Психологическая наука и образование

ВАК WoS Scopus Ядро РИНЦ

Содержание выпуска 2011. Том 16. № 3

Уважаемые читатели!

Этот выпуск журнала посвящен прошедшей в июне нынешнего года Международной научно­практической конференции «Инклюзивное образование: методология, практика, технология», со­бравшей более 350 участников из России, Украины, Республики Беларусь, Азербайджана и стран дальнего зарубежья. В своих выступлениях исследователи и педагоги из Канады, Норвегии, Гер­мании, Финляндии и Испании поделились опытом инклюзивного образования в своих странах. Участники конференции обсудили широкий круг теоретико-методологических, философских, организационно-управленческих вопросов, выступили с докладами и сообщениями по вопросам научно-методического обеспечения инклюзивного образования, психолого-педагогического сопро­вождения субъектов инклюзивного образовательного процесса, подготовки кадров для обеспече­ния инклюзивной практики и обсудили имеющийся в мире положительный опыт. В сборник, выпу­щенный по итогам этого форума, вошли материалы, позволяющие представить современное со­стояние обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья на всех ступенях получения образования, в которых обозначены проблемы и риски развития инклюзивной практи­ки, представлены технологии организации инклюзивного образования в Москве и регионах России.

В настоящее время в России осуществляется масштабное введение практики инклюзивно­го образования – обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в учреждени­ях общего образования совместно со всеми детьми. Развитие практики инклюзивного образова­ния происходит в условиях дефицита необходимых видов обеспечения (правового, методическо­го, психолого-педагогического, материально-технического), а также на фоне десятилетиями скла­дывавшихся в России стереотипов в отношении детей с инвалидностью как подлежащих изоляции и обучению лишь в специальных образовательных учреждениях. В этой ситуации проведение меж­дународной конференции с участием зарубежных специалистов, обладающих многолетним успеш­ным практическим опытом инклюзивного образования, отечественных специалистов, имеющих на­учные и технологические заделы для организации инклюзивного образования, дало возможность не просто обменяться опытом, но и выработать важные ориентиры, методологические ограничения и технологические принципы, которым необходимо следовать в развитии практики инклюзивного образования в России.

Предлагаемый вниманию читателей выпуск журнала содержит статьи ученых и исследовате­лей, занимающихся различными аспектами инклюзивного процесса в образовании:

  • анализом состояния и возможных перспектив разработки теоретико-методологических осно­ваний инклюзивного обучения;
  • психолого-педагогическим сопровождением процесса взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья со своими сверстниками;
  • проблемами индивидуализации образовательного процесса при введении в школы инклюзив­ной практики;
  • вопросами профессиональной готовности учителя работать в инклюзии;
  • ролью психолого-медико-педагогической комиссии в создании условий для включающей прак­тики образования.

Материалы статей данного номера журнала показывают, что в мире уже накоплен богатый опыт по созданию равных условий для получения всеми детьми качественного образования для их со­циальной инклюзии. Отмечается, что среди стран с наиболее совершенными законодательствами можно выделить Канаду, Кипр, Данию, Бельгию, ЮАР, Испанию, Швецию, США и Великобританию. В частности, обращается внимание на то, что в Италии законодательство поддерживает инклюзив­ное образование с 1971 года, во многих других странах инклюзивное образование существует уже не менее 30–40 лет. Также отмечается, что формирование инклюзивного образования является стратегическим направлением Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Именно эта тема станет централь­ной на конференции стран Центральной и Восточной Европы и государств – участников СНГ, кото­рая пройдет в Москве 27–29 сентября 2011 года.

Желаю всем читателям оптимизма и веры в совместные усилия!

С. В. Алехина,
кандидат психологических наук,
руководитель Института проблем интегративного
(инклюзивного) образования МГППУ

«Включающее образование: осмысление инклюзивной практики»

Инклюзивное образование