Индивидуально-социальные компетенции, факторы личности и когнитивные способности дошкольников

1020

Аннотация

Мы провели изучение связей между индивидуально-социальными компетенциями, факторами личности и когнитивными способностями дошкольников с типичным развитием, посещающих детский сад (N=54; возраст 73,4  6 месяцев, 31 мальчик и 23 девочки). Использовалась методики «Шкала образовательных компетенций дошкольников», M5-PS, компьютерные когнитивные тесты. Использовался кластерный анализ данных при помощи метода к-средних и U-критерий Манна – Уитни. Мы обнаружили, что дети с высоким уровнем сформированности индивидуально-социальных компетенций отличаются большей открытостью новому опыту (p<0,0001), доброжелательностью (p<0,05), добросовестностью (p<0,01), экстраверсией (p=0,001), а также большей успешностью в выполнении когнитивных проб на понимание последовательностей стимулов (p<0,05), использование логического умножения (p<0,05), распознавание эмоциональных экспрессий (p<0,05) и ситуаций социального взаимодействия (p<0,01). Полученные результаты могут указывать на возможное участие как личностных, так и когнитивных факторов в формировании индивидуально-социальных компетенций.

Общая информация

Ключевые слова: дошкольный возраст, индивидуально-социальные компетенции, личность, когнитивные способности

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Егоров А.В., Казьмин А.М. Индивидуально-социальные компетенции, факторы личности и когнитивные способности дошкольников [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2015. Том 4. № 2. С. 54–66. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2015_n2/Egorov_Kazmin (дата обращения: 21.12.2024)

Полный текст

 
 

В рамках создания современных систем дошкольного образования приоритетным направлением является индивидуализация образовательных программ для детей с целью обеспечения оптимальных условий для гармоничного развития личности ребенка. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования утверждается направленность основной программы дошкольного образования на позитивную социализацию и индивидуализацию развития детей [Приказ Минобрнауки России]. В соответствии с этим стандартом допускается проведение педагогической оценки развития детей и выявления их индивидуально-психологических особенностей. В рамках педагогической диагностики можно оценивать сформированность личностных качеств, компетенций, включая индивидуально- и социально­ориентированные. С согласия родителей возможно проведение психологического обследования личности и познавательной сферы.

Представляется очевидным, что формирование индивидуально- и социально­ориентированных компетенций ребенка, происходит под воздействием множества факторов: социальной ситуации развития ребенка, индивидуальных особенностей его реагирования (темперамента, факторов личности), познавательных способностей, состояния здоровья и других. Тем не менее конкретный характер этих влияний требует изучения.

В предыдущих исследованиях нами была разработана шкала оценки образовательных компетенций дошкольников, рассчитанная на пользование воспитателями [Казьмин]; установлено, что типично развивающиеся дети с высокой выраженностью факторов «открытость новому опыту», «добросовестность» и «экстраверсия» успешнее овладевают индивидуально-ориентированными и социально-ориентированными компетенциями, чем их сверстники с низкой выраженностью этих факторов [Егоров, 2012]; показано, что дети с задержкой психического развития и дети с умственной отсталостью имеют меньшую сформированность этих компетенций и низкие оценки факторов «открытость новому опыту», «добросовестность» и «экстраверсия» [Дугина, 2012].

В данном исследовании мы преследовали цель выявить связи между индивидуально-социальными компетенциями, факторами личности и когнитивными способностями дошкольников с типичным развитием, прояснить, существуют ли различия в выраженности факторов личности и когнитивных способностях у детей с высоким и низким уровнем сформированности индивидуально-социальных компетенций.

Испытуемые

Выборку составили 54 типично развивающихся ребенка (23 девочки и 31 мальчик, возраст 73,4 ± 6 месяцев), посещающих детский сад.

Методы

1. Шкала оценки образовательных компетенций дошкольников [Казьмин]. Для данного исследования использовались субшкалы «Индивидуально­ориентированные компетенции» («самопрезентация», «осознание субъектного Я», «осознание себя во времени», «саморегуляция», «ассертивная защита», «культура опрятности», «культура приема пищи», «культура одевания», «физическая безопасность») и «Социально-ориентированные компетенции» («партнерство», «лидерство», «исполнительство», «этичность», «просоциальное и контролирующее поведение», «сюжетно-ролевые игры», «игры с правилами», «общественно-полезный труд»). Каждая оценка оценивается по 6 балльной шкале на основе критериев. Путем суммирования вычислялись индивидуально-ориентированная компетентность, социально­ориентированная компетентность, индивидуально-социальная компетентность (сумма значений индивидуально-ориентированной и социально-ориентированной компетентности).

2.   M5-PS - пятифакторный опросник личности для дошкольников [Scheck]. M5-PS состоит из 90 вопросов. Вычисляются значения пяти факторов: «нейротизм», «открытость новому опыту», «доброжелательность», «добросовестность», «экстраверсия».

3.     Дина-ОКС - разработанный нами ранее диагностический набор компьютерных тестов, направленный на выявление когнитивных способностей, состоящий из 8 субтестов: «Переучивание», «Поиск», «Категории», «Последовательности», «Понимание речи», «Отношения», «Правила», «Логическое умножение» [Казьмин, 2012]. Автоматически вычисляется эффективность выполнения тестов в процентах. Для дальнейшего анализа производился перевод процентов в баллы: 0-54,9% - 0 баллов, 55-74,9% - 1 балл, 75-94,9% - 2 балла, 95-100% - 3 балла.

4.  Методика «Распознавание эмоций» является новым компьютерным тестом вариантом оценки способности испытуемого к распознаванию базовых эмоциональных экспрессий. Состоит тест из четырех этапов, обучающего (рисунок 1а) и трех тестовых (рисунки 1б, 1в, 1г). В рамках обучающего этапа ребенок знакомится со стимульным материалом. Затем он переходит непосредственно к тестовым заданиям. Разница этапов состоит в особенностях предъявляемого стимульного материала: это сюжетные картинки, изолированные персонажи из мультфильмов, выражение глаз людей разного возраста. Стимульный материал предъявляется ребенку в рандомизированном порядке. Ребенок выбирает соответствующее стимульной картинке эталонное изображение эмоции из четырех вариантов: радость, грусть, гнев, страх. Предполагается, что успешность выполнения заданий этого теста зависит от способности ребенка вычленять и использовать информацию, на основе которой возможна верная дифференциация базовых эмоций. Сопровождающая инструкция для ребенка предоставляется программой. Автоматически вычисляется эффективность распознавания эмоций в процентах. Для дальнейшего анализа производился перевод процентов в баллы: 0-54,9% - 0 баллов, 55-74,9% - 1 балл, 75-94,9% - 2 балла, 95-100% - 3 балла.

Рис. 1. Вид стимульного поля на сенсорном мониторе в тесте «Распознавание
эмоций»

5.  Тест «Взаимодействие» (рисунки 2а и 2б) составлен на основе подхода к анализу ситуаций взаимодействия субъектов, опирающегося на теорию процессуального анализа [Казьмин, 2012а]. Ребенку в рандомизированном порядке предъявляются эталонные картинки, демонстрирующие одну из четырех ситуаций взаимодействия, соответствующие сочетаниям следующих позиций: «сотрудничество - сотрудничество», «доминирование - подчинение», «доминирование - доминирование», «независимость - независимость», после чего ребенку будет необходимо из предъявленного набора картинок выбрать соответствующие предъявленной ситуации. Автоматически вычисляется эффективность выполнения тестов в процентах. Для дальнейшего анализа производился перевод процентов в баллы: 0-54,9% - 0 баллов, 55-74,9% - 1 балл, 75-94,9% - 2 балла, 95-100% - 3 балла.

2а                                                      2б

Рис.2. Вид стимульного поля на сенсорном мониторе в тесте «Узнавание эмоций»

Тесты в методиках Дина-ОКС и Дина-СКС предъявлялись детям на сенсорном мониторе ELO 1917L, автоматический анализ результатов осуществлялся в программе, выполненной на базе приложения Microsoft PowerPoint с использованием макрокоманд. В комплект аппаратного комплекса входили также ноутбук и аудиоколонки.

Статистическая обработка данных осуществлялась при помощи программы «Statistica 8.0».

Процедура

Шкала оценки образовательных компетенций дошкольников заполнялась воспитателями. Компьютерное тестирование, предлагаемое детям как игра, проводилось в отдельном помещении.

Результаты

Выявление связей между индивидуально-социальными компетенциями, факторами личности и когнитивными способностями

Для выявления связей между индивидуально-социальными компетенциями, факторами личности и когнитивными способностями был проведен корреляционный анализ Спирмена, результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1. Коэффициенты корреляции между значениями индивидуально­ориентированных и социально-ориентированных компетентностей, факторов личности и эффективности выполнения когнитивных тестов

N

Параметры личности и названия компьютерных тестов

Индивидуально­ориентированная компетентность

Социально­ориентированная компетентность

1.

Нейротизм

0,11

0,16

2.

Открытость новому опыту

0,63***

0,56***

3.

Доброжелательность

0,45**

0,52***

4.

Добросовестность

0,51***

0,56***

5.

Экстраверсия

0,58***

0,50***

6.

Переучивание

0,15

0,03

7.

Поиск

0,27*

0,13

8.

Ряды

0,35*

0,38*

9.

Понимание речи

0,13

0,01

10.

Отношения

0,36*

0,28*

11.

Правила

0,15

0,10

12.

Логическое умножение

0,32*

0,25

13.

Распознавание эмоций

0,47**

0,49**

14.

Взаимодействие

0,58***

0,46**

*- значимая связь при p<0,05; **- значимая связь при p<0,001; значимая связь при p<0,0001

Значимые положительные связи выявлены между индивидуально­ориентированными и социально-ориентированными компетентностями, с одной стороны, с факторами личности (открытость новому опыту, доброжелательность, добросовестность, экстраверсия) и эффективностью выполнения компьютерных когнитивных тестов («Ряды», «Отношения», «Распознавание эмоций», «Взаимодействие»), с другой стороны.

Выделение групп детей с низким и высоким уровнем сформированности индивидуально-социальных компетенций

При помощи кластерного анализа - метода к-средних - были выделены две группы детей: с низким уровнем сформированности индивидуально-социальных компетенций (кластер 1) и высоким (кластер 2) (таблица 2).

Таблица 2. Описательная статистика кластеров 1 и 2

Кластер 1 содержит 13 случаев

Переменные

Среднее

Стандартное отклонение

Индивидуально-ориентированная компетентность

32

5,5

Социально-ориентированная компетентность

30,2

3,9

Кластер 2 содержит 41 случай

Индивидуально-ориентированная компетентность

46,7

3,5

Социально-ориентированная компетентность

41,2

3,9

 

Сравнение значений факторов личности и эффективности выполнения когнитивных тестов между кластерами 1 и 2

Сравнение значений факторов личности и эффективности выполнения когнитивных тестов между кластерами 1 и 2 проводилось при помощи U-критерия Манна - Уитни. Дети с высокими значениями индивидуально-ориентированных и социально-ориентированных компетенций имели большую выраженность открытости новому опыту (p<0,0001), доброжелательности (p<0,05), добросовестности (p<0,01), экстраверсии (p<0,01), демонстрировали более высокую эффективность выполнения субтестов «ряды 2» (p<0,05), «логическое умножение 1» (p<0,05), тестов «распознавание эмоций» (p<0,05) и «взаимодействие» (p<0,01) (таблица 3, рисунки 3,4).

Таблица 3. Результаты сравнения значений факторов личности и эффективности выполнения когнитивных тестов между кластерами 1 и 2 при помощи U-критерия Манна - Уитни

 

N

Название фактора личности

Уровень значимости

1.

Нейротизм

0,723

2.

Открытость новому опыту

0,00006

3.

Доброжелательность

0,013

4.

Добросовестность

0,003

5.

Экстраверсия

0,001

 

Название теста

Уровень значимости

1.

Переучивание

0,283

2.

Поиск

0,057

3.

Категории

0,598

4.

Ряды 1

0,217

5.

Ряды 2

0,043

6.

Понимание речи 1

0,863

7.

Понимание речи 2

0,240

8.

Понимание речи 3

0,571

9.

Понимание речи

0,769

10.

Отношения 1

0,071

11.

Отношения 2

0,746

12.

Отношения 3

0,839

13.

Правила 1

0,412

14.

Правила 2

0,217

15.

Правила 3

0,159

16.

Логическое умножение 1

0,016

17.

Логическое умножение 2

0,357

18.

Логическое умножение 3

0,472

19.

Распознавание эмоций

0,020

20.

Взаимодействие

0,007

Рис.3. Различия между кластерами 1 и 2 по значениям факторов личности
(открытость новому опыту, добросовестность, доброжелательность, экстраверсия)

Рис. 4. Различия между кластерами 1 и 2 по эффективности выполнения
когнитивных тестов «Ряды» (субтест 2), «Логическое умножение» (субтест 1),
Распознавание эмоций», «Взаимодействие»

Заключение

Мы обнаружили прямую связь между уровнем сформированности индивидуально­социальных компетенций у дошкольников, выраженностью факторов личности (открытость новому опыту, доброжелательность, добросовестность, экстраверсия) и эффективностью выполнения ряда когнитивных тестов (способность к распознаванию последовательностей, одновременному учету двух признаков, распознаванию эмоциональных экспрессий и ситуаций взаимодействия). Наиболее высокие результаты в формировании компетенций личности обнаруживаются у детей, имеющих более выраженные предрасположенности к ответственному отношению к результатам своей деятельности (добросовестность), к вовлечению в познавательную деятельность (открытость новому опыту) и позитивное социальное взаимодействие (доброжелательность, экстраверсия); проявляющих большую успешность в выполнении когнитивных проб, направленных на выявление способности к сукцессивному синтезу (тест «Ряды») и симультанному (тест «Логическое умножение»), распознаванию социально значимых сигналов (эмоциональных экспрессий и ситуаций взаимодействия).

Эти данные не позволяют делать выводы о наличии причинно-следственных связей между изучаемыми переменными. Вероятнее всего, имеет место их взаимное влияние.

Ограничения

Проведенное исследование было сфокусировано на некоторых аспектах функционирования ребенка без учета факторов внешней среды.

Литература

  1. Дугина О.В., Егоров А.В., Казаков А.М., Казьмин А.М., Фирсова Л.В. Пилотажное исследование функциональности, достижений и факторов личности у старших дошкольников с типичным и атипичным развитием [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2012. №4. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2012/n4/57320.shtml (дата обращения: 28.03.2015)
  2. Егоров А.В., Захаренко Н.В., Казьмин А.М., Фирсова Л.В. Личность и достижения дошкольников с типичным развитием и умственной отсталостью [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2012. №3. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2012/n3/55180.shtml (дата обращения: 28.03.2015)
  3. Казьмин А.М., Егоров А.В., Захаренко Н.В., Дунайцева В.А., Казаков А.М. Пилотажное исследование когнитивных способностей у детей при помощи набора компьютерных методик ДИНА-ОКС [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2012. №1. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2012/n1/49973.shtml (дата обращения: 28.03.2015)
  4. Казьмин А.М. Инклюзивное образование: шкала оценки образовательных компетентностей дошкольников // Практика управления ДОУ, №7, 2012
  5. Казьмин А.М. Теория процессуального анализа: краткое описание и прикладное значение [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2012. №4. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2012/n4/57302.shtml (дата обращения: 29.03.2015)
  6. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" [Электронный ресурс] // Российская газета. Документы.   URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 28.03.2015)
  7. Scheck A.M., L. Malesky A., Cathy J., Grist L., McCord D. M. (2010) Personality in Preschool Children: Preliminary Psychometrics of the M5-PS Questionnaire, American Journal of Psychological Reseach, Volume 6, Number 1.

Информация об авторах

Егоров Александр Валерьевич, педагог-психолог, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, e-mail: egorovfamily@gmail.com

Казьмин Александр Михайлович, кандидат медицинских наук, профессор кафедры нейро- и патопсихологии развития, факультет клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1748-2574, e-mail: mgppukprd@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2533
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 17

Скачиваний

Всего: 1020
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0