Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9134Новости 1807Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,154 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Представления педагогов и подростков о рисках во взаимодействиях в интернет-среде 168

Панов В.И.
доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией, лаборатория экопсихологии развития и психодидактики, ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3189-5455
e-mail: ecovip@mail.ru

Патраков Э.В.
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра инноватики и интеллектуальной собственности физико-технологического института, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7564-9136
e-mail: e.v.patrakov@urfu.ru

Аннотация

Обсуждаются результаты изучения представлений педагогов и старшеклассников о тех рисках, которые могут возникать в их взаимодействиях с интернетом. Эмпирическая часть исследования проводилась на выборке педагогов (n=294) и школьников 9—11-х классов (n=180) с использованием анализа социальных представлений (коэффициент Абрика).Полученные данные показывают, что лишь небольшая часть (5 из 29) представлений педагогов о рискогенности коммуникативных взаимодействий в интернете связана с использованием интернета, и их основная часть формируется на основе общего понимания рискогенных форм поведения подростков. При этом обнаружена невысокая готовность педагогов помочь коллегам снизить риски, связанные с рискогенным поведением старшеклассников в интернете, лишь 41,5% педагогов показали такую готовность, но при условии повышения соответствующей квалификации. Получено подтверждение того, что представления педагогов и старшеклассников о рискогенности активного пользования интернетом резко отличаются друг от друга, что объясняется, по меньшей мере, двумя причинами. Во-первых, тем, что активное использование интернета не проявляется в нарушениях субъективного благополучия старшеклассников. Во-вторых, тем, что для старшеклассников интернет — это естественное средство и необходимое условие их повседневной жизни. В то время как, согласно имеющимся данным, лишь пятая часть педагогов считает, что обладает необходимыми навыками для свободного использования интернета в качестве средства своей педагогической деятельности. Для остальной же части педагогов интернет пока остается объектом, который надо осваивать и относиться к нему как к источнику угроз и рисков для психологического развития школьников.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках научного проекта № 19-29-14067.

Благодарности

Авторы благодарят за особую оперативную помощь в сборе данных начальника Управления образования Администрации Североуральского городского округа Свердловской области Ощепкову И.Н.

Подкаст
Фрагмент статьи

В настоящее время складывается противоречивая ситуация в отношении к цифровизации образования. С одной стороны, на государственном уровне принимаются решения и серьезные меры по активной цифровизации экономики и всей социальной жизни общества.

Литература
  1. Айсина Р.М., Нестерова А.А. Киберсоциализация молодежи в информационно- коммуникационном пространстве современного мира: эффекты и риски // Социальная психология и общество.2019.Том 10.№ 4.С.42—57.DOI:10.17759/sps.2019100404.
  2. Бовина И.Б. Теория социальных представлений: история и современное развитие // Социологический журнал.2010.№ 3.С.5—20.
  3. Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В., Будыкин С.В. Информационная безопасность детей в обыденном понимании родителей и учителей // Вестник РУДН.Серия «Психология и педагогика».2016.№ 1.С. 77—86.
  4. Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В., Гаямова С.Ю., Милехин А.В., Будыкин С.В. Социальные представления и информационная безопасность детей и подростков: точка зрения учителей (Часть 1).[Электронный ресурс] // Психология и право.2017 (7).№ 1.С.1—12.DOI: 10.17759/ psylaw.2017070101.
  5. Будыкин С.В., Дворянчиков Н.В., Бовина И.Б. Информационная безопасность детей и подростков в понимании родителей и учителей (Часть 2.Результаты эмпирического исследования) [Электронный ресурс] // Психология и право.2016.Том 6.№ 1.С.25—38.DOI:10.17759/ psylaw.2016060104.
  6. Войскунский А.Е. Развивается ли агрессивность у детей подростков, увлеченных компьютерными играми? // Вопросы психологии.2010.№ 6.С.133— 143.
  7. Емельянова Т.П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества.М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006.400 с.
  8. Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / сост.и ред.А.Е. Войскунский.М.: Акрополь, 2009.279 с.
  9. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография [Электронный ресурс] / Под ред.Бадарча Дендева.М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013.320 с.URL: https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214728.pdf (дата обращения: 10.05.2020).
  10. Кленова М.А. Социальные представления о риске // Изв.Сарат.ун-та.Нов.сер.Сер.Философия.Психология.Педагогика.2011.Т.11, вып.2.С.58—62.
  11. Лидская Э.В., Мдивани М.О. Субъект- средовые взаимодействия с ТВ и Интернетом в контексте традиционных и современных гендерных представлений // Психологическая наука и образование.2017.Том 22.№ 4.C.110—119.DOI:10.17759/pse.2017220415.
  12. Патраков Э.В. Подростки и Интернет: реакции родителей // Сибирский психологический журнал, 2019.Том 72.С.129—144.DOI:10.17223/17267080/72/7.
  13. Патраков Э.В. Представления педагогов, родителей и старших школьников о рисках интернета для подростков // Экопсихологические исследования-6: экология детства и психология устойчивого развития / отв.ред.В.И.Панов.М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО», Курск: Университетская книга, 2020.С.482—486.
  14. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность.М.: Смысл, 2017.375 с.
  15. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Неосведомленность родителей о столкновении подростков с рисками в интернете: содержание и психологические факторы // Психологический журнал. 2019.Том 40.№ 1.С.71—83.DOI:10.31857/ S020595920002251-2
  16. Социально-психологическая оценка рисков современной реальности: очевидное и вероятное / А.Л.Журавлев [и др.]; под науч.ред.О.А. Белобрыкиной.Новосибирск: НГПУ, 2017.113 с.
  17. Солдатова Г.В., Зотова Е.Ю., Чекалина А.И., Гостимская О.С.Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об интернете / Под ред.Г.В.Солдатовой.М., 2011.176 с.
  18. Толстых Н.Н., Тер-Аванесова Н.В., Черняк Н.А. Социальные представления о школе и учении в разных группах участников образовательного процесса // Психологическая наука и образование.2019.Том 24.№ 6.C.5—15.DOI:10.17759/pse .2019240601.
  19. Шпагина Е.М., Чиркина Р.В. Компетентность педагогов и психологов в области информационной безопасности детей // Психология и право.2019.Том 9.№ 3.С.261—277.DOI:10.17759/ psylaw.2019090319
  20. Abric J-C. A structural approach to social representations // Representations of the social: Bridging theoretical traditions / Ed.by K.Deaux, G.Philogène.Oxford: Blackwell Publishers, 2001.P.42—47.
  21. Guo G. A Meta-Analysis of the Predictors of Cyberbullying Perpetration and Victimization.In Psychology in the Schools // Psychology in the School.2016.Vol.53.№ 4.
  22. Moscovici S. La Psychanalyse: Son image et son public.2ème ed.Paris: Presses Universitaires de France, 1976.
  23. Panov V.I. From Environmental Psychology to Subject- Environment Interactions.Proceedings of the 2017 2nd International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Humanities (ICCESSH 2017).Part of the series ASSEHR.Moscow, 2017.Vol. 124.P.1135— 1139.DOI:10.2991/iccessh-17.2017.265.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика