Социальные науки и детство
2020. Том 1. № 1. С. 58–67
doi:10.17759/ssc.2020010105
ISSN: 2713-0584 (online)
Специфика оценки эффективности психолого-педагогических вмешательств при работе с детьми с РАС
Аннотация
Своевременный выбор адекватного вмешательства является залогом улучшения состояния ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС). Этот выбор затруднен из-за чрезвычайной гетерогенности проявлений РАС и недостаточной изученности эффективности методов помощи. В статье представлен подход, позволяющий специалистам различных профессий, которые планируют психолого- педагогические вмешательства для детей с РАС, а также родителям детей с РАС оценить методы помощи с точки зрения их соответствия критериям доказательности с учетом этой специфики. Подобная оценка производится на основании опубликованных исследований. В статье приводятся параметры, на которые следует обратить внимание при принятии информированного решения о том, какому вмешательству следует отдать предпочтение. К ним относятся как формальные признаки, такие как объемы экспериментальных групп, продолжительность исследования, соответствие испытуемых целевой группе и валидность, так и субъективные критерии, которые помогут правильно выбрать вмешательство на индивидуальном уровне.
Общая информация
Ключевые слова: эффективность вмешательств, расстройства аутистического спектра, критерии доказательности
Рубрика издания: Общая психология
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/ssc.2020010105
Тематический сетевой сборник: Клинико-психологические аспекты развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, Технологии сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра
Для цитаты: Сорокин А.Б., Давыдова Е.Ю., Хаустов А.В. Специфика оценки эффективности психолого-педагогических вмешательств при работе с детьми с РАС [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2020. Том 1. № 1. С. 58–67. DOI: 10.17759/ssc.2020010105
Фрагмент статьи
В условиях повышенного внимания общества к проблеме аутизма разработка подходов к оценке эффективности психолого-педагогических вмешательств при работе с детьми с РАС приобретает актуальность сразу в нескольких аспектах. Это и выбор наиболее оптимальной стратегии помощи с учетом комплекса факторов специалистами и родителями детей с РАС, и проведение научных и научно-практических исследований, и разработка новых психолого-педагогических методов помощи.
Литература
- Давыдова Е.Ю., Сорокин А.Б. Жизненные компетенции в контексте планирования обучения детей с расстройствами аутистического спектра // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 3. С. 120—130. DOI:10.17759/pse.2016210314
- Давыдова Е.Ю., Сорокин А.Б. Оценка жизненных компетенций учащихся на начальном этапе общего образования // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 6. С. 16—27. DOI:10.17759/pse.2019240602
- План диагностического обследования при аутизме ADOS-2 / К. Лорд [и др.] // Western Psychological Services; Giunti O.S. 2016.
- Раттер М., Куто Э., Лорд К. Интервью для диагностики аутизма ADI-R // Western Psychological Services; Giunti O.S. 2014.
- Сорокин А.Б. Нарушения интеллекта при расстройствах аутистического спектра // Современная зарубежная психология. 2018. Том 7. № 1. С. 38—44. DOI:10.17759/jmfp.2018070104
- Сорокин А.Б., Давыдова Е.Ю. Изучение особенностей поведения и общения у детей ясельного возраста с подозрением на наличие расстройства в спектре аутизма при помощи «Плана диагностического обследования при аутизме» ADOS-2 // Аутизм и нарушения развития. 2017. Том 15. № 2. С. 38—44. DOI:10.17759/autdd.2017150204
- Сорокин А.Б., Зотова М.А., Коровина Н.Ю. Скрининговые методы для выявления целевой группы «спектр аутизма» педагогами и психологами // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 3. С. 7—15. DOI:10.17759/pse.2016210302
- Факторы, влияющие на успешность преодоления расстройств аутистического спектра / Н.Л. Горбачевская [и др.] // Аутизм и нарушения развития. 2016. Том 14. № 4. С. 39—50. DOI:10.17759/ autdd.2016140407
- A systematic review of early intensive intervention for autism spectrum disorders / Warren Z. [и др.] // Pediatrics. 2011. Vol. 127. P.e1303—e1311. DOI:10.1542/peds.2011-0426
- Buescher A.V., Cidav Z., Knapp M., Mandell D.S. Costs of autism spectrum disorders in the United Kingdom and the United States // JAMA Pediatr. 2014. Vol. 168(8). P. 721—8. DOI:10.1001/ jamapediatrics.2014.210
- Construct Validity of the Autism Impact Measure (AIM) / Mazurek M.O. [и др.] // J Autism Dev Disord. 2018. Jan 17. DOI:10.1007/s10803-018-3462-8
- Early Intervention for Children With Autism Spectrum Disorder Under 3 Years of Age: Recommendations for Practice and Research / Zwaigenbaum L. [и др.] // Pediatrics. 2015. Vol. 136. P. S60—S81. DOI:10.1542/ peds.2014-3667
- Evidence-based practice in psychology // Am Psychol. 2006. Vol. 61 (4). P. 271—285.
- Evidence-based practices for children, youth, and young ddults with Autism Spectrum Disorder / Wong C. [и др.] // Chapel Hill: The University of North Carolina, Frank Porter Graham Child Development Institute, Autism Evidence-Based Practice Review Group. 2014.
- Hyman S.L., Levy S.E., Myers S.M. Council on children with disabilities, section on developmental and behavioral pediatrics. Identification, Evaluation, and Management of Children With Autism Spectrum Disorder // Pediatrics. 2020. Vol. 145(1). DOI:10.1542/peds.2019-3447
- IES. WWC Evidence Review Protocol: Interventions For Children With An Autism Spectrum Disorder, Institute of Education Sciences. 2011.
- JESP Editorial Guidelines [Электронный ресурс]. URL: https://www.journals.elsevier.com/journal-of-experimental-social-psychology/news/jesp-editorial-guidelines (дата обращения: 01.03.2020).
- Kratochwill T.R., Stober K.C. Procedural and Coding Manual for Review of Evidence-Based Interventions, American Psychological Association. 2008.
- Leigh J.P., Du J. Brief Report: Forecasting the Economic Burden of Autism in 2015 and 2025 in the United States // J Autism Dev Disord. 2015. Vol. 45 (12). P. 4135—9. DOI:10.1007/s10803-015-2521-7
- Lonigan C.J., Elbert J.C., Johnson S.B. Empirically supported psychosocial interventions for children: an overview // J Clin Child Psychol. 1998. Vol. 27 (2). P. 138—145.
- Mandy W.P., Charman T., Skuse D.H. Testing the construct validity of proposed criteria for DSM- 5 autism spectrum disorder // J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 2012. Vol. 51 (1). P. 41—50. DOI:10.1016/j.jaac.2011.10.013
- Reichow B., Doehring P., Cicchetti D.V., Volkmar F.R. Evidence-Based Practices and Treatments for Children with Autism. Boston, MA, Springer US, 2011.
- Rogers S.J., Vismara L.A. Evidence-based comprehensive treatments for early autism // J Clin Child Adolesc Psychol. 2008. Vol. 37 (1). P. 8—38.
- Sanchack K.E., Thomas C.A. Autism Spectrum Disorder: Primary Care Principles // Am Fam Physician. 2016. Vol. 94 (12). P. 972—979.
- Smith T., Scahill L., Dawson G., Guthrie D., Lord C., Odom S., Rogers S., Wagner A. Designing research studies on psychosocial interventions in autism // J Autism Dev Disord. 2007. Vol. 37 (2). P. 354—66. DOI:10.1007/s10803-006-0173-3
- Stahmer A.C. Effective strategies by any other name // Autism. 2014. Vol. 18 (3). P. 211—212. DOI:10.1177/1362361314523357
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 715
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 298
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0