Опыт повышения квалификации педагогических работников и специалистов учебно-методических служб по проектированию и реализации магистерской программы «Школьная психология»*

712

Аннотация

Представлен опыт организации курсов повышения квалификации педагогических работников и специалистов учебно-методических служб по проектированию и реализации основных профессиональных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Педагог-психолог), предполагающих углубленную профессионально ориентированную практику студентов в условиях сетевого взаимодействия. Авторами предлагается модульный принцип построения содержания программы повышения квалификации: модуль 1 «Методологические основания деятельности по проектированию и реализации ОПОП магистратуры», модуль 2 «Нормативно-правовое обеспечение деятельности по проектированию и реализации ОПОП магистратуры», модуль 3 «Проектирование и реализация ОПОП магистратуры по направлению подготовки “Психолого-педагогическое образование” (Педагог-психолог)». При реализации программы использовались разнообразные образовательные технологии (активные и интерактивные), наиболее полно обеспечивающие деятельностное освоение профессиональных действий: дистанционные технологии, экспертные семинары, проектные лаборатории, панельные и пленарные дискуссии, деловые игры, круглые столы.

Общая информация

* Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации: Государственный контракт № 05.043.12.0018 от 23.05.2014, проект «Разработка и апробация новых модулей основной профессиональной образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры в рамках укрупненной группы специальностей ‘Образование и педагогика” по направлению подготовки “Психолого-педагогическое образование” (Педагог-психолог) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и общего образования, и предполагающей углубленную профессионально ориентированную практику студентов».

Ключевые слова: повышение квалификации, модернизация педагогического образования, психолого-педагогическое образование, основные профессиональные образовательные программы магистратуры, модульный принцип , сетевое взаимодействие

Рубрика издания: Методология и технология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2015070412

Для цитаты: Максимова Л.А., Минюрова С.А., Васягина Н.Н., Егорова М.А., Гутина Г.Ю., Емельянова И.В. Опыт повышения квалификации педагогических работников и специалистов учебно-методических служб по проектированию и реализации магистерской программы «Школьная психология» [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том 7. № 4. С. 128–137. DOI: 10.17759/psyedu.2015070412

Полный текст

 
 

Глубинные изменения российского общества требуют научно обоснованных подходов к решению проблемы профессиональной подготовки психологов для системы образования. На рынке образовательных услуг востребованы молодые люди, способные творчески подходить к решению актуальных психологических проблем детства, семьи, образования. Выпускник университета, вступающий в договорные отношения с работодателем, должен обладать компетенциями, которые позволят полноценно включиться в трудовую деятельность и эффективно выполнять должностные обязанности.

Ориентация на Профессиональный стандарт деятельности педагога-психолога обусловливает целевую установку основной образовательной программы (ОПОП). Механизм профессионализации будущих педагогов-психологов определен Законом об образовании в Российской Федерации, Концепцией модернизации педагогического образования и заключается в обеспечении сетевого взаимодействия организаций-партнеров в практико-ориентированной подготовке специалистов. Ответственность за решение заявленных задач возлагается в первую очередь на педагогических работников вузов и специалистов учебно-методических служб. Преподаватели и методисты должны быть компетентными в проектировании ОПОП в деятельностной парадигме, а также в организации сетевого взаимодействия образовательных организаций различного уровня для практической подготовки магистрантов, что обусловливает актуальность организации соответствующих программ повышения квалификации.

В данной статье представлен опыт организации программы повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава и специалистов по учебно-методической работе (УМР) вузов, которые ведут подготовку магистрантов - педагогов-психологов по направлению «Психолого-педагогическое образование». Общая трудоемкость программы составила 72 часа, была установлена очная форма обучения, поскольку учебный процесс предполагал проведение значительной части занятий на сертифицированных стажировочных площадках сетевых партнеров Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ). Программа была реализована на базе МГППУ в апреле-мае 2015 г., всего в ней приняли участие 189 слушателя из 30 вузов РФ.

В качестве преподавателей программы повышения квалификации были приглашены научно­педагогические работники МГППУ и вузов РФ, которые участвуют в общероссийском проекте модернизации педагогического образования 2014-2017 гг., в частности, в проекте Ф-107.056 «Разработка и апробация новых модулей основной профессиональной образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры в рамках укрупненной группы специальностей “Образование и педагогика” по направлению подготовки “Психолого­педагогическое образование” (Педагог-психолог) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и общего образования, и предполагающей углубленную профессионально ориентированную практику студентов».

Разработчиками программы выступили ведущие педагогические российские вузы - МГППУ (факультет психологии образования) и Уральский государственный педагогический университет (Институт психологии).

Целью повышения квалификации была подготовка кадров (преподавателей и специалистов по УМР), которые смогут на современном учебно-методическом уровне обеспечить сопровождение образовательных магистерских программ по направлению «Психолого­педагогическое образование».

Освоение программы предполагало формирование у слушателей следующих компетенций:

1)   способности    анализировать нормативную документацию, регламентирующую

профессиональную деятельность педагога-психолога, законодательные документы в области образования различных ступеней;

2)  умения оперировать нормативно-правовой базой в проектно-экспертной деятельности;

3)  умения адаптировать нормативные требования ФГОС ВПО, ФГОС ВО и Стандарта профессиональной деятельности педагога-психолога под региональную специфику, особенности контингента обучающихся, актуальные запросы общества;

4)   способности проектировать цели, задачи, содержание, образовательные технологии ОПОП на основе модульного принципа;

5)   владение методом экспертной оценки ОПОП;

6)  умения обеспечивать деятельностный подход к овладению магистрантами в учебном процессе профессиональными компетенциями;

7)    готовности работать в команде и рефлексивно оценивать личные профессиональные достижения.

Очный этап повышения квалификации предваряло дистанционное входное тестирование, результаты которого помогли скорректировать содержание программы, выбрать наиболее эффективные технологии обучения и сделать программу, максимально ориентированную на степень готовности у слушателей следующих видов деятельности:

■ анализ нормативной документации, регламентирующей профессиональную деятельность педагога-психолога, и законодательных документов в области образования различных ступеней;

■ проектирование цели, задач, содержания, образовательных технологий ОПОП, владение методом экспертной оценки ОПОП;

■   реализация деятельностного подхода в учебном процессе;

■  профессионально-командное взаимодействие и рефлексивное оценивание личных профессиональных достижений.

Содержание программы

Модуль 1 «Методологические основания деятельности по проектированию и реализации основных профессиональных образовательных программ магистратуры по направлению “Психолого-педагогическое образование”».

Тема 1.1. Тенденции развития системы образования в современной России.

Векторы развития системы образования в РФ. Проект модернизации педагогического образования 2014-2017 гг. Сетевое взаимодействие вузов как инструмент внедрения проектов по модернизации педагогического образования. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ подготовки педагогических кадров [1; 5].

Тема 1.2. Системно-деятельностный подход как теоретико-методологическая основа проектирования образовательного процесса.

Методологические основы ФГОС ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование». Системно-деятельностный подход в проектировании образовательного процесса. Деятельностный подход к профессиональному становлению педагога-психолога.

Модуль 2 «Нормативно-правовое обеспечение деятельности по проектированию и реализации основных профессиональных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки “Психолого-педагогическое образование” (Педагог-психолог), предполагающих углубленную профессионально ориентированную практику студентов в условиях сетевого взаимодействия».

Тема 2.1. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования в области психолого-педагогического образования.

Проблема стандартизации в области высшего образования. Профессиональные стандарты 1­го и 2-го поколений, их отличие от стандартов 3-го поколения, стандартов 3+ и стандартов 4-го поколения. Структура ФГОС ВО по направлению «Психолого-педагогическая деятельность» (бакалавриат). Структура ФГОС ВО по направлению «Психолого-педагогическая деятельность» (магистратура). Преемственность стандартов бакалавриата и магистратуры по ключевым компетенциям. Перспективы развития процесса стандартизации в области высшего образования.

Тема 2.2. Стандарт профессиональной деятельности педагога-психолога.

Модернизация педагогического образования как стратегический ориентир разработки профессионального стандарта педагога-психолога. Трудовые функции, входящие в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности). Характеристика обобщенных трудовых функций. Трудовая функция и трудовые действия. Соотнесение трудовых действий Стандарта профессиональной деятельности и результатов высшего профессионального образования (компетенций, заявленных в ФГОС) [2].

Тема 2.3. Основная профессиональная образовательная программа магистратуры.

Требования к модернизации ОПОП. Модульный принцип построения структуры ОПОП магистратуры. Структура учебного модуля и этапы его освоения. Организационные аспекты практической подготовки магистров. Распределение сфер ответственности в рамках сетевого взаимодействия при изучении модуля. Логистика разработки ОПОП. Аккредитационные требования к ОПОП [3; 4].

Модуль 3 «Проектирование и реализация основных профессиональных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки “Психолого­педагогическое образование” (Педагог-психолог), предполагающих углубленную профессионально ориентированную практику студентов в условиях сетевого взаимодействия».

Тема 3.1. Компетентностный подход к проектированию основных профессиональных образовательных программ магистратуры.

Виды компетенций, порядок закрепления за дисциплинами. Карта компетенций, технология составления. Инновационные технологии формирования компетенций у будущих педагогов- психологов. Виды и варианты процедуры оценки уровня сформированности компетенций на уровне магистратуры.

Тема 3.2. Условия реализации основных профессиональных образовательных программ магистратуры.

Условия реализации ОПОП: комплексный анализ (основы экспертизы) образовательной среды вуза, реализующего программу магистратуры. Технологии проектирования ОПОП. Методическое сопровождение подготовки учебно-методических комплексов. Технологии создания и функционирования сетевых организаций.

Тема 3.3. Модульный принцип организации учебного процесса.

Структура учебного модуля. Технология разработки модульного учебного плана и графика учебного процесса. Согласованное выполнение требований ФГОС ВПО и Стандарта профессиональной деятельности.

Тема 3.4. Раздел ОПОП «Практика».

Распределенная карта компетенций при сетевом взаимодействии организаций-партнеров. Опыт подбора баз практики. Критерии отбора баз практики. Требования к руководителям практики от организации.

Тема 3.5. Научно-исследовательская работа магистрантов.

Требования к научно-исследовательской работе магистрантов, планирование и организация. Включение магистранта в научно-практическую работу организации-партнера. Взаимные интересы организаций-партнеров, направления и формы школьно-университетского партнерства.

Тема 3.6. Разработка оценочных средств результатов освоения ОПОП.

Технология разработки оценочных средств результатов освоения ОПОП. Средства текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Модель оценки деятельностной компоненты компетенции.

Образовательные технологии, используемые в программе повышения квалификации

В учебном процессе широко использованы образовательные технологии (активные и интерактивные), наиболее полно обеспечивающие деятельностное освоение профессиональных действий. Активные методы обучения, используемые на практических занятиях дисциплины: экспертные семинары, проектные лаборатории, панельные и пленарные дискуссии, деловые игры, круглые столы.

Слушателям была предоставлена возможность освоить некоторые разделы программы в индивидуальном дистанционном режиме, что было отражено в учебно-тематическом плане и расписании занятий.

Дистанционный этап курсов повышения квалификации педагогических работников и специалистов учебно-методических служб по проектированию и реализации основных профессиональных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Педагог-психолог), предполагающих углубленную профессионально ориентированную практику студентов в условиях сетевого взаимодействия, осуществлялся в форме самостоятельной работы слушателей с материалами официального портала «Проект модернизации педагогического образования в РФ» (Постоянная ссылка - И1:1:р7/педагогическоеобразование.рф/).

На дистанционный этап обучения выносились преимущественно теоретический материал, а также часть практических и контрольных заданий, выполняемых слушателями под контролем сетевого педагога. Результаты контрольных мероприятий передавались слушателями дистанционно. В процессе дистанционного этапа слушатели проходили входное тестирование; выполняли письменные задания; взаимодействовали в дистантном режиме с преподавателями курсов повышения квалификации.

В качестве практического задания для дистанционного этапа слушателям предлагалось, ориентируясь на содержание основной профессиональной образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Педагог-психолог), разработать процедуры, позволяющие оценить образовательные результаты выпускника (профессиональный тест, кейс, макет портфолио). Обсуждение разработанных материалов осуществлялась на очном этапе реализации программы повышения квалификации.

В ходе очных занятий на круглых столах слушатели обсуждали условия реализации основных профессиональных образовательных программ магистратуры, анализировали нормативные и правовые акты, регламентирующие разработку ОПОП, осваивали логику построения ОПОП - от результата к компетенциям и к модулям учебного плана. Работая с Профессиональным стандартом педагога-психолога, слушатели анализировали виды профессиональной деятельности и давали характеристику трудовой функции, соотнося их с результатами обучения и компетенциями. В ходе выполнения практических заданий слушатели осваивали алгоритм формирования карты компетенций, принципы построения модуля, его структуру и содержание, учились проектировать модульные учебные планы, разрабатывали модель оценки деятельностной компоненты компетенции, обсуждали вопросы планирования и организации научно-исследовательской работы магистрантов.

В панельной дискуссии «Экспертиза модулей ОПОП магистратуры» принимали участие разработчики всех модулей ОПОП магистратуры по направлению подготовки «Психолого­педагогическое образование» (Педагог-психолог). Слушатели рассмотрели актуальные вопросы, связанные с проектированием модулей ООП магистратуры, обсудили содержательные и технологические условия практико-ориентированной подготовки будущих педагогов-психологов, соответствие образовательных результатов, заявленных разработчиками модулей, содержанию трудовых функций, описанных в проекте профессионального стандарта педагога-психолога, инструменты оценки промежуточного и итогового контроля уровня достижений будущих педагогов-психологов. Подводя итоги работы, участники пришли к выводу о том, что переход к модульной структуре учебного процесса означает обобщение учебного процесса, перестройку организации (структуры) обучения в целом.

В ходе работы проектной лаборатории «Разработка “профессионального портрета” руководителя практики от образовательного учреждения (супервизора)» слушатели на первом этапе разрабатывали модель профессиональной деятельности педагога - руководителя практики от образовательной организации (супервизора), опираясь на требования, заложенные разработчиками модулей ОПОП профессиональной (педагогической) магистратуры в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Педагог-психолог) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и общего образования,предполагающей углубленную профессионально ориентированную практику студентов.

На втором этапе, на основе разработанной модели профессиональной деятельности, составлялась матрица компетенций руководителя практики от образовательного учреждения.

Далее, в процессе группового обсуждения, слушатели описывали «идеальный» профессиональный портрет педагога - руководителя практики от образовательной организации (супервизора), отражающий требования к образованию и опыту профессиональной деятельности, конкретизировали требования к объему необходимых профессиональных знаний, уровню владения профессиональными умениями. Особое внимание было уделено описанию профессионально-личностных характеристик педагога.

Итогом работы проектной лаборатории стало определение путей достижения «идеального» профессионального портрета педагога - руководителя практики. Слушатели рассматривали возможности самообразования, предлагали тематику курсов повышения квалификации, формулировали требования к администрации образовательной организации и ожидания от вузов - сетевых партнеров.

В ходе лабораторного занятия «Проектирование и организация учебного процесса», проводившегося в компьютерном классе, слушатели осваивали программные оболочки, позволяющие проектировать рабочие учебные планы в соответствии с требованиями ОПОП. Особое внимание уделялось составлению графика учебного процесса, организации распределенной практики магистров, выполнению нормативных требований к составлению расписания, проведению итоговой государственной аттестации. Слушателям предлагалось выполнить согласование ОПОП с требованиями новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, с национальной рамкой квалификаций РФ, в том числе с соответствующими профессиональными стандартами.

В процессе занятий актуализировалась специфика разработки паспортов компетенций и рассматривались подходы к определению дополнительных компетенций. Слушатели ознакомились с актуальными изменениями в основных нормативно-правовых документах, регламентирующих проектирование образовательных программ в вузе, получили методические материалы по проведению аккредитационной экспертизы основных образовательных программ, в том числе познакомились с методическими рекомендациями по организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательных организациях высшего образования.

Часть практических занятий проводились на базе образовательных организаций - сетевых партнеров МГППУ, участвующих в процессе апробации модулей ОПОП профессиональной (педагогической) магистратуры в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Педагог- психолог). В качестве организаций-партнеров при реализации данной программы выступали ГБОУ «Школа № 849» и ГБОУ «Школа 1420». Слушатели познакомились с различными вариантами программ углубленной профессионально ориентированной практики ОПОП магистратуры. На базах организаций-партнеров были проведены мастер-классы, в том числе деловая игра, моделирующая процесс взаимодействия студента-практиканта с супервизором. При подведении итогов обсуждались проблемные вопросы организации практики в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций.

На итоговом круглом столе «Актуальные вопросы разработки ОПОП магистратуры по направлению подготовки “Психолого-педагогическое образование” (Педагог-психолог)» слушатели курсов повышения квалификации получили возможность обсудить актуальные вопросы, связанные с процессом подбора баз практики, требованиями к супервизорам. Особое внимание уделялось технологиям организации сетевого взаимодействия в процессе разработки ОПОП магистратуры и пр. Дискуссию вызывали вопросы, связанные с технологиями разработки материалов для оценки образовательных результатов магистрантов.

В качестве задания для итоговой аттестации была слушателям предложена разработка проектов ОПОП магистратуры на основе использования модульного принципа. Анализ представленных проектов позволил сделать вывод о готовности слушателей разрабатывать ОПОП магистратуры по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Педагог- психолог), опираясь на принципы деятельностного подхода к формированию профессиональных действий в учебном процессе и сетевого взаимодействия организаций-партнеров. Сертифицированные по данной программе специалисты теперь уже готовы участвовать в своих вузах в процессах модернизации основных образовательных программ, построенных с целевой ориентацией на стандарты профессиональной деятельности различных специалистов.

Финансирование

Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации: Государственный контракт № 05.043.12.0018 от 23.05.2014, проект «Разработка и апробация новых модулей основной профессиональной образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры в рамках укрупненной группы специальностей ‘Образование и педагогика” по направлению подготовки “Психолого­педагогическое образование” (Педагог-психолог) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и общего образования, и предполагающей углубленную профессионально ориентированную практику студентов».

Литература

  1. Болотов В.А. К вопросам о реформе педагогического образования // Психологическая наука и образование. 2014. Т.19. № 3. С. 32–40.
  2. Забродин Ю.М. Модернизация психолого-педагогического образования как стратегический ориентир разработки профессионального стандарта педагога-психолога  // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 58–73.
  3. Марголис А.А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ  // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 41–57.
  4. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2014. № 1. URL:  http://psyedu.ru/journal/2014/2/Margolis.phtml (дата обращения: 21.09.2015).
  5. Сафронова М.А., Бысик Н.В. Описание проекта модернизации педагогического образования  // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 78–86.

Информация об авторах

Максимова Людмила Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, директор, зав.кафедрой общей психологии и конфликтологии, директор института психологии, ФГБОУ ВО УрГПУ, заведующий кафедрой социальной психологии, конфликтологии и управления Уральского государственного педагогического университета, Екатеринбург, Россия, e-mail: maximova70@mail.ru

Минюрова Светлана Алигарьевна, доктор психологических наук, профессор, ректор, заведующая кафедрой общей психологии Института психологии, Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия, e-mail: minyurova@uspu.ru

Васягина Наталия Николаевна, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии образования Института психологии, Уральский государственный педагогический университет, заместитель директора, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ладо» (ГБУ СО ЦППМСП «Ладо»), Екатеринбург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3899-3768, e-mail: vasyagina_n@mail.ru

Егорова Марина Алексеевна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогической психологии имени профессора В.А. Гуружапова, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0716-6858, e-mail: egorovama@mgppu.ru

Гутина Галина Юрьевна, заместитель декана факультета психологии образования, старший преподаватель кафедры педагогической психологии, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, e-mail: gutina1@mail.ru

Емельянова Ирина Викторовна, старший преподаватель кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А.Гуружапова», факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3006-1598, e-mail: emerina@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1913
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 712
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1