Сорокин А.Б. кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник, Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4148-6719 e-mail: SorokinAB@mgppu.ru
Давыдова Е.Ю. кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник, Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5192-5535 e-mail: el-davydova@mail.ru
Хаустов А.В. кандидат педагогических наук, директор, Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9634-9295 e-mail: arch2@mail.ru
Своевременный выбор адекватного вмешательства является залогом улучшения состояния ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС). Этот выбор затруднен из-за чрезвычайной гетерогенности проявлений РАС и недостаточной изученности эффективности методов помощи. В статье представлен подход, позволяющий специалистам различных профессий, которые планируют психолого- педагогические вмешательства для детей с РАС, а также родителям детей с РАС оценить методы помощи с точки зрения их соответствия критериям доказательности с учетом этой специфики. Подобная оценка производится на основании опубликованных исследований. В статье приводятся параметры, на которые следует обратить внимание при принятии информированного решения о том, какому вмешательству следует отдать предпочтение. К ним относятся как формальные признаки, такие как объемы экспериментальных групп, продолжительность исследования, соответствие испытуемых целевой группе и валидность, так и субъективные критерии, которые помогут правильно выбрать вмешательство на индивидуальном уровне.
В условиях повышенного внимания общества к проблеме аутизма
разработка подходов к оценке эффективности психолого-педагогических
вмешательств при работе с детьми с РАС приобретает актуальность сразу в
нескольких аспектах. Это и выбор наиболее оптимальной стратегии помощи с учетом
комплекса факторов специалистами и родителями детей с РАС, и проведение научных
и научно-практических исследований, и разработка новых психолого-педагогических
методов помощи.
Литература
Давыдова Е.Ю., Сорокин А.Б. Жизненные компетенции в
контексте планирования обучения детей с расстройствами аутистического спектра
// Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 3. С. 120—130.
DOI:10.17759/pse.2016210314
Давыдова Е.Ю., Сорокин А.Б. Оценка жизненных
компетенций учащихся на начальном этапе общего образования // Психологическая
наука и образование. 2019. Том 24. № 6. С. 16—27.
DOI:10.17759/pse.2019240602
План диагностического обследования при аутизме ADOS-2 / К.
Лорд [и др.] // Western Psychological Services; Giunti O.S. 2016.
Раттер М., Куто Э., Лорд К. Интервью для
диагностики аутизма ADI-R // Western Psychological Services; Giunti O.S.
2014.
Сорокин А.Б. Нарушения интеллекта при расстройствах
аутистического спектра // Современная зарубежная психология. 2018. Том 7. № 1.
С. 38—44. DOI:10.17759/jmfp.2018070104
Сорокин А.Б., Давыдова Е.Ю. Изучение особенностей
поведения и общения у детей ясельного возраста с подозрением на наличие
расстройства в спектре аутизма при помощи «Плана диагностического обследования
при аутизме» ADOS-2 // Аутизм и нарушения развития. 2017. Том 15. № 2. С.
38—44. DOI:10.17759/autdd.2017150204
Сорокин А.Б., Зотова М.А., Коровина Н.Ю.
Скрининговые методы для выявления целевой группы «спектр аутизма» педагогами и
психологами // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 3. С. 7—15.
DOI:10.17759/pse.2016210302
Факторы, влияющие на успешность преодоления расстройств
аутистического спектра / Н.Л. Горбачевская [и др.] // Аутизм и нарушения
развития. 2016. Том 14. № 4. С. 39—50. DOI:10.17759/ autdd.2016140407
A systematic review of early intensive intervention for
autism spectrum disorders / Warren Z. [и др.] // Pediatrics. 2011. Vol. 127.
P.e1303—e1311. DOI:10.1542/peds.2011-0426
Buescher A.V., Cidav Z., Knapp M., Mandell D.S.
Costs of autism spectrum disorders in the United Kingdom and the United States
// JAMA Pediatr. 2014. Vol. 168(8). P. 721—8. DOI:10.1001/
jamapediatrics.2014.210
Construct Validity of the Autism Impact Measure (AIM) /
Mazurek M.O. [и др.] // J Autism Dev Disord. 2018. Jan 17.
DOI:10.1007/s10803-018-3462-8
Early Intervention for Children With Autism Spectrum
Disorder Under 3 Years of Age: Recommendations for Practice and Research /
Zwaigenbaum L. [и др.] // Pediatrics. 2015. Vol. 136. P. S60—S81. DOI:10.1542/
peds.2014-3667
Evidence-based practice in psychology // Am Psychol. 2006.
Vol. 61 (4). P. 271—285.
Evidence-based practices for children, youth, and young
ddults with Autism Spectrum Disorder / Wong C. [и др.] // Chapel Hill: The
University of North Carolina, Frank Porter Graham Child Development Institute,
Autism Evidence-Based Practice Review Group. 2014.
Hyman S.L., Levy S.E., Myers S.M. Council on
children with disabilities, section on developmental and behavioral pediatrics.
Identification, Evaluation, and Management of Children With Autism Spectrum
Disorder // Pediatrics. 2020. Vol. 145(1). DOI:10.1542/peds.2019-3447
IES. WWC Evidence Review Protocol: Interventions For
Children With An Autism Spectrum Disorder, Institute of Education Sciences.
2011.
Kratochwill T.R., Stober K.C. Procedural and Coding
Manual for Review of Evidence-Based Interventions, American Psychological
Association. 2008.
Leigh J.P., Du J. Brief Report: Forecasting the
Economic Burden of Autism in 2015 and 2025 in the United States // J Autism Dev
Disord. 2015. Vol. 45 (12). P. 4135—9. DOI:10.1007/s10803-015-2521-7
Lonigan C.J., Elbert J.C., Johnson S.B. Empirically
supported psychosocial interventions for children: an overview // J Clin Child
Psychol. 1998. Vol. 27 (2). P. 138—145.
Mandy W.P., Charman T., Skuse D.H. Testing the
construct validity of proposed criteria for DSM- 5 autism spectrum disorder //
J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 2012. Vol. 51 (1). P. 41—50.
DOI:10.1016/j.jaac.2011.10.013
Reichow B., Doehring P., Cicchetti D.V., Volkmar
F.R. Evidence-Based Practices and Treatments for Children with Autism.
Boston, MA, Springer US, 2011.
Rogers S.J., Vismara L.A. Evidence-based
comprehensive treatments for early autism // J Clin Child Adolesc Psychol.
2008. Vol. 37 (1). P. 8—38.
Sanchack K.E., Thomas C.A. Autism Spectrum
Disorder: Primary Care Principles // Am Fam Physician. 2016. Vol. 94 (12). P.
972—979.
Smith T., Scahill L., Dawson G., Guthrie D., Lord C.,
Odom S., Rogers S., Wagner A. Designing research studies on psychosocial
interventions in autism // J Autism Dev Disord. 2007. Vol. 37 (2). P. 354—66.
DOI:10.1007/s10803-006-0173-3
Stahmer A.C. Effective strategies by any other name
// Autism. 2014. Vol. 18 (3). P. 211—212. DOI:10.1177/1362361314523357