннотация

Представлены материалы исследования, направленного на изучение связи психического развития ребенка с социально-демографическими факторами и социально-психологическими параметрами детско-родительских отношений.Обсуждаются результаты обследования 59 детей в возрасте от 5 до 7 лет по тестовым методикам, сопоставленные с результатами анкетирования их матерей.Полученные данные показывают, что у мальчиков выше способность к обучению, а у девочек – произвольность и социальный интеллект.У детей из неполных семей лучше развита вербальная память, но менее – произвольность и способность к децентрации.Образовательный уровень матерей коррелирует с количеством и интенсивностью детских страхов, а также склонностью ребенка к избеганию пугающих ситуаций.Анализ родительской позиции показал наличие взаимосвязи со спецификой развития регуляторных функций поведения ребенка (все отмеченные различия значимы на уровне p ≤ 0,05).Результаты проведенного исследования показывают ряд содержательных взаимосвязей между социально-демографическими факторами, особенностями детско- родительских отношений и спецификой психического развития ребенка.

Общая информация

Ключевые слова: психическое развитие ребенка, социальная ситуация развития, детско-родительские отношения, дошкольный возраст, регуляторные функции, социальный интеллект

Рубрика издания: Психология образования

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220201

Финансирование. Работа выполнена при поддержке гранта РНФ № 16-18-00073.

Для цитаты: Собкин В.С., Веракса А.Н., Бухаленкова Д.А., Федотова А.В., Халутина Ю.А., Якупова В.А. Роль социально-демографических факторов и родительской позиции в развитии ребенка-дошкольника // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 2. С. 5–16. DOI: 10.17759/pse.2017220201

Литература

  1. Андреева Т.Н. Когнитивные и личностные характеристики детей в многодетной семье: дисс.… канд.психол.наук.М., 1994.304 с.
  2. Веракса А.Н., Якупова В.А., Мартыненко М.Н. Символизация в структуре способностей детей дошкольного и школьного возраста // Культурно- историческая психология.2015.Т.11.№ 2.С.48–56.
  3. Выготский Л.С. Собр.соч.В 6 т.Т.4.Детская психология / Под ред.Д.Б.Эльконина.М.: Педагогика, 1984.432 с.
  4. Думитрашку Т.А. Структура семьи и когнитивное развитие детей // Вопр.психологии.1996.№ 2.С.104–112.
  5. Кован Ф.А., Кован К.П. Взаимоотношения в супружеской паре, стиль родительского поведения и развитие трехлетнего ребенка // Вопр.психологии.1989.№ 4.С.110–118.
  6. Кон И.С. Ребенок и общество.М.: Академия, 2003.336 с.
  7. Кочетова Ю.А. Страхи современных дошкольников и их связь с особенностями детско- родительских отношений // Психологическая наука и образование.2012.№ 3.С.77–87.
  8. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении.СПб: Питер, 2009.318 с.
  9. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред.А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина.М., 1965.
  10. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.256 с.
  11. Смирнова Е.О. Влияние общения со взрослым на эффективность обучения дошкольников: Автореф.дис.канд.психол.наук.М., 1977.22 с.
  12. Собкин В.С., Марич Е.М. Социология семейного воспитания: дошкольный возраст.Труды по социологии образования.Т.VII.Вып.XII.М.: Институт социологии образования РАО.2002.247 с.
  13. Собкин В.С., Скобельцина К.Н. Игровые предпочтения современных дошкольников (по материалам опроса родителей) // Психологическая наука и образование.Проблемы современной игрушки: исследования и экспертиза.2011.№ 2.С.56–67.
  14. Собкин В.С., Скобельцина К.Н., Иванова А.И. Жизненные ориентации родителей детей дошкольного возраста // Социология образования.Труды по социологии образования.Т. XV.Вып. XXVI / Под ред.В.С. Собкина.М.: Институт социологии образования РАО, 2011.С. 87–105.
  15. Социология дошкольного детства.Труды по социологии образования.Т.XVII.Вып.XXIX./ Собкин В.С., Скобельцина К.Н., Иванова А.И., Верясова Е.С.М.: Институт социологии образования РАО, 2013.168 с.
  16. Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье (на материале детских рисунков) / Смирнова Е.О., Собкин В.С., Асадулина О.Э., Новаковская А.А.// Вопросы психологии.1999.№ 6.С. 18–28.
  17. Чернов Д.Н. Влияние стиля детско-родительских отношений на обучение младших школьников // Культурно-историческая психология.2009.№ 1.C.74–84.
  18. Эльконин Д.Б. Детская психология.М., 1960. 384 с.
  19. A cross cultural investigation of inhibitory control, generative fluency, and anxiety symptoms in Romanian and Russian preschoolers/ Cheie L., Veraksa A., Zinchenko Yu., Gorovaya A., Visu-Petra L.// Child Neuropsychology.2015.№ 21 (2).P.121–149.
  20. Anastasy A. Intelligence and family size // Psychological Bulletin.1956.Vol.53.№3.P.198–222.
  21. Belmont L., Marolla F. Birth order, family size and intelligence // Science.1973.Vol.193.P.1094–1101.
  22. Bjorklund D.F., Kipp K. Parental investment theory and gender differences in the evolution of inhibition mechanisms // Psychological Bulletin.1996.120(2).P.163–188.
  23. Bronfenbrenner U. The ecology of human development: Experiments by nature and design.Cambridge, MA: Harvard University Press.1979.330 p.
  24. Carlson S.M., Moses L.J. Individual differences in inhibitory control and children’s theory of mind // Child Deve-lopment.2001.№ 72(4).P.1032–1053.
  25. Dubi K., Schneider S. The Picture Anxiety Test (PAT): A new pictorial assessment of anxiety symptoms in young children // Journal of Anxiety Disorders.2009.№ P.1148–1157.
  26. Dubi K., Schneider S., Lavallee K.The Picture Anxiety Test (PAT): Psychometric Properties in a Community Sample of Young Children // Swiss Journal of Psychology.2012.№ P.73-81.
  27. Effects of anxiety on memory storage and updating in young children / Visu-Petra L., Cheie L., Benga O., Alloway T.P.// International Journal of Behavioral Development.2011.№ 35(1).P.38–47.
  28. Family socioeconomic status and child executive functions: The roles of language, home environment, and single parenthood / Sarsour K., Sheridan M., Jutte D., Nuru-Jeter A., Hinshaw S., Boyce W.T.// Journal of the International Neuropsychological Society.2010.№ 17(1).P.120–132.
  29. Goodman R., Slobodskaya H., Knyazev G. Russian child mental health A cross-sectional study of prevalence and risk factors // European Child & Adolescent Psychiatry.2005.№ 14 (1).P.28–33.
  30. Investigating the links between the subcomponents of executive function and academic achievement: A cross-cultural analysis of Chinese and American preschoolers / Lan X., Legare C.H., Ponitz C.C., Li S., Morrison F.J.// Journal of Experimental Child Psychology.2011.№ 108(3).P.677–692.
  31. Korkman M., Kirk U., Kemp S.L. NEPSY II.Administrative manual.San Antonio, TX: Psychological Corporation.2007.228 p.
  32. Korkman M. Applying Luria’s diagnostic principles in the neuropsychological assessment of children // Neuropsychology Review.1999.№ 9(2).P.89–105,
  33. Pons F., Harris P.L. TEC (Test of Emotion Comprehension).Oxford: Oxford University Press.2000.
  34. Pons F., Harris P.L., de Rosnay M. Emotion comprehension between 3 and 11 years: Developmental periods and hierarchical organization // European Journal of Developmental Psychology.2004.№ P. 127–152.
  35. Raven J., Raven J.C., Court J.H. Manual for Raven’s progressive matrices and vocabulary scales.Section 2, Coloured progressive matrices.Oxford: Oxford Psychologists Press.1991.44 p.
  36. The influence of the parents’ educational level on the development of executive functions / Ardila A., Rosselli M., Matute E., Guajardo S.// Developmental Neuropsychology.2005.№ 28 (1).P.539–560.
  37. The structure of executive functions in preschoolers: An investigation using the NEPSY battery / Visu-Petra L., Cheie L., Benga O., Miclea M.// Procedia – Social and Behavioral Sciences.2012.№ P.627–631.
  38. Theory of mind and inhibitory control in three cultures: Conflict inhibition predicts false belief understanding in Germany, Costa Rica and Cameroon / Chasiotis A., Kiessling F., Hofer J., Campos D.// International Journal of Behavioral Development.2006.№ 30(3).P.249–260.
  39. Zelazo P.D. The Dimensional Change Card Sort (DCCS): a method of assessing executive function in children // Nat.Protocols.2006.Vol.1.P.297–301.

Информация об авторах

Собкин Владимир Самуилович, доктор психологических наук, пррфессор, академик РАО, руководитель Центра социологии образования, ФГБНУ «Институт управления образованием РАО» (ФГБНУ «ИУО РАО»), руководитель Центра социокультурных проблем современного образования, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ «ПИ РАО»)., Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2339-9080, e-mail: sobkin@mail.ru

Веракса Александр Николаевич, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ имени М.В. Ломоносова), заместитель директора, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ «ПИ РАО»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7187-6080, e-mail: veraksa@yandex.ru

Бухаленкова Дарья Алексеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ имени М.В. Ломоносова), научный сотрудник, лаборатория психологии детства и цифровой социализации, Психологический институт РАО (ФГБНУ ПИ РАО), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4523-1051, e-mail: d.bukhalenkova@inbox.ru

Федотова Александра Владимировна, ведущий специалист, ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4960-8183, e-mail: alexandrafedotova@rambler.ru

Халутина Юлия Андреевна, научный сотрудник Центра социологии образования, ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования», Москва, Россия, e-mail: khalutinajulia@mail.ru

Якупова Вера Анатольевна, кандидат психологических наук, научный сотрудник факультета психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9472-8283, e-mail: vera.a.romanova@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2973
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 1289
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0