Клиническая и специальная психология
2015. Том 4. № 2. С. 54–66
ISSN: 2304-0394 (online)
Индивидуально-социальные компетенции, факторы личности и когнитивные способности дошкольников
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: дошкольный возраст, индивидуально-социальные компетенции, личность, когнитивные способности
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Егоров А.В., Казьмин А.М. Индивидуально-социальные компетенции, факторы личности и когнитивные способности дошкольников [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2015. Том 4. № 2. С. 54–66. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2015_n2/Egorov_Kazmin (дата обращения: 17.07.2024)
Полный текст
В рамках создания современных систем дошкольного образования приоритетным направлением является индивидуализация образовательных программ для детей с целью обеспечения оптимальных условий для гармоничного развития личности ребенка. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования утверждается направленность основной программы дошкольного образования на позитивную социализацию и индивидуализацию развития детей [6]. В соответствии с этим стандартом допускается проведение педагогической оценки развития детей и выявления их индивидуально-психологических особенностей. В рамках педагогической диагностики можно оценивать сформированность личностных качеств, компетенций, включая индивидуально- и социальноориентированные. С согласия родителей возможно проведение психологического обследования личности и познавательной сферы.
Представляется очевидным, что формирование индивидуально- и социальноориентированных компетенций ребенка, происходит под воздействием множества факторов: социальной ситуации развития ребенка, индивидуальных особенностей его реагирования (темперамента, факторов личности), познавательных способностей, состояния здоровья и других. Тем не менее конкретный характер этих влияний требует изучения.
В предыдущих исследованиях нами была разработана шкала оценки образовательных компетенций дошкольников, рассчитанная на пользование воспитателями [4]; установлено, что типично развивающиеся дети с высокой выраженностью факторов «открытость новому опыту», «добросовестность» и «экстраверсия» успешнее овладевают индивидуально-ориентированными и социально-ориентированными компетенциями, чем их сверстники с низкой выраженностью этих факторов [2]; показано, что дети с задержкой психического развития и дети с умственной отсталостью имеют меньшую сформированность этих компетенций и низкие оценки факторов «открытость новому опыту», «добросовестность» и «экстраверсия» [1].
В данном исследовании мы преследовали цель выявить связи между индивидуально-социальными компетенциями, факторами личности и когнитивными способностями дошкольников с типичным развитием, прояснить, существуют ли различия в выраженности факторов личности и когнитивных способностях у детей с высоким и низким уровнем сформированности индивидуально-социальных компетенций.
Испытуемые
Выборку составили 54 типично развивающихся ребенка (23 девочки и 31 мальчик, возраст 73,4 ± 6 месяцев), посещающих детский сад.
Методы
1. Шкала оценки образовательных компетенций дошкольников [4]. Для данного исследования использовались субшкалы «Индивидуальноориентированные компетенции» («самопрезентация», «осознание субъектного Я», «осознание себя во времени», «саморегуляция», «ассертивная защита», «культура опрятности», «культура приема пищи», «культура одевания», «физическая безопасность») и «Социально-ориентированные компетенции» («партнерство», «лидерство», «исполнительство», «этичность», «просоциальное и контролирующее поведение», «сюжетно-ролевые игры», «игры с правилами», «общественно-полезный труд»). Каждая оценка оценивается по 6 балльной шкале на основе критериев. Путем суммирования вычислялись индивидуально-ориентированная компетентность, социальноориентированная компетентность, индивидуально-социальная компетентность (сумма значений индивидуально-ориентированной и социально-ориентированной компетентности).
2. M5-PS - пятифакторный опросник личности для дошкольников [7]. M5-PS состоит из 90 вопросов. Вычисляются значения пяти факторов: «нейротизм», «открытость новому опыту», «доброжелательность», «добросовестность», «экстраверсия».
3. Дина-ОКС - разработанный нами ранее диагностический набор компьютерных тестов, направленный на выявление когнитивных способностей, состоящий из 8 субтестов: «Переучивание», «Поиск», «Категории», «Последовательности», «Понимание речи», «Отношения», «Правила», «Логическое умножение» [3]. Автоматически вычисляется эффективность выполнения тестов в процентах. Для дальнейшего анализа производился перевод процентов в баллы: 0-54,9% - 0 баллов, 55-74,9% - 1 балл, 75-94,9% - 2 балла, 95-100% - 3 балла.
4. Методика «Распознавание эмоций» является новым компьютерным тестом вариантом оценки способности испытуемого к распознаванию базовых эмоциональных экспрессий. Состоит тест из четырех этапов, обучающего (рисунок 1а) и трех тестовых (рисунки 1б, 1в, 1г). В рамках обучающего этапа ребенок знакомится со стимульным материалом. Затем он переходит непосредственно к тестовым заданиям. Разница этапов состоит в особенностях предъявляемого стимульного материала: это сюжетные картинки, изолированные персонажи из мультфильмов, выражение глаз людей разного возраста. Стимульный материал предъявляется ребенку в рандомизированном порядке. Ребенок выбирает соответствующее стимульной картинке эталонное изображение эмоции из четырех вариантов: радость, грусть, гнев, страх. Предполагается, что успешность выполнения заданий этого теста зависит от способности ребенка вычленять и использовать информацию, на основе которой возможна верная дифференциация базовых эмоций. Сопровождающая инструкция для ребенка предоставляется программой. Автоматически вычисляется эффективность распознавания эмоций в процентах. Для дальнейшего анализа производился перевод процентов в баллы: 0-54,9% - 0 баллов, 55-74,9% - 1 балл, 75-94,9% - 2 балла, 95-100% - 3 балла.
![](/files/journalarticles/0/6479/custom/image_1.png)
эмоций»
5. Тест «Взаимодействие» (рисунки 2а и 2б) составлен на основе подхода к анализу ситуаций взаимодействия субъектов, опирающегося на теорию процессуального анализа [5]. Ребенку в рандомизированном порядке предъявляются эталонные картинки, демонстрирующие одну из четырех ситуаций взаимодействия, соответствующие сочетаниям следующих позиций: «сотрудничество - сотрудничество», «доминирование - подчинение», «доминирование - доминирование», «независимость - независимость», после чего ребенку будет необходимо из предъявленного набора картинок выбрать соответствующие предъявленной ситуации. Автоматически вычисляется эффективность выполнения тестов в процентах. Для дальнейшего анализа производился перевод процентов в баллы: 0-54,9% - 0 баллов, 55-74,9% - 1 балл, 75-94,9% - 2 балла, 95-100% - 3 балла.
2а 2б
Рис.2. Вид стимульного поля на сенсорном мониторе в тесте «Узнавание эмоций»
Тесты в методиках Дина-ОКС и Дина-СКС предъявлялись детям на сенсорном мониторе ELO 1917L, автоматический анализ результатов осуществлялся в программе, выполненной на базе приложения Microsoft PowerPoint с использованием макрокоманд. В комплект аппаратного комплекса входили также ноутбук и аудиоколонки.
Статистическая обработка данных осуществлялась при помощи программы «Statistica 8.0».
Процедура
Шкала оценки образовательных компетенций дошкольников заполнялась воспитателями. Компьютерное тестирование, предлагаемое детям как игра, проводилось в отдельном помещении.
Результаты
Выявление связей между индивидуально-социальными компетенциями, факторами личности и когнитивными способностями
Для выявления связей между индивидуально-социальными компетенциями, факторами личности и когнитивными способностями был проведен корреляционный анализ Спирмена, результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1. Коэффициенты корреляции между значениями индивидуальноориентированных и социально-ориентированных компетентностей, факторов личности и эффективности выполнения когнитивных тестов
N |
Параметры личности и названия компьютерных тестов |
Индивидуальноориентированная компетентность |
Социальноориентированная компетентность |
1. |
Нейротизм |
0,11 |
0,16 |
2. |
Открытость новому опыту |
0,63*** |
0,56*** |
3. |
Доброжелательность |
0,45** |
0,52*** |
4. |
Добросовестность |
0,51*** |
0,56*** |
5. |
Экстраверсия |
0,58*** |
0,50*** |
6. |
Переучивание |
0,15 |
0,03 |
7. |
Поиск |
0,27* |
0,13 |
8. |
Ряды |
0,35* |
0,38* |
9. |
Понимание речи |
0,13 |
0,01 |
10. |
Отношения |
0,36* |
0,28* |
11. |
Правила |
0,15 |
0,10 |
12. |
Логическое умножение |
0,32* |
0,25 |
13. |
Распознавание эмоций |
0,47** |
0,49** |
14. |
Взаимодействие |
0,58*** |
0,46** |
*- значимая связь при p<0,05; **- значимая связь при p<0,001; значимая связь при p<0,0001 |
Значимые положительные связи выявлены между индивидуальноориентированными и социально-ориентированными компетентностями, с одной стороны, с факторами личности (открытость новому опыту, доброжелательность, добросовестность, экстраверсия) и эффективностью выполнения компьютерных когнитивных тестов («Ряды», «Отношения», «Распознавание эмоций», «Взаимодействие»), с другой стороны.
Выделение групп детей с низким и высоким уровнем сформированности индивидуально-социальных компетенций
При помощи кластерного анализа - метода к-средних - были выделены две группы детей: с низким уровнем сформированности индивидуально-социальных компетенций (кластер 1) и высоким (кластер 2) (таблица 2).
Таблица 2. Описательная статистика кластеров 1 и 2
Кластер 1 содержит 13 случаев |
||
Переменные |
Среднее |
Стандартное отклонение |
Индивидуально-ориентированная компетентность |
32 |
5,5 |
Социально-ориентированная компетентность |
30,2 |
3,9 |
Кластер 2 содержит 41 случай |
||
Индивидуально-ориентированная компетентность |
46,7 |
3,5 |
Социально-ориентированная компетентность |
41,2 |
3,9 |
Сравнение значений факторов личности и эффективности выполнения когнитивных тестов между кластерами 1 и 2
Сравнение значений факторов личности и эффективности выполнения когнитивных тестов между кластерами 1 и 2 проводилось при помощи U-критерия Манна - Уитни. Дети с высокими значениями индивидуально-ориентированных и социально-ориентированных компетенций имели большую выраженность открытости новому опыту (p<0,0001), доброжелательности (p<0,05), добросовестности (p<0,01), экстраверсии (p<0,01), демонстрировали более высокую эффективность выполнения субтестов «ряды 2» (p<0,05), «логическое умножение 1» (p<0,05), тестов «распознавание эмоций» (p<0,05) и «взаимодействие» (p<0,01) (таблица 3, рисунки 3,4).
Таблица 3. Результаты сравнения значений факторов личности и эффективности выполнения когнитивных тестов между кластерами 1 и 2 при помощи U-критерия Манна - Уитни
N |
Название фактора личности |
Уровень значимости |
1. |
Нейротизм |
0,723 |
2. |
Открытость новому опыту |
0,00006 |
3. |
Доброжелательность |
0,013 |
4. |
Добросовестность |
0,003 |
5. |
Экстраверсия |
0,001 |
|
Название теста |
Уровень значимости |
1. |
Переучивание |
0,283 |
2. |
Поиск |
0,057 |
3. |
Категории |
0,598 |
4. |
Ряды 1 |
0,217 |
5. |
Ряды 2 |
0,043 |
6. |
Понимание речи 1 |
0,863 |
7. |
Понимание речи 2 |
0,240 |
8. |
Понимание речи 3 |
0,571 |
9. |
Понимание речи |
0,769 |
10. |
Отношения 1 |
0,071 |
11. |
Отношения 2 |
0,746 |
12. |
Отношения 3 |
0,839 |
13. |
Правила 1 |
0,412 |
14. |
Правила 2 |
0,217 |
15. |
Правила 3 |
0,159 |
16. |
Логическое умножение 1 |
0,016 |
17. |
Логическое умножение 2 |
0,357 |
18. |
Логическое умножение 3 |
0,472 |
19. |
Распознавание эмоций |
0,020 |
20. |
Взаимодействие |
0,007 |
Рис.3. Различия между кластерами 1 и 2 по значениям факторов личности
(открытость новому опыту, добросовестность, доброжелательность, экстраверсия)
![](/files/journalarticles/0/6479/custom/image_4.png)
когнитивных тестов «Ряды» (субтест 2), «Логическое умножение» (субтест 1),
Распознавание эмоций», «Взаимодействие»
Заключение
Мы обнаружили прямую связь между уровнем сформированности индивидуальносоциальных компетенций у дошкольников, выраженностью факторов личности (открытость новому опыту, доброжелательность, добросовестность, экстраверсия) и эффективностью выполнения ряда когнитивных тестов (способность к распознаванию последовательностей, одновременному учету двух признаков, распознаванию эмоциональных экспрессий и ситуаций взаимодействия). Наиболее высокие результаты в формировании компетенций личности обнаруживаются у детей, имеющих более выраженные предрасположенности к ответственному отношению к результатам своей деятельности (добросовестность), к вовлечению в познавательную деятельность (открытость новому опыту) и позитивное социальное взаимодействие (доброжелательность, экстраверсия); проявляющих большую успешность в выполнении когнитивных проб, направленных на выявление способности к сукцессивному синтезу (тест «Ряды») и симультанному (тест «Логическое умножение»), распознаванию социально значимых сигналов (эмоциональных экспрессий и ситуаций взаимодействия).
Эти данные не позволяют делать выводы о наличии причинно-следственных связей между изучаемыми переменными. Вероятнее всего, имеет место их взаимное влияние.
Ограничения
Проведенное исследование было сфокусировано на некоторых аспектах функционирования ребенка без учета факторов внешней среды.
Литература
- Дугина О.В., Егоров А.В., Казаков А.М., Казьмин А.М., Фирсова Л.В. Пилотажное исследование функциональности, достижений и факторов личности у старших дошкольников с типичным и атипичным развитием [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2012. №4. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2012/n4/57320.shtml (дата обращения: 28.03.2015)
- Егоров А.В., Захаренко Н.В., Казьмин А.М., Фирсова Л.В. Личность и достижения дошкольников с типичным развитием и умственной отсталостью [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2012. №3. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2012/n3/55180.shtml (дата обращения: 28.03.2015)
- Казьмин А.М., Егоров А.В., Захаренко Н.В., Дунайцева В.А., Казаков А.М. Пилотажное исследование когнитивных способностей у детей при помощи набора компьютерных методик ДИНА-ОКС [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2012. №1. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2012/n1/49973.shtml (дата обращения: 28.03.2015)
- Казьмин А.М. Инклюзивное образование: шкала оценки образовательных компетентностей дошкольников // Практика управления ДОУ, №7, 2012
- Казьмин А.М. Теория процессуального анализа: краткое описание и прикладное значение [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2012. №4. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2012/n4/57302.shtml (дата обращения: 29.03.2015)
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" [Электронный ресурс] // Российская газета. Документы. URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 28.03.2015)
- Scheck A.M., L. Malesky A., Cathy J., Grist L., McCord D. M. (2010) Personality in Preschool Children: Preliminary Psychometrics of the M5-PS Questionnaire, American Journal of Psychological Reseach, Volume 6, Number 1.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2471
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 1009
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0