Социально-педагогические концепции в системе психолого-педагогических служб современной Германии

1446

Аннотация

В статье раскрываются основные социально-педагогические концепции современной Германии. Показана роль социальной педагогики в системе психолого-педагогических служб страны. Подчеркивается, что актуальность этой проблематики связана с целым рядом социально-экономических и социально-политических проблем современной Европы (массовая миграция в европейские страны, разъединение и объединение Германии и т. п.). Авторы связывают социально-педагогические концепции с попытками разрешить сложнейшие проблемы интеграции и социализации. Делается вывод, что знакомство с немецким опытом работы социально-педагогических и психологических служб в системе образования может оказаться полезным и для организации подобных служб в условиях российской действительности.

Общая информация

Ключевые слова: социально-педагогические концепции, педагогическая и психологическая профессия, социальная работа, воспитание, социализация, интеграция

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Бауэр Е.А., Кабардов М.К. Социально-педагогические концепции в системе психолого-педагогических служб современной Германии // Психологическая наука и образование. 2011. Том 16. № 4. С. 118–123.

Полный текст

 

1.   Социальная педагогика как учение о воспитании общественного поведения

Взгляд на социальную педагогику как на социальный аспект воспитания нашел отражение в трудах многих немецких педагогов. Например, Карл Магер (Karl Mager) рассматривал ее как педагогическую дисциплину, которая наряду с общей педагогикой и дидактикой должна исследовать основы воспитания и воспитательных мер [Kronen, 1980]. Этот взгляд оказал влияние на дальнейшее развитие социально­педагогических концепций. Так, Пауль Наторп (Paul Natorp) считал, что социальная педагогика является теорией, тема которой - условия формирования социальной жизни [Natorp Paul. Individualität].

После Второй мировой войны Фридрих Шлипер (Friedrich Schlieper) в ответ на взгляды Карла Магера и Вилльманна (Willmann) предлагает понимание социальной педагогики как науки о человеке, которая занимается «изменяющимися взаимоотношениями между человеком и его социальным окружением» [Schlieper, 1964].

В настоящее время социально-педагогические концепции, рассматривающие социальную педагогику как «учение о воспитании социального поведения» (или как «учение о воспитании нравственного социального поведения»), не находят в современной Германии практически никаких сторонников, поскольку уже давно укрепилась точка зрения на направленность всеобщего воспитания на социальные задачи и проблемы [Huth, 1965]. В настоящее время активно обсуждаются результаты исследований в области социальных и гуманитарных наук, связанных с проблемой развития социально-воспитательного фактора. Задачи социальной педагогики, как их видели Ма­гер, Наторп, Вилльман, Шлипер и другие, стали неотъемлемой частью педагогики вообще [Werner, 1984]. Собственно социальные вопросы воспитания должны исследоваться исходя из этой точки зрения, в рамках науки о воспитании, а не как отдельная специальная дисциплина.

2 . Социальная педагогика как средство помощи детям и подросткам

Социально-педагогическая концепция, основанная Адольфом Дистервегом (Adolph Diesterweg), уходит корнями в середину XIX века. По мнению этого мыслителя, социальная педагогика является отнюдь не педагогической дисциплиной, а направлением, призванным дать педагогический ответ на насущные социальные вопросы. К ней также относятся наряду с педагогической материальная и медицинская помощь, при главенствующей роли педагогической. Лишь с помощью данного комплекса мер можно победить царящую в обществе нужду и бедность. Большие надежды Дистервег возлагал на народное воспитание и народное просвещение [Baumann, 1967].

Херман Ноль (Herman Nohl) перенял данное понимание социальной педагогики в начале ХХ века и несколько расширил его. Исследуя с помощью историко-герменевтического анализа состояние общества после Первой мировой войны, он пришел к следующему выводу: в результате потери традиционных ценностных ориентиров возникло общество, которое способствует не социальному развитию и интеграции юношества, а, наоборот, его маргинализации и беспризорности. В качестве педагогической помощи, способной помочь находящемуся под угрозой молодому поколению, он предлагает различные общественные течения: рабочее, женское, социально-политическое и юношеское [Nohl, 1927].

После Второй мировой войны возник новый взгляд на эту социально-педагогическую концепцию. По мнению Клауса Молленхауэра (Klaus Mollenhauer), многочисленные требования индустриального общества к воспитанию и психосоциальному развитию отдельного человека и группы в целом означали необходимость особенного педагогического воздействия, чтобы дополнительно поддержать работу по воспитанию и социализации молодого поколения, которую вели семья и школа. И такая поддержка возможна только в рамках государственных или церковных педагогических учреждений. Молленхауэр использует вместо понятия «социальная педагогика» понятие «помощь детям и подросткам» [Mollenhauer, 1959].

Следует добавить, что и другие авторы, такие как Вайншенк (Weinschenk) [Weinschenk, 1975] и Виль­хельм (Wilhelm) [Wilhelm, 1967], поддержали и развили данную точку зрения.

В настоящее время Гизеке (Giesecke) [Giesecke, 1981] рассматривает помощь детям и подросткам как один из важнейших видов государственной помощи - материальной или личностной, - направленной на достойное развитие подрастающего поколения. В качестве адресатов данного вида помощи он выделяет детей и подростков с отклоняющимся и деви­антным поведением, с акцентуацией темперамента и характера, с делинквентным и противоправным поведением. Сюда он также отно­
сит и детей-инвалидов. На эти группы детей и подростков и направлены усилия и цели социальной педагогики, которая является, собственно, автономной областью внутри самой педагогики.

3. Социальная педагогика как конструктивная критика общества:
наступательная или политическая педагогика

Социально-педагогическая концепция, в которой социальная педагогика рассматривается как конструктивная критика общества, появилась в конце XIX - начале XX века в работах, посвященных социальной и общественной критике общества [Hering, 2007]. В то время социальная педагогика рассматривалась как основное средство для устранения возникших социальных проблем. Этот «оборонительный» подход критиковал Молленхауэр [Mollenhauer, 1959]. Но лишь много лет спустя Херман Гизеке объявил о своей наступательной педагогике, призванной не только устранять, но, что самое главное, предупреждать социальные проблемы [Giesecke, 1981].

Социальная педагогика, рассматриваемая в таком аспекте, ставит перед собой задачу изменить общественные условия, чтобы дать свободу беспрепятственному воспитанию и социализации человека. Однако изменение политических и материальных условий не могут оставаться ее единственной задачей. Очень важным является воздействие на сознание членов данного общества. Такая ее задача прекрасно вписывается в задачи общей педагогики, которая тоже подчеркивает необходимость критичного взгляда на происходящие в обществе процессы [Bokelmann, 1970]. Цель общей педагогики и педагогической психологии заключается в том, чтобы через улучшение условий воспитания усовершенствовать само общество. Политическая социальная педагогика переносит это положение особенно на трудные условия воспитания и социализации детей и подростков

4.   Терапевтически ориентированная социальная педагогика

Выше уже отмечалось, что социальные проблемы относятся к общему кругу задач педагогики. В этом смысле общая педагогика перегружена различными группами населения, с которыми ей приходится работать [Pädagogik. Grund-lagen und, 2003]. В связи с этим необходимы особые знания, дидактические и методические прикладные теории для проведения специальных исследований и разработки методов социально­педагогической работы. Для такого рода исследований и связанных с ними методов воспитания необходимо особое направление в педагогике, которое часто называют терапевтической социальной педагогикой (в контексте теории и практики педагогической помощи при патологических процессах воспитания и социализации) [Pfaffenberger, 1969]. Такое понимание перекликается частично с идеей о защите беспризорных детей Ноля и Боймера (Baumer), а также с идеей опеки в рамках помощи детям и подросткам (Молленхауэр, Гернерт, Гизеке).

Терапевтическую социальную педагогику при патологических процессах воспитания и социализации можно охарактеризовать следующим образом. Предмет исследования - отклоняющееся поведение детей, подростков и взрослых, которое общественными контролирующими механизмами и инстанциями признается асоциальным [Rössner, 1977]. Она ставит перед собой цель объяснить причины и взаимосвязь отклоняющегося поведения различных групп населения и исправить это поведение путем поэтапного применения воспитательных мер для новой и повторной социализации и интеграции в общество [Röhrs, 1968]. Если причины патологии находятся не в самом индивидууме, то терапевтическая социальная педагогика ставит перед собой задачу скорректировать отклонение через педагогическое влияние общественных групп, организаций и других социальных и физико-биологических составных частей экологического жизненного пространства человека

5. Социальная педагогика, направленная на жизненное пространство

Ханс Тирш (Hans Thiersch) попытался после Молленхаэра дальше развить основные положения теории и практики социальной педагогики, понимаемой как помощь детям и подросткам. В то время как для Моллен- хауэра большое значение имело определение причин возникновения и функций социальной педагогики, для Тирша приоритетной областью явилась дальнейшая разработка специфического предмета социальной педагогики, а именно жизненной ориентации человека. Он выделил следующие уровни в рамках своей теории социальной педагогики [Thiersch, 1992].

•   Жизненное пространство адресата;

•   общественные функции;

•   социально-педагогические учреждения;

•   социально-педагогическая деятельность;

•   научная концепция социальной педагогики: наука о воспитании.

Исходя из данной теории социальной педагогики, Тирш развивает свою «направленную на жизненное пространство социальную педагогику». В связи с развитием в обществе плюрализма и индивидуализма отношений усложняется жизнь каждого человека, что вызывает необходимость оказания помощи для интеграции человека в столь быстро меняющейся социальной среде [Thiersch, 1992].

Современная социальная педагогика широко применяет данную социально-педагогическую теорию. Направленная на жизненное пространство социальная педагогика использует, по мнению Тирша, свои специфические правовые и предоставляемые государством возможности, чтобы создать условия каждому человеку, помочь себе самому для улучшения собственной жизненной ситуации [Thiersch, 1992].

Сама концепция Тирша и ее реализация в практике повлияли на теоретические разработки в области социальной педагогики в Германии. Наиболее последовательно развил основные положения Тирша его ученик Лотар Бениш (Lothar Bohnisch) [Böhnisch, 1992]. По его мнению, к основополагающим понятиям социальной педагогики относятся «преодоление жизненных трудностей» и «социальная интеграция». В его собственном понимании эти понятия не всегда охватывают весь круг задач социальной педагогики и педагогики в целом. Речь идет, например, о тех группах населения, которые в силу разных причин не в состоянии понять необходимость действенных мер для улучшения их жизненной ситуации (как, например, лица, употребляющие наркотики). Однако в целом данная концепция социальной педагогики находит большую поддержку в современной Германии.

Заключение

Все вышеизложенное позволяет выделить основные положения современных социально-педагогических концепций социальной педагогики и показать ее роль в системе психолого-педагогических служб современной Германии.

1.   В настоящее время социально-педагогические концепции носят лишь прикладной характер в рамках педагогической и психологической профессии.

2.   Социальная педагогика как один из важнейших подходов в воспитании исследует условия формирования и развития социальной жизни (Наторп) и готовит человека к жизни в обществе и для общества.

3.   Социальная педагогика как теория и практика воспитания детей и подростков является частью осуществляемой государством или церковью программы воспитания и образования детей и подростков с целью их дальнейшей социальной интеграции. Данный аспект является особенно значимым для решения проблемы интеграции мигрантов.

4.   Социальная педагогика представляет собой систему помощи при патологических проявлениях поведения и социализации и направлена на смягчение и коррекцию этих проявлений у различных групп населения.

5.   Социальная педагогика, во-первых, как конструктивная критика общества занимается вскрытием и исследованием социально­психологических и социально-экономических и других аспектов воспитания и образования молодого поколения. Во-вторых, она пытается соединить две тенденции в развитии современного общества:

а)  с помощью политических мер улучшить неблагоприятные социальные условия;

б)  помочь обществу стать более терпимым, толерантным и человечным.

6.   Социальная педагогика - направленная на жизненное пространство социальная работа - ставит перед собой следующие цели: профилактика и предотвращение психолого­педагогических и социальных проблем, помощь в интеграции и социализации.

Несмотря на все многообразие и содержательное различие представленных выше социально-педагогических концепций, они в целом отражают всю совокупность направлений социально-педагогической и социально-психологической помощи в организации социальной системы Германии. Длительная история развития социальной педагогики этой западноевропейской страны и накопленный опыт в данной области сможет подсказать важные идеи и для развития психолого-педагогических и социальных служб России.

Литература

  1. Baumann H-W. Social-Pädagogik // Neue Sammlung. Göttinger Blätter für Kultur und Erzie­hung. 1967.
  2. Böhnisch L. Sozialpädagogik des Kindes- und Ju­gendalters: Eine Einführung. 1992.
  3. Bokelmann H. Pädagogik: Erziehung, Erziehungs­wissenschaft // Handbuch pädagogischer Grundbeg­riffe. Band 11. Hrsg. von J. Speck / G. Weble. 1970.
  4. Giesecke H. Einleitung // Offensive Sozialpäda­gogik, hrsg. von H. Giesecke. 1981.
  5. Hering S., Müncheimer R. Geschichte der Sozialen Arbeit, hrsg. Thomas Rauschenbach. 2007.
  6. Huth A. Leitfaden der Sozialpädagogik in der Volksschule. Auf der Grundlage der Sozialpsycholo­gie. Freiburg, 1965.
  7. Kronen H. Sozialpädagogik. Geschichte und Be­deutung des Begriffs. Frankfurt a. M., 1980.
  8. Mollenhauer K. Die Ursprünge der Sozialpäda­gogik in der industriellen Gesellschaft. Eine Unter­suchung zur Struktur sozialpädagogischen Denkens und Handelns // Göttinger Studien zur Pädagogik. Neue Folge. Heft 8. Hrsg. von E. Weniger. Wein­heim/Berlin, 1959.
  9. Natorp Paul. Individualität und Gemeinschaft. Eine philosophisch-pädagogische Untersuchung // Phi­losophie und Pädagogik. Untersuchungen auf ihrem Grenzgebiet. Marburg,1909.
  10. Nohl H. Die geistigen Energien der Jugendwohl­fahrtsarbeit // Ders.: Jugendwohlfahrt: Sozialpädago­gische Vorträge. Leipzig, 1927.
  11. Pädagogik. Grund-lagen und sozialpädago­gische Arbeitsfelder. Hrsg. Badry, Buchka, Knapp. München, 2003.
  12. Pfaffenberger H. Einleitung zur deutschsprachi­gen Ausgabe // Das Theorie- und Methodenproblem in der sozialen und sozialpädagogischen Arbeit. Grundbegriffe und Methoden der Sozialarbeit. Hrsg. von W.A. Friedländer/H. Pfaffenberger. Neuwied/ Berlin, 1969. № XIII-XXXVI.
  13. Röhrs H. Die Sozialpädagogik in Theorie und Praxis. Die Sozialpädagogik und ihre Theorie. Hrsg. von H. Röhrs, Frankfurt a. M., 1968. № XI-XVIII.
  14. Rössner L. Erziehungs- und Sozialarbeitswis­senschaft: Eine Einführung der Problemskizze, München/Basel, 1977.
  15. Thiersch H. Lebensweltorientierte Soziale Arbeit: Aufgaben der Praxis im sozialen Wandel. Weinheim/ München, 1992.
  16. Schilling J. Soziale Arbeit: Entwicklungslinien der Sozialpädagogik/Sozialarbeit, Neuwied/Berlin, 1997.
  17. Schlieper F. Sozialerziehung – Sozialpäda­gogik. Sinn der Sozialerziehung und Aufgaben der Sozialpädagogik. Heidelberg, 1964.
  18. Weinschenk R. Zum Selbstverständnis der Sozialpädagogik und ihrem Aufgabenbereich. Ein­führung in die Theorie und Praxis der Sozialpäda­gogik/ Sozialarbeit // Jugendwohl. 1975. Hefte 2–6. Freiburg i Br.
  19. Werner W. Sozialpädagogik – Fortschritt oder Fehlenentwicklung? // Vierteljahresschrift für wissen­schaftliche Pädagogik. 1984. № 60.
  20. Wilhelm T. Zum Begriff „Sozialpädagogik“ // Erziehungswissenschaft und Erziehungswirk­lichkeit. Hrsg. von H. Röhrs. Frankfurt a. M., 1967.

Информация об авторах

Бауэр Елена Анатольевна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института Российской академии образования, Москва, Россия, e-mail: rsmirr@mail.ru

Кабардов Мухамед Коншобиевич, доктор психологических наук, заведующий лабораторией дифференциальной психологии и психофизиологии, Заместитель директора, Психологический институт Российской академии образования, Зам. руководителя, член бюро секции «Дифференциальная психофизиология и нейропедагогика» Федерации психологов образования России. Член Большого Жюри (2014-2018) Национального психологического конкурса «Золотая Психея»., Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5787-3556, e-mail: kabardov@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2939
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 28

Скачиваний

Всего: 1446
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 6