Специфика оценки эффективности психолого-педагогических вмешательств при работе с детьми с РАС

301

Аннотация

Своевременный выбор адекватного вмешательства является залогом улучшения состояния ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС). Этот выбор затруднен из-за чрезвычайной гетерогенности проявлений РАС и недостаточной изученности эффективности методов помощи. В статье представлен подход, позволяющий специалистам различных профессий, которые планируют психолого- педагогические вмешательства для детей с РАС, а также родителям детей с РАС оценить методы помощи с точки зрения их соответствия критериям доказательности с учетом этой специфики. Подобная оценка производится на основании опубликованных исследований. В статье приводятся параметры, на которые следует обратить внимание при принятии информированного решения о том, какому вмешательству следует отдать предпочтение. К ним относятся как формальные признаки, такие как объемы экспериментальных групп, продолжительность исследования, соответствие испытуемых целевой группе и валидность, так и субъективные критерии, которые помогут правильно выбрать вмешательство на индивидуальном уровне.

Общая информация

Ключевые слова: эффективность вмешательств, расстройства аутистического спектра, критерии доказательности

Рубрика издания: Общая психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/ssc.2020010105

Тематический сетевой сборник: Клинико-психологические аспекты развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, Технологии сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра

Для цитаты: Сорокин А.Б., Давыдова Е.Ю., Хаустов А.В. Специфика оценки эффективности психолого-педагогических вмешательств при работе с детьми с РАС [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2020. Том 1. № 1. С. 58–67. DOI: 10.17759/ssc.2020010105

Фрагмент статьи

В условиях повышенного внимания общества к проблеме аутизма разработка подходов к оценке эффективности психолого-педагогических вмешательств при работе с детьми с РАС приобретает актуальность сразу в нескольких аспектах. Это и выбор наиболее оптимальной стратегии помощи с учетом комплекса факторов специалистами и родителями детей с РАС, и проведение научных и научно-практических исследований, и разработка новых психолого-педагогических методов помощи.

Литература

  1. Давыдова Е.Ю., Сорокин А.Б. Жизненные компетенции в контексте планирования обучения детей с расстройствами аутистического спектра // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 3. С. 120—130. DOI:10.17759/pse.2016210314
  2. Давыдова Е.Ю., Сорокин А.Б. Оценка жизненных компетенций учащихся на начальном этапе общего образования // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 6. С. 16—27. DOI:10.17759/pse.2019240602
  3. План диагностического обследования при аутизме ADOS-2 / К. Лорд [и др.] // Western Psychological Services; Giunti O.S. 2016.
  4. Раттер М., Куто Э., Лорд К. Интервью для диагностики аутизма ADI-R // Western Psychological Services; Giunti O.S. 2014.
  5. Сорокин А.Б. Нарушения интеллекта при расстройствах аутистического спектра // Современная зарубежная психология. 2018. Том 7. № 1. С. 38—44. DOI:10.17759/jmfp.2018070104
  6. Сорокин А.Б., Давыдова Е.Ю. Изучение особенностей поведения и общения у детей ясельного возраста с подозрением на наличие расстройства в спектре аутизма при помощи «Плана диагностического обследования при аутизме» ADOS-2 // Аутизм и нарушения развития. 2017. Том 15. № 2. С. 38—44. DOI:10.17759/autdd.2017150204
  7. Сорокин А.Б., Зотова М.А., Коровина Н.Ю. Скрининговые методы для выявления целевой группы «спектр аутизма» педагогами и психологами // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 3. С. 7—15. DOI:10.17759/pse.2016210302
  8. Факторы, влияющие на успешность преодоления расстройств аутистического спектра / Н.Л. Горбачевская [и др.] // Аутизм и нарушения развития. 2016. Том 14. № 4. С. 39—50. DOI:10.17759/ autdd.2016140407
  9. A systematic review of early intensive intervention for autism spectrum disorders / Warren Z. [и др.] // Pediatrics. 2011. Vol. 127. P.e1303—e1311. DOI:10.1542/peds.2011-0426
  10. Buescher A.V., Cidav Z., Knapp M., Mandell D.S. Costs of autism spectrum disorders in the United Kingdom and the United States // JAMA Pediatr. 2014. Vol. 168(8). P. 721—8. DOI:10.1001/ jamapediatrics.2014.210
  11. Construct Validity of the Autism Impact Measure (AIM) / Mazurek M.O. [и др.] // J Autism Dev Disord. 2018. Jan 17. DOI:10.1007/s10803-018-3462-8
  12. Early Intervention for Children With Autism Spectrum Disorder Under 3 Years of Age: Recommendations for Practice and Research / Zwaigenbaum L. [и др.] // Pediatrics. 2015. Vol. 136. P. S60—S81. DOI:10.1542/ peds.2014-3667
  13. Evidence-based practice in psychology // Am Psychol. 2006. Vol. 61 (4). P. 271—285.
  14. Evidence-based practices for children, youth, and young ddults with Autism Spectrum Disorder / Wong C. [и др.] // Chapel Hill: The University of North Carolina, Frank Porter Graham Child Development Institute, Autism Evidence-Based Practice Review Group. 2014.
  15. Hyman S.L., Levy S.E., Myers S.M. Council on children with disabilities, section on developmental and behavioral pediatrics. Identification, Evaluation, and Management of Children With Autism Spectrum Disorder // Pediatrics. 2020. Vol. 145(1). DOI:10.1542/peds.2019-3447
  16. IES. WWC Evidence Review Protocol: Interventions For Children With An Autism Spectrum Disorder, Institute of Education Sciences. 2011.
  17. JESP Editorial Guidelines [Электронный ресурс]. URL: https://www.journals.elsevier.com/journal-of-experimental-social-psychology/news/jesp-editorial-guidelines (дата обращения: 01.03.2020).
  18. Kratochwill T.R., Stober K.C. Procedural and Coding Manual for Review of Evidence-Based Interventions, American Psychological Association. 2008.
  19. Leigh J.P., Du J. Brief Report: Forecasting the Economic Burden of Autism in 2015 and 2025 in the United States // J Autism Dev Disord. 2015. Vol. 45 (12). P. 4135—9. DOI:10.1007/s10803-015-2521-7
  20. Lonigan C.J., Elbert J.C., Johnson S.B. Empirically supported psychosocial interventions for children: an overview // J Clin Child Psychol. 1998. Vol. 27 (2). P. 138—145.
  21. Mandy W.P., Charman T., Skuse D.H. Testing the construct validity of proposed criteria for DSM- 5 autism spectrum disorder // J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 2012. Vol. 51 (1). P. 41—50. DOI:10.1016/j.jaac.2011.10.013
  22. Reichow B., Doehring P., Cicchetti D.V., Volkmar F.R. Evidence-Based Practices and Treatments for Children with Autism. Boston, MA, Springer US, 2011.
  23. Rogers S.J., Vismara L.A. Evidence-based comprehensive treatments for early autism // J Clin Child Adolesc Psychol. 2008. Vol. 37 (1). P. 8—38.
  24. Sanchack K.E., Thomas C.A. Autism Spectrum Disorder: Primary Care Principles // Am Fam Physician. 2016. Vol. 94 (12). P. 972—979.
  25. Smith T., Scahill L., Dawson G., Guthrie D., Lord C., Odom S., Rogers S., Wagner A. Designing research studies on psychosocial interventions in autism // J Autism Dev Disord. 2007. Vol. 37 (2). P. 354—66. DOI:10.1007/s10803-006-0173-3
  26. Stahmer A.C. Effective strategies by any other name // Autism. 2014. Vol. 18 (3). P. 211—212. DOI:10.1177/1362361314523357

Информация об авторах

Сорокин Александр Борисович, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), научный консультант, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (ГМИИ им. А.С. Пушкина), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4148-6719, e-mail: sorokinab@mgppu.ru

Давыдова Елизавета Юрьевна, кандидат биологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), доцент кафедры дифференциальной психологии и психофизиологии факультета «Клиническая и специальная психология», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5192-5535, e-mail: el-davydova@mail.ru

Хаустов Артур Валерьевич, кандидат педагогических наук, директор, Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9634-9295, e-mail: arch2@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 719
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 301
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3