Диагностика нарушений и варианты их преодоления — тема нового номера журнала «Клиническая и специальная психология»

149
Иллюстрация к новости

Опубликован и ждет внимательных читателей первый номер журнала «Клиническая и специальная психология» за 2023 год.

В спецрубрику «Диагностика личностных расстройств и состояний» вошли четыре интересных материала. Исследователи из Ирана Ш. Гахари, Ф. Шейбани и др. представляют сравнительный анализ влияния трех методов психотерапии на удовлетворенность браком и близостью у замужних женщин. В рамках полуэкспериментального исследования оценивалась эффективность эмоционально-сфокусированной парной терапии, терапии принятия и ответственности, а также имаготерапии. В статье А.А. Золотаревой сопоставляются психометрические свойства русскоязычного варианта Шкалы воспринимаемого стресса (Perceived Stress Scale, PSS) в полной (PSS-14) и двух кратких версиях (PSS-10, PSS-4). Автор подробно аргументирует вывод о том, какая из версий более предпочтительна для решения исследовательских задач, а какая является надежной для использования в ограниченных по времени условиях тестирования. Коллектив авторов из Польши, Австралии, ОАЭ и России — П. Ларионов, Д. Прис, О. Хохлова и М.В. Яковлева — в своей статье дают оценку психометрических свойств впервые публикуемой русскоязычной версии недавно представленного Пертского опросника алекситимии (Perth Alexithymia Questionnaire; PAQ). Полученные результаты показывают большие возможности опросника в изучении всех компонентов алекситимии по отношению как к отрицательным, так и к положительным эмоциям в российской популяции. Завершает рубрику исследование Т.А. Мешковой, О.В. Митиной и соавторов, посвященное тесту пищевых установок (ЕАТ-26). Авторы дают подробную оценку психометрических характеристик и факторной структуры на неклинической выборке студенток из трех разных городов (Москва, Архангельск и Рязань).

В рубрике «Теоретические исследования» — статья К.М. Шипковой и В.Г. Булыгиной, в которой представлен аналитический обзор клинического, нейробиологического и нейропсихологического аспектов сосудистой афазии относительно роли правого полушария в восстановлении речи.

Рубрику «Эмпирические исследования» открывает статья О.И. Богачевой, М.В. Иванова и др., посвященная опыту апробации психообразовательной программы для семей, которые воспитывают детей с РАС. Авторы делятся результатами пилотного исследования, в котором приняли участие 75 семей, воспитывающих детей в возрасте от 3 до 5 лет с клинически верифицированными диагнозами по МКБ-10 (F84.0x — детский аутизм и F84.1x — атипичный аутизм). Вклад диссоциации и межличностной чувствительности в самоповреждающее поведение молодых женщин обсуждается в статье Н.А. Польской и М.А. Мельниковой. Впервые в данном исследовании связь самоповреждающего поведения рассматривалась с двумя формами диссоциации — перитравматической и соматоформной. Завершается рубрика интересным исследованием трудностей восприятия речи на фоне шума у детей с РАС, которое выполнено коллективом авторов из Центра нейрокогнитивных исследований (МЭГ-центр) и Лаборатории комплексного исследования речи у детей при аутизме и других нарушениях развития МГППУ. В ходе анализа полученных результатов К.А. Фадеев, Д.Э. Гояева и коллеги приходят к выводу, что исследуемые речевые трудности не связаны с уровнем интеллекта у детей с РАС.

В этом номере журнала в рубрике «Проблемы подготовки специалистов» — статья Ю.Е. Куртановой об открытых защитах научных работ студентов МГППУ как способе популяризации проблем госпитальной педагогики и психологии. Автор делится интересным опытом соединения теоретической подготовки студентов-психологов с их практической работой в проекте госпитальных школ России «УчимЗнаем».

В рубрике «Книжное обозрение» — рецензия И.В. Вачкова на новое учебное пособие С.К. Нартовой-Бочавер «Психология личности и индивидуальных различий» (2023 г.). Также здесь представлена рецензия Н.В. Зверевой на книгу И.В. Добрякова и Ю.А. Фесенко «Влечения детей и подростков: становление, проявления, отклонения» (2022 г.). Оценки опытных экспертов помогут будущим читателям сориентироваться в актуальном содержании представляемых изданий, а также перспективах их практического использования.

Полное содержание номера доступно на Портале психологических изданий PsyJournals.ru

Желаем всем интересного и полезного чтения!