Психологическая наука и образование
2011. Том 16. № 4. С. 118–123
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Социально-педагогические концепции в системе психолого-педагогических служб современной Германии
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: социально-педагогические концепции, педагогическая и психологическая профессия, социальная работа, воспитание, социализация, интеграция
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Бауэр Е.А., Кабардов М.К. Социально-педагогические концепции в системе психолого-педагогических служб современной Германии // Психологическая наука и образование. 2011. Том 16. № 4. С. 118–123.
Полный текст
1. Социальная педагогика как учение о воспитании общественного поведения
Взгляд на социальную педагогику как на социальный аспект воспитания нашел отражение в трудах многих немецких педагогов. Например, Карл Магер (Karl Mager) рассматривал ее как педагогическую дисциплину, которая наряду с общей педагогикой и дидактикой должна исследовать основы воспитания и воспитательных мер [Kronen, 1980]. Этот взгляд оказал влияние на дальнейшее развитие социальнопедагогических концепций. Так, Пауль Наторп (Paul Natorp) считал, что социальная педагогика является теорией, тема которой - условия формирования социальной жизни [Natorp Paul. Individualität].
После Второй мировой войны Фридрих Шлипер (Friedrich Schlieper) в ответ на взгляды Карла Магера и Вилльманна (Willmann) предлагает понимание социальной педагогики как науки о человеке, которая занимается «изменяющимися взаимоотношениями между человеком и его социальным окружением» [Schlieper, 1964].
В настоящее время социально-педагогические концепции, рассматривающие социальную педагогику как «учение о воспитании социального поведения» (или как «учение о воспитании нравственного социального поведения»), не находят в современной Германии практически никаких сторонников, поскольку уже давно укрепилась точка зрения на направленность всеобщего воспитания на социальные задачи и проблемы [Huth, 1965]. В настоящее время активно обсуждаются результаты исследований в области социальных и гуманитарных наук, связанных с проблемой развития социально-воспитательного фактора. Задачи социальной педагогики, как их видели Магер, Наторп, Вилльман, Шлипер и другие, стали неотъемлемой частью педагогики вообще [Werner, 1984]. Собственно социальные вопросы воспитания должны исследоваться исходя из этой точки зрения, в рамках науки о воспитании, а не как отдельная специальная дисциплина.
2 . Социальная педагогика как средство помощи детям и подросткам
Социально-педагогическая концепция, основанная Адольфом Дистервегом (Adolph Diesterweg), уходит корнями в середину XIX века. По мнению этого мыслителя, социальная педагогика является отнюдь не педагогической дисциплиной, а направлением, призванным дать педагогический ответ на насущные социальные вопросы. К ней также относятся наряду с педагогической материальная и медицинская помощь, при главенствующей роли педагогической. Лишь с помощью данного комплекса мер можно победить царящую в обществе нужду и бедность. Большие надежды Дистервег возлагал на народное воспитание и народное просвещение [Baumann, 1967].
Херман Ноль (Herman Nohl) перенял данное понимание социальной педагогики в начале ХХ века и несколько расширил его. Исследуя с помощью историко-герменевтического анализа состояние общества после Первой мировой войны, он пришел к следующему выводу: в результате потери традиционных ценностных ориентиров возникло общество, которое способствует не социальному развитию и интеграции юношества, а, наоборот, его маргинализации и беспризорности. В качестве педагогической помощи, способной помочь находящемуся под угрозой молодому поколению, он предлагает различные общественные течения: рабочее, женское, социально-политическое и юношеское [Nohl, 1927].
После Второй мировой войны возник новый взгляд на эту социально-педагогическую концепцию. По мнению Клауса Молленхауэра (Klaus Mollenhauer), многочисленные требования индустриального общества к воспитанию и психосоциальному развитию отдельного человека и группы в целом означали необходимость особенного педагогического воздействия, чтобы дополнительно поддержать работу по воспитанию и социализации молодого поколения, которую вели семья и школа. И такая поддержка возможна только в рамках государственных или церковных педагогических учреждений. Молленхауэр использует вместо понятия «социальная педагогика» понятие «помощь детям и подросткам» [Mollenhauer, 1959].
Следует добавить, что и другие авторы, такие как Вайншенк (Weinschenk) [Weinschenk, 1975] и Вильхельм (Wilhelm) [Wilhelm, 1967], поддержали и развили данную точку зрения.
В настоящее время Гизеке (Giesecke) [Giesecke, 1981] рассматривает помощь детям и подросткам как один из важнейших видов государственной помощи - материальной или личностной, - направленной на достойное развитие подрастающего поколения. В качестве адресатов данного вида помощи он выделяет детей и подростков с отклоняющимся и девиантным поведением, с акцентуацией темперамента и характера, с делинквентным и противоправным поведением. Сюда он также отно
сит и детей-инвалидов. На эти группы детей и подростков и направлены усилия и цели социальной педагогики, которая является, собственно, автономной областью внутри самой педагогики.
3. Социальная педагогика как конструктивная критика общества:
наступательная или политическая педагогика
Социально-педагогическая концепция, в которой социальная педагогика рассматривается как конструктивная критика общества, появилась в конце XIX - начале XX века в работах, посвященных социальной и общественной критике общества [Hering, 2007]. В то время социальная педагогика рассматривалась как основное средство для устранения возникших социальных проблем. Этот «оборонительный» подход критиковал Молленхауэр [Mollenhauer, 1959]. Но лишь много лет спустя Херман Гизеке объявил о своей наступательной педагогике, призванной не только устранять, но, что самое главное, предупреждать социальные проблемы [Giesecke, 1981].
Социальная педагогика, рассматриваемая в таком аспекте, ставит перед собой задачу изменить общественные условия, чтобы дать свободу беспрепятственному воспитанию и социализации человека. Однако изменение политических и материальных условий не могут оставаться ее единственной задачей. Очень важным является воздействие на сознание членов данного общества. Такая ее задача прекрасно вписывается в задачи общей педагогики, которая тоже подчеркивает необходимость критичного взгляда на происходящие в обществе процессы [Bokelmann, 1970]. Цель общей педагогики и педагогической психологии заключается в том, чтобы через улучшение условий воспитания усовершенствовать само общество. Политическая социальная педагогика переносит это положение особенно на трудные условия воспитания и социализации детей и подростков
4. Терапевтически ориентированная социальная педагогика
Выше уже отмечалось, что социальные проблемы относятся к общему кругу задач педагогики. В этом смысле общая педагогика перегружена различными группами населения, с которыми ей приходится работать [Pädagogik. Grund-lagen und, 2003]. В связи с этим необходимы особые знания, дидактические и методические прикладные теории для проведения специальных исследований и разработки методов социальнопедагогической работы. Для такого рода исследований и связанных с ними методов воспитания необходимо особое направление в педагогике, которое часто называют терапевтической социальной педагогикой (в контексте теории и практики педагогической помощи при патологических процессах воспитания и социализации) [Pfaffenberger, 1969]. Такое понимание перекликается частично с идеей о защите беспризорных детей Ноля и Боймера (Baumer), а также с идеей опеки в рамках помощи детям и подросткам (Молленхауэр, Гернерт, Гизеке).
Терапевтическую социальную педагогику при патологических процессах воспитания и социализации можно охарактеризовать следующим образом. Предмет исследования - отклоняющееся поведение детей, подростков и взрослых, которое общественными контролирующими механизмами и инстанциями признается асоциальным [Rössner, 1977]. Она ставит перед собой цель объяснить причины и взаимосвязь отклоняющегося поведения различных групп населения и исправить это поведение путем поэтапного применения воспитательных мер для новой и повторной социализации и интеграции в общество [Röhrs, 1968]. Если причины патологии находятся не в самом индивидууме, то терапевтическая социальная педагогика ставит перед собой задачу скорректировать отклонение через педагогическое влияние общественных групп, организаций и других социальных и физико-биологических составных частей экологического жизненного пространства человека
5. Социальная педагогика, направленная на жизненное пространство
Ханс Тирш (Hans Thiersch) попытался после Молленхаэра дальше развить основные положения теории и практики социальной педагогики, понимаемой как помощь детям и подросткам. В то время как для Моллен- хауэра большое значение имело определение причин возникновения и функций социальной педагогики, для Тирша приоритетной областью явилась дальнейшая разработка специфического предмета социальной педагогики, а именно жизненной ориентации человека. Он выделил следующие уровни в рамках своей теории социальной педагогики [Thiersch, 1992].
• Жизненное пространство адресата;
• общественные функции;
• социально-педагогические учреждения;
• социально-педагогическая деятельность;
• научная концепция социальной педагогики: наука о воспитании.
Исходя из данной теории социальной педагогики, Тирш развивает свою «направленную на жизненное пространство социальную педагогику». В связи с развитием в обществе плюрализма и индивидуализма отношений усложняется жизнь каждого человека, что вызывает необходимость оказания помощи для интеграции человека в столь быстро меняющейся социальной среде [Thiersch, 1992].
Современная социальная педагогика широко применяет данную социально-педагогическую теорию. Направленная на жизненное пространство социальная педагогика использует, по мнению Тирша, свои специфические правовые и предоставляемые государством возможности, чтобы создать условия каждому человеку, помочь себе самому для улучшения собственной жизненной ситуации [Thiersch, 1992].
Сама концепция Тирша и ее реализация в практике повлияли на теоретические разработки в области социальной педагогики в Германии. Наиболее последовательно развил основные положения Тирша его ученик Лотар Бениш (Lothar Bohnisch) [Böhnisch, 1992]. По его мнению, к основополагающим понятиям социальной педагогики относятся «преодоление жизненных трудностей» и «социальная интеграция». В его собственном понимании эти понятия не всегда охватывают весь круг задач социальной педагогики и педагогики в целом. Речь идет, например, о тех группах населения, которые в силу разных причин не в состоянии понять необходимость действенных мер для улучшения их жизненной ситуации (как, например, лица, употребляющие наркотики). Однако в целом данная концепция социальной педагогики находит большую поддержку в современной Германии.
Заключение
Все вышеизложенное позволяет выделить основные положения современных социально-педагогических концепций социальной педагогики и показать ее роль в системе психолого-педагогических служб современной Германии.
1. В настоящее время социально-педагогические концепции носят лишь прикладной характер в рамках педагогической и психологической профессии.
2. Социальная педагогика как один из важнейших подходов в воспитании исследует условия формирования и развития социальной жизни (Наторп) и готовит человека к жизни в обществе и для общества.
3. Социальная педагогика как теория и практика воспитания детей и подростков является частью осуществляемой государством или церковью программы воспитания и образования детей и подростков с целью их дальнейшей социальной интеграции. Данный аспект является особенно значимым для решения проблемы интеграции мигрантов.
4. Социальная педагогика представляет собой систему помощи при патологических проявлениях поведения и социализации и направлена на смягчение и коррекцию этих проявлений у различных групп населения.
5. Социальная педагогика, во-первых, как конструктивная критика общества занимается вскрытием и исследованием социальнопсихологических и социально-экономических и других аспектов воспитания и образования молодого поколения. Во-вторых, она пытается соединить две тенденции в развитии современного общества:
а) с помощью политических мер улучшить неблагоприятные социальные условия;
б) помочь обществу стать более терпимым, толерантным и человечным.
6. Социальная педагогика - направленная на жизненное пространство социальная работа - ставит перед собой следующие цели: профилактика и предотвращение психологопедагогических и социальных проблем, помощь в интеграции и социализации.
Несмотря на все многообразие и содержательное различие представленных выше социально-педагогических концепций, они в целом отражают всю совокупность направлений социально-педагогической и социально-психологической помощи в организации социальной системы Германии. Длительная история развития социальной педагогики этой западноевропейской страны и накопленный опыт в данной области сможет подсказать важные идеи и для развития психолого-педагогических и социальных служб России.
Литература
- Baumann H-W. Social-Pädagogik // Neue Sammlung. Göttinger Blätter für Kultur und Erziehung. 1967.
- Böhnisch L. Sozialpädagogik des Kindes- und Jugendalters: Eine Einführung. 1992.
- Bokelmann H. Pädagogik: Erziehung, Erziehungswissenschaft // Handbuch pädagogischer Grundbegriffe. Band 11. Hrsg. von J. Speck / G. Weble. 1970.
- Giesecke H. Einleitung // Offensive Sozialpädagogik, hrsg. von H. Giesecke. 1981.
- Hering S., Müncheimer R. Geschichte der Sozialen Arbeit, hrsg. Thomas Rauschenbach. 2007.
- Huth A. Leitfaden der Sozialpädagogik in der Volksschule. Auf der Grundlage der Sozialpsychologie. Freiburg, 1965.
- Kronen H. Sozialpädagogik. Geschichte und Bedeutung des Begriffs. Frankfurt a. M., 1980.
- Mollenhauer K. Die Ursprünge der Sozialpädagogik in der industriellen Gesellschaft. Eine Untersuchung zur Struktur sozialpädagogischen Denkens und Handelns // Göttinger Studien zur Pädagogik. Neue Folge. Heft 8. Hrsg. von E. Weniger. Weinheim/Berlin, 1959.
- Natorp Paul. Individualität und Gemeinschaft. Eine philosophisch-pädagogische Untersuchung // Philosophie und Pädagogik. Untersuchungen auf ihrem Grenzgebiet. Marburg,1909.
- Nohl H. Die geistigen Energien der Jugendwohlfahrtsarbeit // Ders.: Jugendwohlfahrt: Sozialpädagogische Vorträge. Leipzig, 1927.
- Pädagogik. Grund-lagen und sozialpädagogische Arbeitsfelder. Hrsg. Badry, Buchka, Knapp. München, 2003.
- Pfaffenberger H. Einleitung zur deutschsprachigen Ausgabe // Das Theorie- und Methodenproblem in der sozialen und sozialpädagogischen Arbeit. Grundbegriffe und Methoden der Sozialarbeit. Hrsg. von W.A. Friedländer/H. Pfaffenberger. Neuwied/ Berlin, 1969. № XIII-XXXVI.
- Röhrs H. Die Sozialpädagogik in Theorie und Praxis. Die Sozialpädagogik und ihre Theorie. Hrsg. von H. Röhrs, Frankfurt a. M., 1968. № XI-XVIII.
- Rössner L. Erziehungs- und Sozialarbeitswissenschaft: Eine Einführung der Problemskizze, München/Basel, 1977.
- Thiersch H. Lebensweltorientierte Soziale Arbeit: Aufgaben der Praxis im sozialen Wandel. Weinheim/ München, 1992.
- Schilling J. Soziale Arbeit: Entwicklungslinien der Sozialpädagogik/Sozialarbeit, Neuwied/Berlin, 1997.
- Schlieper F. Sozialerziehung – Sozialpädagogik. Sinn der Sozialerziehung und Aufgaben der Sozialpädagogik. Heidelberg, 1964.
- Weinschenk R. Zum Selbstverständnis der Sozialpädagogik und ihrem Aufgabenbereich. Einführung in die Theorie und Praxis der Sozialpädagogik/ Sozialarbeit // Jugendwohl. 1975. Hefte 2–6. Freiburg i Br.
- Werner W. Sozialpädagogik – Fortschritt oder Fehlenentwicklung? // Vierteljahresschrift für wissenschaftliche Pädagogik. 1984. № 60.
- Wilhelm T. Zum Begriff „Sozialpädagogik“ // Erziehungswissenschaft und Erziehungswirklichkeit. Hrsg. von H. Röhrs. Frankfurt a. M., 1967.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2939
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 28
Скачиваний
Всего: 1446
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 6