Функциональность детей с синдромом Аспергера

1061

Аннотация

В этой статье приводятся результаты сравнительного исследования функциональности старших дошкольников с типичным развитием (N=52) и аутизмом (N=12), младших школьников с синдромом Аспергера (N=13). Полученные данные показали, что функциональность у детей с синдромом Аспергера достоверно ниже (p<0,0001), чем у детей с типичным развитием, но значительно выше (p<0,00001), чем у детей с аутизмом. Обсуждается важность исследования функциональности у детей с расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями развития при помощи опросника Ф-07 как способа интегративной оценки способности выполнения общих задач и требований.

Общая информация

Ключевые слова: синдром Аспергера, аутизм, функциональность, дошкольный возраст, младший школьный возраст

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Казьмин А.М., Дугина О.В., Лобова А.А., Мар А.Д., Прочухаева М.М., Рукина И.Б. Функциональность детей с синдромом Аспергера [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2014. Том 3. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2014_n1/Kazmin_et_al (дата обращения: 20.04.2024)

Полный текст

 

Дети с синдромом Аспергера (СА) [14]; [15]; [19]; [20], описанные впервые Г. Аспергером (H. Asperger) как дети с «аутистической психопатией» [6], идентифицируются по наличию нарушения социального взаимодействия и невербального общения, узости интересов и стереотипному поведению при относительной сохранности языковых и когнитивных функций [9]; [12]; [21]. Для выявления детей с синдромом Аспергера (СА) и другими аутистическими расстройствами предложено множество методик: CARS [14], Q-CHAT [5], CAST [18], ASSQ [13], SRS [8], но наиболее чувствительными и избирательными считаются ADI- R [10] и ADOS [11] при их совместном использовании.

Несмотря на устоявшееся использование диагноза СА, в последние годы нарастала тенденция к отрицанию обоснованности нозологической состоятельности этого расстройства. Это привело к ликвидации диагноза СА в новой версии классификации психических нарушений DSM-V, утвержденной американской ассоциацией психиатров в мае 2013. Споры об идентичности или различиях СА и высокофункционального аутизма велись и раньше [9]; [15]. Теперь, согласно DSM-V, характерные для СА паттерны расстройств будут отнесены к «расстройствам аутистического спектра» (РАС) с легкой степенью нарушения в соответствующих двух областях развития [7]. Согласно предлагаемой новой шкале тяжести аутистического расстройства, дети должны дифференцироваться по интенсивности необходимой поддержки ребенку в функционировании, общении, поведенческой гибкости и регуляции аффектов адекватно ситуации. Такой поворот в диагностике не случаен. Он отражает современные тенденции к связыванию состояния телесных функций ребенка с его возможностями самостоятельного взаимодействия с окружением, что нашло прямое отражение в Международной классификации функционирования (МКФ-ДП - версия для детей и подростков) [17].

Изменение подхода к РАС от поиска различий между отдельными нозологическими формами к поиску общих причин, закономерностей, инструментов оценки тяжести расстройства требует расширения парадигмы исследований, направленных на контроль эффективности моделей и методов комплексной поддержки развития и социализации детей с этими нарушениями.

В данной статье представлено сравнительное исследование функциональности детей с СА, аутизмом и типичным развитием. Понятие функциональности было нами определено ранее как «способность ребенка (человека) адекватно взаимодействовать с внешней средой, решая задачи повседневной жизни, т.е. использовать свой опыт и физические возможности целенаправленно, с учетом контекста» [4]. Измерение функциональности, таким образом, принципиально отличается от измерений когнитивных способностей тем, что в первом случае используется опрос, фиксирующий результаты неструктурированного наблюдения за поведением ребенка в естественных ситуациях, а во втором - констатирующий эксперимент с контролем применяемых стимулов в специально организованной среде. В отличие от адаптации, измеряемой при помощи шкалы Vinland-II [16], оценка функциональности проводится по более обобщенным категориям.

Испытуемые

Нами было организовано проведение обследования 3-х групп детей: старших дошкольников с типичным развитием в возрасте от 72 до 84 месяцев, посещающих детский сад (32 мальчика и 20 девочек), детей в возрасте от 6 до 9 лет с диагнозом «аутизм» (12 мальчиков), получающих психолого-педагогическую помощь в вариативных формах дошкольного образования, детей с СА (без сопутствующей умственной отсталости) в возрасте от 7 до 11 лет (12 мальчиков и 1 девочка) - учеников начальных классов специализированного психолого-медико-социального центра. Данные приведены в таблице 1 и на рисунке 1.

Таблица 1. Состав групп испытуемых

 

Дети

Возраст (в месяцах)

Диагноз

Пол

Количество детей

Среднее

Минимум

Максимум.

Стандартное отклонение

Типичное развитие

м

ж

32

20

78,7

72

84

3,8

Синдром Аспергера

м

12

116,3

76

149

20,4

 

ж

1

 

 

 

 

Аутизм

м

12

82,4

72

113

11,2

 


 


Рис 1. Распределение групп испытуемых по возрасту

Методы

«Функциональность-07» (Ф-07, © А.М. Казьмин, 2013) - опросная методика, состоящая из 34 пунктов, рассчитанная на опрос воспитателей, родителей и педагогов-психологов и апробированная нами ранее [1-3]. В результате оценки вычисляется показатель «функциональность»; внутренняя согласованность пунктов опросника, оптимальная для применения в клинической практике (значение альфы Кронбаха = 0,99).

Опросник заполнялся воспитателями, хорошо знающими детей или педагогами-психологами со слов этих воспитателей или учителей.

«Дина-ОКС» - разработанный нами ранее диагностический набор компьютерных тестов, направленный на выявление когнитивных способностей, состоящий из 8 субтестов: «Переучивание», «Поиск», «Категории», «Последовательности», «Понимание речи», «Отношения», «Правила», «Логическое умножение» [2].

Статистическая обработка данных осуществлялась при помощи программы «Statistica 8.0».

Результаты

Сравнение когнитивных способностей детей с типичным развитием и СА

При сравнении результатов выполнения когнитивных тестов детьми с типичным развитием и СА при помощи методики Mann-Whitney U Test были выявлены значимые различия только по методике «Переучивание» (p<0,001). Дети с СА, справлявшиеся с такими сложными когнитивными тестами как «Последовательности», «Отношения», «Логическое умножение» на уровне детей с типичным развитием, демонстрировали очень низкую способность к переформированию выработанной реакции в парадигме оперантного обучения (реакция, подкрепляемая интересным эффектом).

Сравнение функциональности испытуемых с типичным развитием, СА и аутизмом

Сравнение функциональности детей с типичным развитием, СА и аутизмом проводилось при помощи методики Mann-Whitney U Test. Оказалось, что младшие школьники с СА имели более низкие значения функциональности, чем типично развивающиеся дети старшего дошкольного возраста (p<0,0001) и намного более высокие значения, чем дети с диагнозом «аутизм» (p<0,00001) (Рисунок 2).



 Рис 2. Сопоставление значений функциональности у детей с типичным развитием, синдромом Аспергера и аутизмом

Обсуждение

У детей с СА выявлен дефицит переформирования выработанных методом оперантного обучения комплексов «стимул - реакция» (тест «Переучивание»), что соответствует известной приверженности таких детей к стабильности стимулов окружающей среды и сниженной переносимости ими средовых перемен.

В данном исследовании показано, что у детей с различными вариантами тяжести расстройств аутистического спектра, от типичного аутизма до СА, отмечается ограничение функциональности, т.е. уровень их функциональности значительно ниже, чем у детей с типичным развитием. Полученные данные указывают на наличие системных нарушений функционирования у детей с СА, а не только проблем коммуникации и сужения интересов со склонностью к повторению поведения.

Измеряя функциональность, мы оцениваем адекватность применения ребенком полученного ранее опыта в натуральной среде. При этом значение функциональности имплицитно включает в себя влияние средовых факторов на реализацию возможностей ребенка. Это означает, что при усилении поддерживающих влияний внешней среды и ослаблении барьеров, поддержке формирования позитивных личностных конструктов (персональных факторов) мы можем ожидать повышение функциональности ребенка в пределах возможностей его тела.

Обнаруженное ограничение функциональности у детей с СА и аутизмом не является специфичным для детей с расстройствами аутистического спектра, что было показано нами в предыдущих исследованиях [1]; [3]; [4]. Мы считаем, что оценка данного качества может быть частью общей программы мониторинга состояния детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе продвижения ребенка по образовательному маршруту от вариативных форм дошкольного образования (служб ранней помощи, лекотек и других) через группы детского сада до школы.

 

Литература

  1. Дугина О.В., Kазьмин А.М., Писаренко А.Н., Прочухаева М.М. Функциональность и базовые возможности у дошкольников с синдромом Дауна и с расстройствами аутистического спектра  [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология 2013. №2. URL: https://psyjournals.ru/psyclin (дата обращения: 21.12.2013)
  2. Казьмин А.М., Егоров А.В., Захаренко Н.В., Дунайцева В.А., Казаков А.М. Пилотажное исследование когнитивных способностей у детей при помощи набора компьютерных методик ДИНА-ОКС [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2012. №1. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2012/n1/49973.shtml (дата обращения: 04.03.2014)
  3. Казьмин А.М., Лобова А.А., Федина Е.В. Использование опросника «Ф-07» для измерения функциональности у дошкольников с типичным развитием, синдромом Дауна и аутизмом [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология 2013. №1. URL: https://psyjournals.ru/psyclin (дата обращения: 21.12.2013)
  4.   Казьмин А.М., Лобова А.А., Прочухаева М.М., Рукина И.Б., Федина Е.В. Пилотажное исследование возможности использования опросника Ф-07 для ориентировочной оценки готовности детей 2-3 лет с нарушениями развития к посещению инклюзивного детского сада [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2013. №3. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2013/n3/64021.shtml (дата обращения: 21.12.2013)
  5. Allison C., Baron-Cohen S., Wheelwright S., Charman T., Richler J., et al. (2008) The QCHAT (Quantitative Checklist for Autism in Toddlers): a normally distributed quantitative measure of autistic traits at 18–24 months of age: preliminary report. J Autism Dev Disord 38: 1414–1425
  6. Asperger H. (1944). "Die "Autistischen Psychopathen" im Kindesalter".  Archiv für Psychiatrie und Nervenkrankheiten 117: 132–13
  7. Changes from DSM-IV-TR to DSM-5" (PDF). American Psychiatric Association. May 17, 2013. Retrieved December 12, 2013
  8.  Constantino J.N. (2011) The quantitative nature of autistic social impairment. Pediatr Res 69: 55R–62R
  9.  Klin A. (2006). "Autism and Asperger syndrome: an overview". Rev Bras Psiquiatr 28 (suppl 1): S3–S11
  10. Lord С., Rutter M., Le Couteur A. (1994) Autism diagnostic interview—
  11. revised: a revised version of a diagnostic interview for caregivers of individuals with possible pervasive developmental disorders. J Autism
  12. Dev Disord 24:659–685
  13.  Lord C., Risi S., Lambrecht L., Cook E.H., Leventhal B.L., DiLavore P.C., Pickles A., Rutter M. (2000) The autism diagnostic observation schedule—generic: a standard measure of social and communication deficits associated with the spectrum of autism. J Autism Dev Disord 30:205–223
  14.  McPartland J., Klin A. (2006). "Asperger's syndrome". Adolesc Med Clin 17 (3): 771–88
  15.  Posserud M.B., Lundervold A.J., Gillberg C. (2006) Autistic features in a total population of  7–9-yearold  children assessed by the ASSQ (Autism Spectrum Screening Questionnaire). J Child Psychol Psychiatry 47: 167–175
  16.  Schopler E., Reichler R.J, DeVellis R.F., Daly K. (1980). "Toward objective classification of childhood autism: Childhood Autism Rating Scale (CARS)". J Autism Dev Disord 10 (1): 91–103
  17.  Schopler E., Mesibov G.B., Kunce L.J. (1998).  Asperger syndrome or high-functioning autism?. New York
  18. Vineland Adaptive Behavior Scales, Second Edition (Vineland-II) Author(s): Sara S. Sparrow, Domenic V. Cicchetti & David A. Balla  A measure of adaptive behavior from birth to adulthood
  19.  WHO. International classification of functioning, disability and health-child and youth version (ICF-CY). Geneva
  20. Williams J.G., Allison C., Scott F.J., Bolton P.F., Baron-Cohen S., et al. (2008) The Childhood Autism Spectrum Test (CAST): sex differences
  21. J Autism Dev Disord 38: 1731–1739
  22.  Wing L. (1981) Asperger's syndrome: a clinical account. Psychol Med 11 (1): 115–29
  23.  Wing L. (1991) The relationship between Asperger's syndrome and Kanner's autism. In Frith U. Autism and Asperger syndrome. Cambridge University Press. pp. 93–121
  24.  Woodbury-Smith M.R., Volkmar F.R. (2009) Asperger syndrome. Review.  European Child & Adolescent Psychiatry Vol. 18, No. 1

 

Информация об авторах

Казьмин Александр Михайлович, кандидат медицинских наук, профессор кафедры нейро- и патопсихологии развития, факультет клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1748-2574, e-mail: mgppukprd@gmail.com

Дугина О.В., Государственное бюджетное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №1540, учитель-дефектолог, Москва, Россия, e-mail: olgdug@rambler.ru

Лобова А.А., студентка, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, e-mail: neko03@mail.ru

Мар Александра Дмитриевна, педагог-психолог, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, e-mail: freidanet@gmail.com

Прочухаева М.М., заместитель заведующего, Государственное бюджетное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №288, Москва, Россия, e-mail: masha021066@yandex.ru

Рукина И.Б., педагог-психолог, Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр развития ребенка - Детский сад №1762, Москва, e-mail: rukinai@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2796
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 1061
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1