Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология
2023. Том 13. № 4. С. 493–508
doi:10.21638/spbu16.2023.404
ISSN: 2658-3607 / 2658-6010 (online)
Структура базовых жизненных ориентаций: этнокультурный аспект (на примере китайской версии Опросника субъект-объектных ориентаций)
Аннотация
Базовые жизненные ориентации характеризуют общую направленность личности и зависят от культуры, традиций и менталитета. Для межкультурных исследований жизненных ориентаций существенное значение имеет адекватный методический инструментарий. Целью данного исследования стала адаптация русскоязычного Опросника субъект-объектных ориентаций на китайском языке. Решались следующие задачи: эквивалентный перевод опросника на китайский язык; анализ дискриминативности пунктов и опросника в целом; выделение факторной структуры китайской версии опросника; определение ее валидности и надежности. Оригинальный вариант Опросника Е.Ю.Коржовой, имеющий полное психометрическое обоснование, включает 21 пункт дихотомических утверждений. Адаптация опросника проводилась среди китайских студентов университета провинции Гуйчжоу (КНР). В связи с необходимостью переформулирования пунктов и поиском оценочной стратегии опрос респондентов осуществлялся шесть раз, по разным вариантам китайской версии опросника, в разных выборках. Всего опрошен 1471 респондент. Адаптированная китайская версия опросника состоит из 11 пунктов, входящих в три фактора: 1) готовность бросить вызов трудностям; 2) стремление к внутренней гармонии; 3) ясность цели в жизни. Такая структура базовых жизненных ориентаций существенно отличается от четырехфакторной структуры, присущей россиянам (три фактора, характеризующие разные стороны творческой направленности личности в жизненных ситуациях, и трансситуационный локус контроля). Наличие в разных факторах общих элементов позволяет фиксировать как сходства, так и различия в психологии жизненных ориентаций россиян и китайцев. По результатам психометрического анализа китайская версия опросника предусматривает оценки утверждений по 5-балльной шкале Лайкерта, в отличие от русскоязычной версии с альтернативным выбором ответов. Китайская версия шкалы жизненных ориентаций обладает высокой надежностью и валидностью и может быть использована для изучения жизненных ориентаций китайцев. Применение данной версии будет способствовать развитию научного и культурного обмена между Россией и Китаем.
Общая информация
Ключевые слова: жизненные ориентации, личностный опросник, факторная структура, межкультурная компетенция
Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.404
Финансирование. Исследование выполнено за счет внутреннего гранта РГПУ им. А. И. Герцена, проект № 19ВГ.
Получена: 01.05.2023
Для цитаты: Коржова Е.Ю., Цинь П., Веселова Е.К., Дворецкая М.Я. Структура базовых жизненных ориентаций: этнокультурный аспект (на примере китайской версии Опросника субъект-объектных ориентаций) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2023. Том 13. № 4. С. 493–508. DOI: 10.21638/spbu16.2023.404
Литература
Бурлачук Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностке: для практических психологов и психотерапевтов. 3-е изд, перераб. и доп. СПб.: Питер, 2008.
Даниленко О. И., Сюй И. Ценности китайских студентов: значимость и доступность // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2018. Т. 8, № 1. С. 34–46. https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2018.103
Инцзянь В. Влияние русской культуры на культуру Китая в контексте этнопсихологии // Педагогика искусства. 2022. № 3. С. 179–184.
Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов / пер. с англ. Киев: ПАН Лтд, 1994.
Коржова Е. Ю. Психологическое познание судьбы человека. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Союз, 2002.
Коржова Е. Ю. Психология жизненных ориентаций человека. СПб.: Изд-во РХГА, 2006.
Коржова Е. Ю., Волкова Е. Н., Рудыхина О. В., Туманова Е. Н. Психология человека как субъекта жизнедеятельности и жизненного пути личности: основные итоги исследований // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2018. № 187. С. 40–50.
Коржова Е. Ю., Дун Я. Проявление отношения к жизни в рисунках китайских и российских студентов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9, № 2 (31). С. 339–342. https://doi.org/10.26140/anip-2020-0902-0082
Костромина С. Н., Гришина Н. В., Москвичева Н. Л., Зиновьева Е. В. Жизненные модели молодежи: изменения и традиции // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. 2021. № 1 (103). С. 79–98. http://dx.doi.org/10.22204/2587-8956-2021-103-01-79-98
Кряжева Е. В., Виноградская М. Ю. Анализ динамики жизненных ценностей и ценностных ориентаций студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-3. С. 332–334.
Малышева О. Л. «Конфуцианский капитализм» и бизнес-культура Китая: социокультурная традиция и современные тенденции // Управление устойчивым развитием. 2018. № 4 (17). С. 75–82.
Меркулов К. К. Сравнение культурных архетипов народов России и Китая: обзор источников // Человек и культура Востока. Исследования и переводы. 2022. Т. 1, № 10. С. 65–93. https://doi.org/10.48647/IFES.2022.99.16.036
Никулина А. А. Теоретический анализ понятия «жизненные ориентации» в психологии // Обзор педагогических исследований. 2022. Т. 4, № 8. С. 221–226.
Просеков С. А. Китайский характер и национальная психология: образцы и метаморфозы // Гуманитарный вестник. 2020. № 1 (81). С. 7. URL: http://hmbul.ru/catalog/hum/phil/647.html (дата обращения: 30.04.2023).
Романенко А. А., Ященко П. Ф. Влияние конфуцианства на менталитет китайского народа // Язык, культура, ментальность: проблемы и перспективы филологических исследований: сборник IV Международной научной конференции / отв. ред. Н. И. Степыкин. Курск, Юго-Западный государственный университет, 2022. С. 231–236.
Фурманов И. А., Синьчунь Не. Внутренняя согласованность шкал китайского варианта опросника «Аффективные мотивационные ориентации в сексуальной жизни» // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. 2022. № 2. С. 49–58.
Цзюй Ю., Матвеев М. О. Обзор истории китайской психологии // Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология. 2022. № 2. С. 3–31. https://doi.org/10.11621/vsp.2022.02.01
Чжоу М., Мынбаева А. К. Психологическая диагностика и педагогические измерения: анализ подходов в Казахстане и Китае // Современные научные гипотезы и прогнозы: от теории к практике: сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2021. С. 78–80.
Шатене К. Психология ценностей / пер. с. фр. Харьков: Гуманитарный центр, 2021.
Chen Dan. Research on the prediction model of depression among college students: Dissertation Thesis. Hangzhou: Zhejiang University, 2011. 陈丹. (2011). 大学生抑郁情绪的预测模型研究. (硕士), 浙江大学, 杭州.
Chen Wei, Ge Ying, Hu Yuanyan, Zhang Jinsu. Applicability and generalizability of the Life Meaning Scale (revised version): An analysis based on CTT and multidimensional rasch // Chinese Journal of Clinical Psychology. 2015. Vol. 23 (4). P. 604–614. 陈维, 葛缨, 胡媛, 张进辅. (2015). 人生意义量表 (修订版) 的适用性和推广性: 基于ctt和多维rasch的分. 中国临床心理学杂志, 23 (4), 604–614.
Deng Wengen, Dai Haiqi. A comparison of the applicability of different IRT models in the revised version of the Life Orientation Test // Journal of Jiangxi Normal University: Natural Science Edition. 2011. Vol. 35 (2). P. 216–220. 邓稳根, 戴海琦. (2011). 不同irt模型在生活取向测验修订版中的适用性比较. 江西师范大学学报:自然科学版, 35 (2), 216–220.
Hu L. T., Bentler P. M. Cutoff criteria for fit indexes in covariance structure analysis: Conventional criteria versus new alternatives // Structural Equation Modeling. 1999. Vol. 6 (1). P. 1–55.
Maio G. R. The psychology of human values. London: Routledge, 2017.
Roccas S., Sagiv L. (eds). Values and behavior: Taking a cross cultural perspective. Zurich: Springer, 2017.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 162
В прошлом месяце: 32
В текущем месяце: 16
Скачиваний
Всего: 128
В прошлом месяце: 26
В текущем месяце: 12