Разработка подхода к экспериментальному исследованию субъективного восприятия детьми себя и окружающего мира

626

Аннотация

Представлено описание различных аспектов организации исследования особенностей восприятия себя и мира современным ребенком.Авторы подчеркивают, что актуальность выделенной ими проблемы обусловлена тем, что понимание происходящих сегодня стремительных изменений контекста жизни ребенка невозможно на основе результатов, полученных в прошлом веке, и определяется потребностью общества, специалистов в преодолении существующего дефицита исследований феноменологии современного детства.В работе поднимаются методические вопросы, связанные с пониманием внутреннего мира ребенка, его ценностных представлений, спецификой анализа полученных результатов и их интерпретации.Сделан вывод о необходимости консолидации всех заинтересованных членов научно-профессионального сообщества для обсуждения, организации и проведения сравнительных, междисциплинарных исследований современного детства, социокультурного пространства развития и воспитания современного ребенка.Описаны особенности организации межвузовского исследования магистрантов «Современное детство.Штрихи к автопортрету», цель которого — получение актуальных данных об особенностях самоидентификации, ценностных ориентаций, представлений о себе и мире современного ребенка в возрасте от 5 до 15 лет.Представлены первые итоги начатой исследовательской работы, демонстрирующие ее перспективность и значимость, проблемные точки, являющиеся источником ошибок.

Общая информация

Ключевые слова: самооценка ребенка, методика исследования, субъективное восприятие, дети, организация лонгитюдного исследования

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230501

Благодарности. Авторы благодарят за участие в исследовании преподавателей и студентов вузов-участников и выражают уверенность в продолжении исследования.

Для цитаты: Гогоберидзе А.Г., Николаева Е.И., Савинова Л.Ю. Разработка подхода к экспериментальному исследованию субъективного восприятия детьми себя и окружающего мира // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 5. С. 5–12. DOI: 10.17759/pse.2018230501

Литература

  1. Воронова М.Н., Корнеев А.А., Ахутина Т.В. Лонгитюдное исследование развития высших психических функций у младших школьников.Вестн.Моск.ун-та.Сер.14.Психология.2013.№ 4.С.47—63.
  2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций / Л.С.Выготский.М.: Издательство Юрайт, 2018.359 с.
  3. Корнилов С.А.Лонгитюдные исследования: теория и методы // Экспериментальная психология.2011.Т.4.№ 4.С.101—116.
  4. Лурия А.Р.Язык и сознание.М.: Книга по требованию, 2012.480 c.
  5. Лях Ю.А.Разработка и реализация модели лонгитюдного исследования качества дошкольного образования.// Ярославский педагогический вестник.2017.№ 1.С.12—20.
  6. Паскаль К., Бертрам Т.Прислушиваясь к маленьким гражданам: борьба за внедрение парадигмы участия в исследования раннего детства // Современное дошкольное образование.Теория и практика.2015.№ 1.С.68—79.
  7. Поливанова К.Н.Детство сегодня — в науке и в жизни // Альманах Института коррекционной педагогики РАО.2017.№ 28.С.138—152.
  8. Проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России Часть 1.Монография.СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2010.497 с.
  9. Ситников В.Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых.Санкт-Петербург: Химиздат, 2001.288 с.
  10. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования.2011.№ 1.С.45.
  11. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях.ECERS-R: переработанное издание / Тельма Хармс, Ричард М.Клиффорд, Дебби Крайер.М.: Изд-во «Национальное образование», 2016.136 с.
  12. Streeter A.J., Lin N.X., Crathorne L., Haasova M., Hyde C., Melzer D., Henley W.E.Adjusting for unmeasured confounding in nonrandomized longitudinal studies: a methodological review.Journal of Clinical Epidemiology.2017.V.87.P.23—34.10.1016/j.jclinepi.2017.04.022

Информация об авторах

Гогоберидзе Александра Гививна, доктор педагогических наук, профессор, директор Института детства, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: agg1868@gmail.com

Николаева Елена Ивановна, доктор биологических наук, профессор Института детства, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Заместитель редактора журнала «Психология образования в поликультурном пространстве» (изд_во ЕГУ), Москва, Россия, e-mail: klemtina@yandex.ru

Савинова Людмила Юрьевна, доцент кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка, Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: ludmila.savinova@bk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1633
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 626
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2