К проблеме конструирования образовательных практик на основе системы понятий культурно-исторической психологии

76

Резюме

В статье рассматривается применение фундаментальных понятий культурно-исторической психологии — зона ближайшего развития, совместная деятельность, вращивание, переживание, знаковое опосредствование, рефлексия, — для проектирования эффективных образовательных практик и технологий. Особое внимание уделяется таким практикам как рефлексивно-деятельностный подход (РДП), направленный на оказание помощи учащимся в преодолении учебных трудностей и способствующий их когнитивному и личностному развитию; диагностическая методика «Мозаика», задачей которой выступает оценка сформированности метапредметных компетенций учащихся младшего школьного возраста в области организации совместной деятельности; «Мультимедиа-театр», позволяющий через специально организованный процесс ролевого экспериментирования формировать центральные новообразования подросткового возраста и являющийся одной из качественно новых форм организации учебной деятельности подростков; Представленные в статье практики наглядно демонстрируют, каким образом основополагающие принципы и положения культурно-исторической психологии, заложенные Л.С. Выготским и впоследствии развивашиеся учениками и последователями его научной школы, могут быть эффективно интегрированы в образовательный процесс.

Общая информация

Ключевые слова: культурно-историческая психология, образовательная практика, рефлексивно-деятельностный подход, ролевое экспериментирование, диагностика метапредметных компетенций, совместная деятельность, зона ближайшего развития, рефлексия, переживание, вращивание, знаковое опосредствование

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2025000002

Поступила в редакцию 14.07.2025

Принята к публикации

Опубликована

Для цитаты: Конокотин, А.В., Зарецкий, В.К., Улановская, И.М., Рубцова, О.В. (2025). К проблеме конструирования образовательных практик на основе системы понятий культурно-исторической психологии. Культурно-историческая психология. Ранний доступ. https://doi.org/10.17759/chp.2025000002

Литература

  1. Выготский Л.С. (2005). Психология развития человека. М.: Эксмо-Пресс; Смысл.
    Vygotsky L.S. (2005). Psychology of Human Development. M.: Eksmo-Press; Smysl.
  2. Выготский, Л.С. (1935). Умственное развитие детей в процессе обучения. М.–Л.: Учпедгиз.
    Vygotsky, L.S. (1935). Mental Development of Children in the Process of Learning. M.–L.: Uchpedgiz.
  3. Выготский, Л.С. (1982). Собрание сочинений: в 6 т. Том 2. Мышление и речь. М.: Педагогика.
    Vygotskii, L.S. (1982). Collected Works: in 6 volumes. Vol. 2. Thinking and Speech. M.: Pedagogika. (In Russ.).
  4. Выготский, Л.С. (1982). Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии. В: А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевский (Ред.). М.: Педагогика.
    Vygotsky, L.S. (1982). Collected Works: In 6 volumes. Vol. 1. Issues of Theory and History of Psychology. In: A.R. Luriya, M.G. Yaroshevsky (Ed.). M.: Pedagogika. (In Russ.).
  5. Выготский, Л.С. (1984). Собрание сочинений: в 6 т. Том Т. 4. Проблемы детской (возрастной психологии). М.: Педагогика.
    Vygotskii, L.S. (1984). Collected Works: in 6 volumes. Vol. 4. Issues in Child (Developmental) Psychology. M.: Pedagogika. (In Russ.).
  6. Дубровина, И.В. (2016). Л.С. Выготский и современная детская практическая психология (к 120-летию со дня рождения Л.С. Выготского). Вестник практической психологии образования, 13(2), 3–9. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2016_n2/Dubrovina
    Dubrovina, I.V. (2016). L. S. Vygotsky and Modern Child Practical Psychology (on the 120th anniversary of L. S. Vygotsky's birth). Vestnik prakticheskoi psikhologii obrazovaniya, 13(2), 3–9. (In Russ.). URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2016_n2/Dubrovina
  7. Зарецкий, В.К. (1980). Путь к самовоспитанию творческих способностей. Наука и техника, №12, 8–10.
    Zaretsky, V.K. (1980). The Path to Self-Education of Creative Abilities. Nauka i tekhnika, №12, 8–10. (In Russ.).
  8. Зарецкий, В.К. (2007). Зона ближайшего развития: о чем не успел написать Выготский…. Культурно-историческая психология 3(3), 96–104. URL: https://psyjournals.ru/journals/chp/archive/2007_n3/Zaretsky
    Zaretskii, V.K. (2007). Zone of Proximal Development: What Vygotsky Had Not Time to Write About. Cultural-Historical Psychology, 3(3), 96–104. (In Russ.). URL: https://psyjournals.ru/journals/chp/archive/2007_n3/Zaretsky
  9. Зарецкий, В.К. (2013). Становление и сущность рефлексивно-деятельностного подхода в оказании консультативной психологической помощи. Консультативная психология и психотерапия, 21(2), 8–37. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpp/archive/2013_n2/65374
    Zaretskii, V.K. (2013). Development and Essence of Reflective Activity Approach in Psychological and Research Subject. Cultural-Historical Psychology, 21(2), 8–37. (In Russ.). URL: https://psyjournals.ru/journals/cpp/archive/2013_n2/65374
  10. Зарецкий, В.К. (2016). Один шаг в обучении – сто шагов в развитии: от идеи к практике. Культурно-историческая психология, 12(3), 149–188. https://doi.org/10.17759/chp.2016120309
    Zaretskii, V.K. (2016). Vygotsky's Principle "One Step in Learning - One Hundred Steps in Development": From Idea To Practice. Cultural-Historical Psychology, 12(3), 149–188. https://doi.org/10.17759/chp.2016120309
  11. Зарецкий, Ю.В. (2013). Субъектная позиция по отношению к учебной деятельности как ресурс развития и предмет исследования. Консультативная психология и психотерапия, 21(2), 110–128. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpp/archive/2013_n2/65555
    Zaretsky, Yu.V. (2013). Subject Position on Learning Activity as a Resource for the Development and the Subject of the Study. Counseling Psychology and Psychotherapy, 21(2), 110–128. (In Russ.). URL: https://psyjournals.ru/journals/cpp/archive/2013_n2/65555
  12. Кант, И. (1994). Собрание сочинений: в 8 т. Т. 8. М.: Чоро.
    Kant, I. (1994). Collected Works: in 8 volumes. Vol. 8. M.: Choro. (In Russ.).
  13. Михайлов, Ф.Т. (2005). Проблемы метода культурно-исторической психологии. Культурно-историческая психология, 1(2), 30–46. URL: https://psyjournals.ru/journals/chp/archive/2005_n2/Mikhailov
    Mikhailov, F.T. (2005). The problem of the Method of Cultural-Historical Psychology. Cultural-Historical Psychology, 1(2), 30–46. (In Russ.). URL: https://psyjournals.ru/journals/chp/archive/2005_n2/Mikhailov
  14. Монтессори, М. (2000). Помоги мне сделать это самому. М.: Художественная литература.
    Montessori, M. (2000). Help me do it myself. M.: Khudozhestvennaya literatura. (In Russ.).
  15. Познякова, С.А. (2013). Сравнительный анализ подсказки и помощи по процессу в преодолении учебных трудностей с позиции рефлексивно-деятельностного подхода. Консультативная психология и психотерапия, 21(2), 149–177. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpp/archive/2013_n2/65562
    Poznyakova, S.A. (2013). Comparative Analysis of Clues and Assistance in the Process of Overcoming Learning Difficulties in Terms of Reflexive Activity Approach. Counseling Psychology and Psychotherapy, 21(2), 149–177. (In Russ.). URL: https://psyjournals.ru/journals/cpp/archive/2013_n2/65562
  16. Поскакалова, Т.А., & Хуснутдинова, М.Р. (2024). Роль школьного театра в развитии коммуникации подростков: результаты лонгитюдного исследования. Психологическая наука и образование, 29(6), 164–177. DOI: 10.17759/pse.202429061
    Poskakalova, T.A., Husnutdinova, M.R. (2024). The Role of a School Theater in the Development of Communication of Adolescents: Results of a Longitudinal Study. Psychological Science and Education, 29(6), 164–177. https://doi.org/10.17759/pse.2024290611
  17. Рубцов, В.В. (2024). Развитие и обучение в контексте социальных взаимодействий: Л. Выготский vs Ж. Пиаже. Культурно-историческая психология, 20(1), 77–88. https://doi.org/10.17759/chp.2024200111
    Rubtsov, V.V. (2024). Development and Learning in the Context of Social Interactions: L. Vygotsky vs J. Piaget. Cultural-Historical Psychology, 20(1), 77–88. https://doi.org/10.17759/chp.2024200111
  18. Рубцов, В.В. (2024). Социально-генетическая психология учебных взаимодействий (избранные статьи, выступления, проекты). Книга первая. М.: ИД «Городец».
    Rubtsov, V.V. (2024). Socio-Genetic Psychology of Educational Interactions (selected articles, speeches, projects). First book. M.: ID «Gorodets». (In Russ.).
  19. Рубцов, В.В. (2024). Социально-генетическая психология учебных взаимодействий (избранные статьи, выступления, проекты). Книга вторая. М.: ИД «Городец».
    Rubtsov, V.V. (2024). Socio-Genetic Psychology of Educational Interactions (selected articles, speeches, projects). Second book. M.: ID «Gorodets». (In Russ.).
  20. Рубцов, В.В., Марголис, А.А., Гуружапов, В.А. (1996). Культурно-исторический тип школы (проект разработки). Психологическая наука и образование, 1(4), Статья 13. URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/1996_n4/Rutsov
    Rubtsov, V.V., Margolis, A.A., Guruzhapov, V.A. (1996). Cultural-Historical Type of School (development project). Psychological Science and Education, 1(4), Stat'ya 13. (In Russ.). URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/1996_n4/Rutsov
  21. Рубцов, В.В., Улановская, И.М. (2021). Развитие социальных компетенций у младших школьников в школах с разными способами организации учебных взаимодействий. Культурно-историческая психология, 17(2), 50–58. https://doi.org/10.17759/chp.2021170205
    Rubtsov, V.V., Ulanovskaya, I.M. (2021). Development of Social Competencies of Primary School Children in Schools with Different Ways of Organizing Educational Interactions. Cultural-Historical Psychology, 17(2), 50–58. https://doi.org/10.17759/chp.2021170205
  22. Рубцов, В.В., Улановская, И.М. (2022). Влияние способов организации учебных взаимодействий на развитие коммуникативно-рефлексивных способностей детей 6–10 лет. Психологическая наука и образование, 27(1), 5–16. https://doi.org/10.17759/pse.2022270101
    Rubtsov, V.V., Ulanovskaya, I.M. (2022). The Influence of Ways of Organizing Learning Interactions on the Development of Communicative and Reflexive Abilities of Children 6–10 Years Old Psychological Science and Education, 27(1), 5–16. https://doi.org/10.17759/pse.2022270101
  23. Рубцова, О.В. (2011). Ролевая идентичность как интегральная характеристика социальной ситуации развития подростка. Психологическая наука и образование, 16(5), 5–13. URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/2011_n5/48691 (дата обращения: 04.07.2025)
    Rubtsova, O.V. (2011). Role Identity as an Integral Characteristic of Social Situation of Adolescent’s Development. Psychological Science and Education, 16(5), 5–13. (In Russ.). URL: https://psyjournals.ru/en/journals/pse/archive/2011_n5/48691 (viewed: 04.07.2025)
  24. Рубцова, О.В., Уланова, Н.С. (2014). Психологические предпосылки развития рефлексии в условиях применения цифровых технологий. Психологическая наука и образование, 19(4), 101–112. URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/2014_n4/73277 (дата обращения: 04.07.2025)
    Rubtsova, O.V., Ulanova, N.S. (2014). Psychological Prerequisites of Reflection Development in the Conditions of Digital Technologies Use. Psychological Science and Education, 19(4), 101–112. (In Russ.). URL: https://psyjournals.ru/en/journals/pse/archive/2014_n4/73277 (viewed: 08.07.2025)
  25. Рубцова, О.В. (2023). Ролевое экспериментирование подростков в контексте идей Л.С. Выготского: деятельностная технология «Мультимедиа-театр». Культурно-историческая психология, 19(2), 61–69. DOI: 10.17759/chp.2023190208
    Rubtsova, O.V. (2023). Adolescents' Experimenting with Roles in the context of L.S. Vygotsky's ideas: an Activity-Based Technology "Digital Storytelling Theater". Cultural-Historical Psychology, 19(2), 61–69. https://doi.org/10.17759/chp.2023190208
  26. Совместная учебная деятельность и развитие детей / Коллективная монография. Под редакцией В.В. Рубцова, И.М. Улановской – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2021.
    Joint Educational Activity and Child Development / Collective Monograph. In V.V. Rubtsova, I.M. Ulanovskoy (Ed.). M.: MSUPE, 2021.
  27. Zaretsky, V.K., Kholmogorova, A.B. (2020). Relationship between Education, Development & Health from Cultural-Historical Perspective. Cultural-Historical Psychology, 16(2), 89–106. https://doi.org/10.17759/chp.2020160211

Информация об авторах

Андрей Владимирович Конокотин, кандидат психологических наук, доцент кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1639-4887, e-mail: konokotinav@mgppu.ru

Виктор Кириллович Зарецкий, кандидат психологических наук, профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8831-6127, e-mail: zaretskiyvk@mgppu.ru

Ирина Михайловна Улановская, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник , лаборатория психологии младших школьников, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6605-0615, e-mail: iulanovskaya@mail.ru

Ольга Витальевна Рубцова, кандидат психологических наук, доцент, руководитель «Центра междисциплинарных исследований современного детства», доцент кафедры «Возрастная психология имени проф .Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3902-1234, e-mail: ovrubsova@mail.ru

Метрики

 Просмотров web

За все время: 156
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 3

 Скачиваний PDF

За все время: 76
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 2

 Всего

За все время: 232
В прошлом месяце: 26
В текущем месяце: 5