Митина Л.М. доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник, лаборатория экопсихологии развития и психодидактики, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Психологический институт Российской академии образования», Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8407-0978 e-mail: mitinalm@mail.ru
Митин Г.В. кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, лаборатория экопсихологии развития и психодидактики, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Психологический институт РАО», Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3124-0352 e-mail: mitingv76@gmail.com
Представлен психологический анализ маргинализма и прокрастинации как барьеров, препятствующих личностно-профессиональному развитию человека. Авторы считают, что решение проблемы личностного и профессионального развития современного человека требует постановки ряда взаимосвязанных теоретических, экспериментальных и практических задач. Одной из основных является необходимость изучения психологических барьеров — тех негативных явлений, которые влияют на индивидуальное и общественное сознание. Основной признак маргинальности профессионального сознания и самосознания — инверсия ценностей и смыслов, желание иметь блага не путем реализации своей уникальности как личности и профессионала, а получать их незаслуженно наиболее коротким путем. Склонность человека к постоянному откладыванию намеченных действий и важных дел — прокрастинация — обусловливает искажение самодетерминации в личностном и профессиональном самоопределении. Основным психологическим фактором проявления маргинализма и прокрастинации специалиста является возникновение в детском возрасте и закрепление в учебном процессе школы и вуза различных форм личностной (выученной) беспомощности. Важным ресурсом предотвращения и коррекции выученной беспомощности, маргинализма и прокрастинации является благоприятная воспитательно-образовательная среда в семье, школе, вузе, других социальных институтах.
Речь пойдет о маргинализации профессионального сознания и
самосознания, а также прокрастинации как факторе, стимулирующем искажения
самодетерминации в личностном и профессиональном развитии (самоопределении,
самовыражении, самореализации) человека. Проблема маргинализации сознания
изучается главным образом в социальной психологии.
Литература
Бандурка А.М. Основы психологии и педагогики:
Учебное пособие / А.М.Бандурка, В.А.Тюрина, Е.И. Федоренко.Ростов-на-Дону:
Феникс, 2009.250 с.
Баширова Ю.Н. Структурно-содержательные особенности
личностной беспомощности: особенности выбора диагностического инструментария //
Санкт- Петербургский образовательный вестник.2018.№ 1—2 (17—18).С.76—80.
Болотова А.К., Чеврениди А.А. Временной модус
прокрастинации в ретроспективе: виды, предикторы и последствия // Культурно-
историческая психология.2017.Т.13.№ 4.С.101—
108.DOI:10.17759/chp.2017130411
Веденеева Е.В., Циринг Д.А. Структура
мотивационного компонента личностной беспомощности на разных возрастных этапах
// КПЖ.2011.№ 4.С.123—131.
Волкова О.В. Компоненты и механизмы формирования
выученной беспомощности у детей с ослабленным здоровьем: онтогенетический
подход // Сибирское медицинское обозрение.2014.№ 4 (88).С.86—91.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т.Т.
4.Детская психология.Проблема возраста.М.: Педагогика.1984.С.244—256.
Гаранян Н.Г., Юдеева Т.Ю. Диагностика
перфекционизма при расстройствах аффективного спектра: Mетодическое пособие.М.:
МНИИ психиатрии, 2008.19 с.
Горбунова А.А. Взаимосвязь эмоционального
интеллекта и прокрастинации // Материалы международного молодежного научного
форума «Ломоносов—2010» (г.Москва, 12—15 апреля 2010 г.) / под
ред.И.Алешковский, П.Костылев, А. Андреев и др.М.: МАКС Пресс,
2010.C.1—2.
Гуревич П.С. Психология и педагогика: Учебник для
бакалавров.2-е изд., перераб.и доп.Серия: Бакалавр.Базовый курс.М.:
Издательство Юрайт, 2013.479 с.
Дружилов С.А. Профессионально-деструктивная
деятельность как проявление профессиональной маргинализации и
депрофессионализации // Вестник Московского университета.Серия
14.Психология.2017.№ 2.С. 45—63.
Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность и
маргинализм: концепция и реальность // Психологический журнал.2001.Т.22.№
4.С.51—59.
Зверева М.В., Ениколопов С.Н., Олейчик И.В.
Прокрастинация и агрессия при психической патологии у лиц молодого возраста //
Психологическая наука и образование.2015.Том 20.№
2.С.70—77.DOI:10.17759/pse.2015200208
Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени.Новая
психология времени, которая улучшит вашу жизнь.СПб.: Речь, 2010.352 с.
Калашников А.И., Минюрова С.А. Профессиональная
приверженность и профессиональный маргинализм педагогов // Психологическая
наука и образование.2017.Том 22.№ 5.С.5—13.DOI:10.17759/pse.2017220501
Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального
психолога-практика.М.: ПЕР СЭ, 2007.464 с.
Кошелева Ю.П. Целевая направленность
профессиональной идентичности обучающихся в вузе // Вестник Московского
государственного лингвистического университета.Образование и педагогические
науки.2017.№ 1 (770).С.36—46.
Малкина-Пых И.Г. Виктимология.Психология поведения
жертвы.М.: Эксмо, 2010.862 с.
Митин Г.В. Профилактика и коррекция нарушений
полисубъектного взаимодействия «преподаватель-студент» в условиях
университетского образования // Взаимодействие на преподавателя и студента в
условията на университетското образование: традиции и иновации.Сборник с научни
доклади.Втора книга./ Под ред.Е.Рангеловой.Габрово (Болгария): «ЕКС- ПРЕС»,
2018.С.197—200.
Митина Л.М. Психология личностно- профессионального
развития субъектов образования.М.; СПб.: Нестор-История, 2014.375 с.
Митина Л.М. Личностно-профессиональное развитие
учителя: стратегии, ресурсы, риски.М.; СПб.: Нестор-История, 2018.456 с.
Мохова С.Б., Неврюев А.Н. Психологические корреляты
общей и академической прокрастинации у студентов // Вопросы психологии.2013.№
1.С. 24—35.
Некита А.Г., Маленко С.А. Архетипические истоки и
институциональные стратегии трансформации социальных
иерархий.Монография.Великий Новгород, 2009.298 с..
Пичил Т. Не откладывай на завтра: краткий гид по
борьбе с прокрастинацией / Пер.с англ.Сергея Филина.М.: Манн, Иванов и Фербер,
2014.155 с.
Платонов К.К. Краткий словарь системы
психологических понятий.М.: Высшая школа, 1984.174 с.
Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности
(К философским основам современной педагогики) // Вопросы психологии.1986.№
4.С.101—109.
Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Нарциссизм,
перфекционизм и депрессия // Московский психотерапевтический журнал.2004.№
1.C.18— 35.
Чернышева Н.А. Прокрастинация: актуальное состояние
проблемы и перспективы изучения // Вестник ПГГПУ.Серия № 1.Психологические и
педагогические науки.2016.№ 1.С.17—26.
Аitken M.E. A personality profile of the college
student procrastinator.Unpublished doctoral dissertation.University of
Pittsburgh.1982 [Электронный ресурс] // APA.ORG: сайт Американской
Психологической Ассоциации.URL: http://www.apa.org/pubs/index.aspx (дата
обращения: 29.01.2013).
Ashby J., Kottman T., Schoen E. Perfectionism and
eating disorders reconsidered // J.Mental Health.1998.Vol.20.P.261—271.
Burka J., Yuen L. Procrastination: Why you do it,
what to do about it.Reading.MA: Addison-Wesley, 1983 [Электронный ресурс] //
APA.ORG: сайт Американской Психологической Ассоциации.URL:
http://www.apa.org/pubs/index.aspx (дата обращения: 29.01.2013).
Burns D.D. The perfectionist’s script for
self-defeat // Psychology Today.1980.November.P.34—52.
Ferrari J.R. Psychometric validation of two
procrastination inventories for adults: Arousal and avoidance measures // J.of
Psychopathology and Behavioural Assessment.1992.Vol.14.№ 2.P.97— 110.
Hewitt P.L., Flett G.L. The Multidimensional
Perfectionism Scale: Development and validation //
Canad.Psychol.1989.Vol.30.P.103—109.
Janis I., Mann L. Decision Making.A Psychological
Analysis of Conflict, Choice, and Commitment.New York: Thе Free Press.A
division of Macmillan Inc., 1979.488 р.
Lay C. At last, my research article on
procrastination // J.of Research in Personality.Vol.20.1986.P.474—495.
McCown W., Johnson J., Petzel T. Procrastination, a
principal component analysis // Personality and Individual
Differences.1989.Vol.10.P.197—202.
Milgram N., Tenne R. Personality correlates of
decisional and task avoidant procrastination // European Journal of
Personality.2000.Vol.14.P.141—156.
Mitin G.V. Professional Deformation of Teachers and
Manifestations of Antisocial Forms of Pupils’ Behavior.New Trends and Issues
Proceedings on Humanities and Social Sciences.05.2017.P.90—93.[Электронный
ресурс] // Сайт Аcademia.edu URL:
https://www.academia.edu/35578794/Professional_
Deformation_of_Teachers_and_Manifestations_
of_Antisocial_Forms_of_Pupils_Behavior (дата обращения: 15.12.2019).
Maier S.F., Seligman M.E.P. Failure to escape
traumatic shock // Journal of Experimental Psychology.74.P.1—9.
Slaney R.B. et al.The Almost Perfect Scale —
Revised // Measurement and Evaluation in Counseling and
Development.2001.Vol.34.№ 3.P.130—145.
Solomon L.J., Rothblum E.D. Academic
procrastination: Frequency and cognitive-behavioral correlates // Journal of
Counseling Psychology.1984.31 (4).P.503—509.
Steel P. The nature of procrastination: A
meta-analytic and theoretical review of quintessential self-regulatory failure
// Psychological Bulletin.2007.133 (1).P.65—94.