Диагностическая компетентность учителя как условие преодоления учебной неуспешности обучающихся

954

Аннотация

В статье приводятся данные исследований, посвященных проблеме влияния профессиональных умений и способностей учителей на учебную успешность обучающихся. В частности, рассматривается диагностическая компетентность учителя и её роль в преодолении учебной неуспешности обучающихся. Проанализированы результаты исследований ученых из Германии, США, Норвегии, России и др. Дан обзор подходов к определению понятия «диагностическая компетентность» учителя. Особое внимание уделено диагностике понимания учащимися учебного материала. На примере уроков математики показано, как можно анализировать детские рассуждения, что можно увидеть и понять из представленных учащимися ошибочных решений. Показан способ построения диагностического теста по математике, который может использовать учитель начальных классов для создания собственных тестов. Описан иной взгляд на диагностику, которая проводится с целью изучения и коррекции учебного поведения обучающихся. Представлен кейс как инструмент развития диагностической компетентности учителя. Описанная модель может быть использована в качестве практического руководства для построения диагностических действий учителя в классе. Предложен эффективный способ обучения и подготовки педагогов с помощью мультимедиа. Все рассмотренные исследования имеют большое значение для практики образования, направленной на развитие диагностической компетентности педагогов как одного из факторов преодоления учебной неуспешности обучающихся

Общая информация

Ключевые слова: диагностическая компетентность, профессиональные умения, учебная неуспешность, младший школьник, обучение математики

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2019080105

Для цитаты: Гуружапов В.А., Санина С.П., Воронкова И.В., Шиленкова Л.Н. Диагностическая компетентность учителя как условие преодоления учебной неуспешности обучающихся [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2019. Том 8. № 1. С. 43–55. DOI: 10.17759/jmfp.2019080105

Литература

  1. Воронкова И.В., Уляшев К.Д. Взаимосвязь предметных и метапредметных результатов в «профиле учебных результатов» первоклассников // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. № 4. С. 44–52. doi:10.17759/psyedu.2018100405
  2. Воронцов А.Б. Формирующее оценивание. Подходы, содержание, эволюция. Краткое пособие по деятельностной педагогике. М.: Некоммерческое партнерство «Авторский клуб», 2015. 68 с.
  3. Гуружапов В.А. К проблеме оценки метапредметной компетентности испытуемых [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. № 1. 11 с. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n1/50747.shtml (дата обращения: 17.02.2019).
  4. Гуружапов В.А. О повышении практической направленности теоретической подготовки учителей начальных классов в программах бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 2. С. 40–53. doi:10.17759/pse.2017220204
  5. Гуружапов В.А., Марголис А.А. Проектирование модели практико-ориентированной подготовки педагогических кадров по программам бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и начального общего образования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2014. Том 19. № 3. С. 143–159. URL: https://psyjournals.ru/files/71596/pno_3_2014_gurujapov.pdf (дата обращения: 17.02.2019).
  6. Гуружапов В.А., Шиленкова Л.Н. Умение анализировать условие задачи как метапредметный результат обучения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 5. 8 с. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n5/Gurugapov_Schilenkova.shtml (дата обращения: 17.02.2019).
  7. Землянская Е.Н. Новые формы оценивания образовательных результатов студентов // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том 7. № 4. С. 103–114. doi:10.17759/psyedu.2015070410
  8. Землянская Е.Н. Формирующее оценивание (оценка для обучения) образовательных достижений обучающихся // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 3. С. 50–58. doi:10.17759/jmfp.2016050305
  9. Коэн Д.К. Ловушки преподавания / пер. с англ. И. Муриан, О. Левченко; под науч. ред. М. Добряковой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. 288 с.
  10. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2014. № 2. C. 1–18. URL: http://psyedu. ru/journal/2014/2/Margolis.phtml (дата обращения: 17.02.2019).
  11. Масленникова Л.Н. Опыт проектирования методик диагностики метапредметных компетенций младших школьников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2011. № 5. с. 14–20. URL: https://psyjournals.ru/files/48693/psyedu_2011_n5_Maslennikova.pdf (дата обращения: 17.02.2019).
  12. Полуянов Ю.А. Взаимодействие учителя и учеников в ситуациях спонтанного проявления учебной самостоятельности младших школьников на занятиях изобразительным искусством в системе развивающего обучения // Культурно-историческая психология. 2018. Том 14. № 3. С. 101–113. doi:10.17759/chp.2018140311
  13. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного обще­го, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] : Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”». URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (дата обращения: 15.09.2018).
  14. Рубцов В.В., Марголис А.А., Гуружапов В.А. О деятельностном содержании психолого-педагогической подготовки современного учителя для новой школы [Электронный ресурс] // Культурно-историческая психология. 2010. № 4. С. 62–68. URL: https://psyjournals.ru/files/32897/kip_2010_4_Rubtsov.pdf (дата обращения: 15.09.2018).
  15. Рубцов В.В., Слободчиков В.И. Проблемы и перспективы развития начального образования [Электронный ресурс] // Вопросы психологии. 1988. № 4. С. 179-181. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1988/884/884179.htm (дата обращения: 15.09.2018).
  16. Санина С.П. Развитие компетенций учителя начальных классов в процессе решения профессиональных задач // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 4. С. 41–49. doi:10.17759/psyedu.2016080405
  17. Санина С.П. Роль модульного обучения в развитии профессиональных компетенций студентов прикладного бакалавриата // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. № 3. С. 56–69. doi:10.17759/psyedu.2018100306
  18. Санина С.П. Роль проблемно задачной технологии в развитии компетенций обучающихся (на примере учебного предмета географии) // Современное образование. 2017. № 3. С. 28–35. doi:10.25136/2409-8736.2017.3.23658
  19. Соколов В.Л. Опыт диагностики анализа и рефлексии как универсальных учебных действий [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2012. № 3. С. 29–33. URL: https://psyjournals.ru/psyedu/2012/n3/54376.shtml (дата обращения: 15.09.2018).
  20. Соколов В.Л. Опыт использования симулятора уроков математики 1 класса в обучении бакалавров психолого-педагогического направления // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. № 1. С. 127–135. doi:10.17759/psyedu.2018100112
  21. Соколов В.Л., Фомин А.А. Опыт диагностики метапредметных компетенций учащихся основной школы (на математическом материале) // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 4. С. 174–184. doi:10.17759/psyedu.2016080417
  22. Укропова А.В. Влияние развивающих образовательных ситуаций в предметной области «Окружающий мир» на формирование метапредметных компетенций обучающихся вторых классов // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 1. С. 15–22. doi:10.17759/psyedu.2017090102
  23. Федеральный государственный образовательный стандарт общего (начального) образования. М.: Просвещение, 2011. 32 с.
  24. Цукерман Г.А. Урок как инструмент психолого-педагогической диагностики // Начальная школа плюс до и после. 2005. № 2. С. 12–21.
  25. Шиленкова Л.Н. Рефлексия множественности возможных решений поставленной задачи как показатель метапредметного результата обучения младших школьников // Психолого-педагогические исследования. 2014. Том 6. № 2. С. 150–162. doi:10.17759/psyedu.2014060213
  26. Abs H.J. Überlegungen zur Modellierung diagnostischer Kompetenz bei Lehrerinnen und Lehrern [Электронный ресурс] // Forschung zur Lehrerbildung / M. Lüder. Münster: Waxmann. 2007. P. 63–84. URL: https://books.google.ru/books?id=Rk2KAwAAQBAJ&lpg=PA1&hl=ru&pg=PA63#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 15.09.2018).
  27. Artelt C., Gräsel C. Diagnostische Kompetenz von Lehrkräften // Zeitschrift für Pädagogische Psychologie. 2009. Vol. 23. № 34. P. 157–160. doi:10.1024/1010-0652.23.34.157
  28. Diagnostic Competence of Mathematics Teachers: Unpacking a Complex Construct / T. Leuders [et al.]. // Diagnostic Competence of Mathematics Teachers. Cham: Springer International Publishing, 2018. P. 3–31. doi:10.1007/978-3-319-66327-2_1
  29. Diagnostic competence of primary school mathematics teachers during classroom situations / J. Hoth [et al.] // ZDM Mathematics Education. 2016. Vol. 48. № 1–2. P. 41–53. doi:10.1007/s11858-016-0759-y
  30. Diagnostic competence of teachers: A process model that accounts for diagnosis learning behaviour tested by means of a case scenario / J. Klug [et al.] // Teaching and Teacher Education: An International Journal of Research and Studies. 2013. Vol. 30. P. 38–46. doi:10.1016/j.tate.2012.10.004
  31. Edelenbos P., Kubanek-German A. Teacher assessment: the concept of ‘diagnostic competence’ // Language Testing. 2004. Vol. 21. № 3. P. 259–283. doi:10.1191/0265532204lt284oa
  32. Fong H.K. Diagnosis and remediation in mathematics [Электронный ресурс] // Teaching and Learning. 1982. Vol. 2. № 2. P. 19–22. URL: https://repository.nie.edu.sg/bitstream/10497/2822/1/TL-2-2-19.pdf (дата обращения: 15.09.2018).
  33. Gaudin C., Chalies S. Video viewing in teacher education and professional development: A literature review // Educational Research Review. 2015. Vol. 16. P. 41–67. doi:10.1016/j.edurev.2015.06.001
  34. Ginsburg H.P., Cami A.E., Preston M.D. Beginnings: Inquiry Practices: How Can They Be Taught Well? [Электронный ресурс] // Handbook of Reflection and Reflective Inquiry. New York: Springer, 2010. P. 453-472. URL: https://link.springer.com/content/pdf/10.1007%2F978-0-387-85744-2.pdf (дата обращения: 15.09.2018).
  35. Heitzmann N. Worked examples with errors: when self-explanation prompts hinder learning of teachers diagnostic competences on problem-based learning [Электронный ресурс] // Instructional Science. 2018. Vol. 46. № 2. P. 245–271. URL: https://link.springer.com/content/pdf/10.1007%2Fs11251-017-9432-2.pdf (дата обращения: 15.09.2018).
  36. Klug J., Bruder S., Schmitz B. Which variables predict teachers diagnostic competence when diagnosing students’ learning behavior at different stages of a teacher’s career? // Teachers and Teaching. 2016. Vol. 22. № 4. P. 461-484. doi:10.1080/13540602.2015.1082729
  37. Kukla-Acevedo S. Do teacher characteristics matter? New results on the effects of teacher preparation on student achievement // Economics of Education Review. 2009. Vol. 28. № 1. P. 49–57. doi:10.1016/j.econedurev.2007.10.007
  38. Ohle А., McElvany N. Teachers’ diagnostic competences and their practical relevance [Электронный ресурс] // Journal for Educational Research Online. 2015. Vol. 7. № 2. P. 5–10. URL: http://j-e-r-o.com/index.php/jero/article/viewFile/562/247 (дата обращения: 15.09.2018).
  39. Ostermann A., Leuders T., Nückles M. Improving the judgment of task difficulties: prospective teachers’ diagnostic competence in the area of functions and graphs // Journal of Mathematics Teacher Education. 2018. Vol. 21. № 6. P. 579–605. doi:10.1007/s10857-017-9369-z
  40. Südkamp A., Praetoriusb A-K., Spinathc B. Teachers’ judgment accuracy concerning consistent and inconsistent student profiles // Teaching and Teacher Education. 2017. Vol. 76. P. 204–213. doi:10.1016/j.tate.2017.09.016

Информация об авторах

Гуружапов Виктор Александрович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогической психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия

Санина Светлана Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4033-3913, e-mail: saninasp@mgppu.ru

Воронкова Инна Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2867-2354, e-mail: ivvoronkova@gmail.com

Шиленкова Людмила Николаевна, методист, Центр смешанного обучения, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8475-4322, e-mail: l.shilenkova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1621
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 954
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2