Структура базовых жизненных ориентаций: этнокультурный аспект (на примере китайской версии Опросника субъект-объектных ориентаций)

106

Аннотация

Базовые жизненные ориентации характеризуют общую направленность личности и зависят от культуры, традиций и менталитета. Для межкультурных исследований жизненных ориентаций существенное значение имеет адекватный методический инструментарий. Целью данного исследования стала адаптация русскоязычного Опросника субъект-объектных ориентаций на китайском языке. Решались следующие задачи: эквивалентный перевод опросника на китайский язык; анализ дискриминативности пунктов и опросника в целом; выделение факторной структуры китайской версии опросника; определение ее валидности и надежности. Оригинальный вариант Опросника Е.Ю.Коржовой, имеющий полное психометрическое обоснование, включает 21 пункт дихотомических утверждений. Адаптация опросника проводилась среди китайских студентов университета провинции Гуйчжоу (КНР). В связи с необходимостью переформулирования пунктов и поиском оценочной стратегии опрос респондентов осуществлялся шесть раз, по разным вариантам китайской версии опросника, в разных выборках. Всего опрошен 1471 респондент. Адаптированная китайская версия опросника состоит из 11 пунктов, входящих в три фактора: 1) готовность бросить вызов трудностям; 2) стремление к внутренней гармонии; 3) ясность цели в жизни. Такая структура базовых жизненных ориентаций существенно отличается от четырехфакторной структуры, присущей россиянам (три фактора, характеризующие разные стороны творческой направленности личности в жизненных ситуациях, и трансситуационный локус контроля). Наличие в разных факторах общих элементов позволяет фиксировать как сходства, так и различия в психологии жизненных ориентаций россиян и китайцев. По результатам психометрического анализа китайская версия опросника предусматривает оценки утверждений по 5-балльной шкале Лайкерта, в отличие от русскоязычной версии с альтернативным выбором ответов. Китайская версия шкалы жизненных ориентаций обладает высокой надежностью и валидностью и может быть использована для изучения жизненных ориентаций китайцев. Применение данной версии будет способствовать развитию научного и культурного обмена между Россией и Китаем.

Общая информация

Ключевые слова: жизненные ориентации, личностный опросник, факторная структура, межкультурная компетенция

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.404

Финансирование. Исследование выполнено за счет внутреннего гранта РГПУ им. А. И. Герцена, проект № 19ВГ.

Получена: 01.05.2023

Для цитаты: Коржова Е.Ю., Цинь П., Веселова Е.К., Дворецкая М.Я. Структура базовых жизненных ориентаций: этнокультурный аспект (на примере китайской версии Опросника субъект-объектных ориентаций) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2023. Том 13. № 4. С. 493–508. DOI: 10.21638/spbu16.2023.404

Литература

Бурлачук Л. Ф.  Словарь-справочник по психодиагностке: для практических психологов и психотерапевтов. 3-е изд, перераб. и доп. СПб.: Питер, 2008.

Даниленко О. И., Сюй И. Ценности китайских студентов: значимость и доступность // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2018. Т. 8, № 1. С. 34–46. https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2018.103

Инцзянь В.  Влияние русской культуры на культуру Китая в контексте этнопсихологии // Педагогика искусства. 2022. № 3. С. 179–184.

Клайн П.  Справочное руководство по конструированию тестов / пер. с англ. Киев: ПАН Лтд, 1994.

Коржова Е. Ю.  Психологическое познание судьбы человека. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Союз, 2002.

Коржова Е. Ю.  Психология жизненных ориентаций человека. СПб.: Изд-во РХГА, 2006.

Коржова Е. Ю., Волкова Е. Н., Рудыхина О. В., Туманова Е. Н.  Психология человека как субъекта жизнедеятельности и жизненного пути личности: основные итоги исследований // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2018. № 187. С. 40–50.

Коржова Е. Ю., Дун Я. Проявление отношения к жизни в рисунках китайских и российских студентов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9, № 2 (31). С. 339–342. https://doi.org/10.26140/anip-2020-0902-0082

Костромина С. Н., Гришина Н. В., Москвичева Н. Л., Зиновьева Е. В. Жизненные модели молодежи: изменения и традиции // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. 2021. № 1 (103). С. 79–98. http://dx.doi.org/10.22204/2587-8956-2021-103-01-79-98

Кряжева Е. В., Виноградская М. Ю.  Анализ динамики жизненных ценностей и ценностных ориентаций студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-3. С. 332–334.

Малышева О. Л.  «Конфуцианский капитализм» и бизнес-культура Китая: социокультурная традиция и современные тенденции // Управление устойчивым развитием. 2018. № 4 (17). С. 75–82.

Меркулов К. К. Сравнение культурных архетипов народов России и Китая: обзор источников // Человек и культура Востока. Исследования и переводы. 2022. Т. 1, № 10. С. 65–93. https://doi.org/10.48647/IFES.2022.99.16.036

Никулина А. А.  Теоретический анализ понятия «жизненные ориентации» в психологии // Обзор педагогических исследований. 2022. Т. 4, № 8. С. 221–226.

Просеков С. А. Китайский характер и национальная психология: образцы и метаморфозы // Гуманитарный вестник. 2020. № 1 (81). С. 7. URL: http://hmbul.ru/catalog/hum/phil/647.html (дата обращения: 30.04.2023).

Романенко А. А., Ященко П. Ф.  Влияние конфуцианства на менталитет китайского народа // Язык, культура, ментальность: проблемы и перспективы филологических исследований: сборник IV Международной научной конференции / отв. ред. Н. И. Степыкин. Курск, Юго-Западный государственный университет, 2022. С. 231–236.

Фурманов И. А., Синьчунь Не.  Внутренняя согласованность шкал китайского варианта опросника «Аффективные мотивационные ориентации в сексуальной жизни» // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. 2022. № 2. С. 49–58.

Цзюй Ю., Матвеев М. О. Обзор истории китайской психологии // Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология. 2022. № 2. С. 3–31. https://doi.org/10.11621/vsp.2022.02.01

Чжоу М., Мынбаева А. К.  Психологическая диагностика и педагогические измерения: анализ подходов в Казахстане и Китае // Современные научные гипотезы и прогнозы: от теории к практике: сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2021. С. 78–80.

Шатене К.  Психология ценностей / пер. с. фр. Харьков: Гуманитарный центр, 2021.

Chen Dan.  Research on the prediction model of depression among college students: Dissertation Thesis. Hangzhou: Zhejiang University, 2011. 陈丹. (2011). 大学生抑郁情绪的预测模型研究. (硕士), 浙江大学, 杭州.

Chen Wei, Ge Ying, Hu Yuanyan, Zhang Jinsu.  Applicability and generalizability of the Life Meaning Scale (revised version): An analysis based on CTT and multidimensional rasch // Chinese Journal of Clinical Psychology. 2015. Vol. 23 (4). P. 604–614. 陈维, 葛缨, 胡媛, 张进辅. (2015). 人生意义量表 (修订版) 的适用性和推广性: 基于ctt和多维rasch的分. 中国临床心理学杂志, 23 (4), 604–614.

Deng Wengen, Dai Haiqi.  A comparison of the applicability of different IRT models in the revised version of the Life Orientation Test // Journal of Jiangxi Normal University: Natural Science Edition. 2011. Vol. 35 (2). P. 216–220. 邓稳根, 戴海琦. (2011). 不同irt模型在生活取向测验修订版中的适用性比较. 江西师范大学学报:自然科学版, 35 (2), 216–220.

Hu L. T., Bentler P. M.  Cutoff criteria for fit indexes in covariance structure analysis: Conventional criteria versus new alternatives // Structural Equation Modeling. 1999. Vol. 6 (1). P. 1–55.

Maio G. R.  The psychology of human values. London: Routledge, 2017.

Roccas S., Sagiv L. (eds). Values and behavior: Taking a cross cultural perspective. Zurich: Springer, 2017.

Информация об авторах

Коржова Елена Юрьевна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии человека Института психологии, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1128-1421, e-mail: elenakorjova@gmail.com

Цинь Пэнфэй, аспирант, Факультет информатики и электронной инженерии, Чжэцзянский университет, Китай, e-mail: 243911360@qq.com

Веселова Елена Константиновна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии человека, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена» (ФГБОУ ВО РГПУ имени А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5513-305X, e-mail: elkonves16@yandex.ru

Дворецкая Марианна Ярославовна, доктор психологических наук, доцент кафедры психологии развития и образования психолого-педагогического факультета, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4321-8360, e-mail: dtzky@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 141
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 27

Скачиваний

Всего: 106
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 16