Исследование субъективного благополучия детей в Российской Федерации обсудили на дискуссионной площадке «Наука в публикациях»

89

26 апреля 2024 года на дискуссионной площадке «Наука в публикациях: От идеи до практики» состоялся вебинар на тему: «Субъективное благополучие детей в Российской Федерации». Обсуждали вопросы интегральной оценки субъективного детского благополучия, улучшения условий жизни детей и обеспечения им наилучших возможностей для развития.

Семья Галина Владимировна, доктор психологических наук, профессор кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования», МГППУ, рассказала про исследование субъективного благополучия детей в рамках государственной программы «Десятилетие детства». В плане программы проведение исследований оценки качества жизни детей и подростков через оценку благополучия. А также оценка самими подростками своего благополучия (субъективное благополучие) как механизм участия детей и подростков в принятии решений, затрагивающих их интересы. Разработан Индекс детского благополучия, включающий субъективный индекс. В 2023 году проведена экспертиза данного инструментария федеральными органами исполнительной власти. В докладе Галина Владимировна дала определение детского благополучия и подробно рассказано про индекс детского благополучия: какие параметры оценивались. По результатам исследования составлен рейтинг по регионам Российской Федерации за 2021—2023 годы. Первое место по уровню удовлетворенности жизнью детей и подростков занял Ямало-Ненецкий автономный округ.  Были опрошены дети разных учебных учреждений и категорий (нормотипичные, ОВЗ, мигранты, сироты и т.д.). Галина Владимировна отметила, что, если смотреть на динамику за представленные годы, то уровень удовлетворенности жизнью повысился. Интересно также, что уровень удовлетворенности растет вместе с возрастом. 

Ссылка на презентацию спикера Г.В. Семьи

Вопросами благополучия психологи занялись не так давно. Вплоть до второй мировой войны в центре внимания были патологии, травмы. О психологии счастья заговорили в конце 20 века. Появляется новое понятие «субъективное благополучие». О том как и для чего измерять уровень субъективного благополучия рассказала Ослон Вероника Нисоновна, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры «Возрастной психологии им. профессора Л.Ф. Обуховой», МГППУ. Субъективное благополучие у детей — это их понимание своих потребностей и представление, каким образом взрослые могут помочь им быть счастливее, а также понимание роли сверстников и окружения. В докладе был представлен конструкт субъективного благополучия и опросник субъективного благополучия для детей и подростков, разработанный спикерами вебинара. Вероника Нисоновна подробнее рассказала о результатах опроса детей-сирот. Про исследование различных групп детей из различных общеобразовательных организаций также было рассказано в выступлении спикера.

Ссылка на презентацию спикера В.Н. Ослон

Как понять, достаточно ли развита инфраструктура в регионах Российской Федерации для того, чтобы обеспечить благополучие современных детей и подростков? Статистические данные исследования субъективного благополучия могут показать проблемные места. Меркуль Ирина Анатольевна, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры, МГППУ, рассказала про многолетнюю научно-исследовательскую работу по изучению благополучия детей, проживающих в различных областях РФ. И привела подробную статистику индекса детского благополучия за 2022 год, который состоит из 4х объективных доменов (на основе статистических данных по развитию региона) и домена субъективного благополучия (на основе опроса детей и подростков). 

Ссылка на презентацию спикера И.А. Меркуль

Ваврик Светлана Владимировна, начальник управления опеки и попечительства г. Артем, Приморский край, рассказала о возможностях практического применения результатов исследования детского субъективного благополучия на уровне региона, муниципалитета, образовательного учреждения, родительского и детского сообщества.

Ссылка на презентацию спикера С.В. Ваврик

Видеозапись вебинара 

Публикации спикеров по теме мероприятия:

  1. Визуализация оценки субъективного благополучия подростков [Электронный ресурс] / Н.Г. Зайцева, Г.О. Зайцев, В.Н. Ослон, Г.В. Семья // Социальные науки и детство. 2023. Том 4. № 3. С. 7–31. DOI:10.17759/ssc.2023040301
  2. Субъективное благополучие молодых людей из числа детей-сирот в условиях перехода в самостоятельную жизнь [Электронный ресурс] / В.Н. Ослон, М.А. Одинцова, Г.В. Семья, Г.О. Зайцев, У.В. Колесникова // Психология и право. 2023. Том 13. № 4. С. 272–293. DOI:10.17759/psylaw.2023130419
  3. Психологические ресурсы и личностные дефициты у выпускников организаций для детей-сирот [Электронный ресурс] / В.Н. Ослон, М.А. Одинцова, Г.В. Семья, У.В. Колесникова // Социальные науки и детство. 2022. Том 3. № 2. С. 69–89. DOI:10.17759/ssc.2022030205
  4. Ресурсы устойчивости у выпускников организаций для детей-сирот и замещающих семей с разными профилями эмоционального интеллекта [Электронный ресурс] / В.Н. Ослон, М.А. Одинцова, Г.В. Семья, У.В. Колесникова // Психология и право. 2023. Том 13. № 4. С. 252–271. DOI:10.17759/psylaw.2023130418
  5. Активность образа жизни, субъективное здоровье и субъективное благополучие детей старшего подросткового и юношеского возраста в Российской Федерации / В.Н. Ослон, Л.М. Прокопьева, У.В. Колесникова // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 6. С. 116–129. DOI:10.17759/pse.2022270609
  6. Субъективное благополучие выпускников организаций для детей-сирот в различных условиях проживания / В.Н. Ослон, Г.В. Семья, У.В. Колесникова, О.А. Яровикова // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 6. С. 211–224. DOI:10.17759/pse.2021260617
  7. Структура субъективного благополучия детей-сирот с ОВЗ младшего школьного возраста, воспитывающихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] / В.Н. Ослон, Г.В. Семья, Л.М. Прокопьева, У.В. Колесникова // Психология и право. 2021. Том 11. № 3. С. 205–221. DOI:10.17759/psylaw.2021110315
  8. Операциональная модель и инструментарий для изучения субъективного благополучия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / В.Н. Ослон, Г.В. Семья, Л.М. Прокопьева, У.В. Колесникова // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 6. С. 41–50. DOI:10.17759/pse.2020250604
  9. Семья Г.В. Безопасность и благополучие детей социально уязвимых категорий [Электронный ресурс] // Психология и право. 2023. Том 13. № 4. С. 237–238. DOI:10.17759/psylaw.2023130400
  10. Влияние насилия в киберпространстве на субъективное благополучие подростков [Электронный ресурс] / Г.В. Семья, Г.О. Зайцев, Н.Г. Зайцева, А.Ю. Телицына // Социальные науки и детство. 2023. Том 4. № 3. С. 32–46. DOI:10.17759/ssc.2023040302
  11. Особенности оценки собственной безопасности и благополучия подростками на территориях военных конфликтов [Электронный ресурс] / Г.В. Семья, Г.О. Зайцев, Н.Г. Зайцева, А.Ю. Телицына // Психология и право. 2023. Том 13. № 4. С. 308–328. DOI:10.17759/psylaw.2023130421